Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

воздействовали на весь ход дальнейшей истории и всего человечества. Никакими объективными общественными, историческими и политическими причинами невозможно объяснить столь чудесное возникновение и стремительное развитие Ислама и мусульманского общества и государства.

В то же время, полностью игнорировать социальные или исторические предпосылки для возникновения Ислама, связанные с кризисом традиционного образа жизни арабского общества, социальным неравенством, процессов этнокультурной консолидации в Аравии и перехода от родоплеменного строя к раннеклассовым отношениям тоже нельзя. Эти объективные предпосылки для начала мусульманского движения, возможно были, однако все это не носило решающего значения, так как только эти причины сами по себе не могли бы привести к возникновению за ничтожно малый исторический отрезок времени такой величайшей цивилизации, развитой во всех отношениях, как исламский мир. Поэтому невозможно объяснить причины возникновения Ислама лишь потребностью в идеологическом обосновании политико-экономических и культурных перемен в арабском обществе. Тем более что в самом Коране нет призывов к объединительным процессам в арабском обществе, началу арабского возрождения. Там нет также никаких акцентов в сторону решения каких-то социальных или политических проблем. Это дает основание говорить о том, что Мухаммад, в своих проповедях не призывал к решению всех этих проблем в качестве первоочередной задачи своей деятельности. Нет также в Коране, хадисах и исламской доктрине в целом, никаких националистических призывов.

Происхождение Ислама также не может быть связано с заимствованием положений этой религии из Иудаизма и Христианства, так как Мухаммад рос и формировался в Мекке, в языческой среде. Причем он был безграмотным и не мог собрать и переработать христианские и иудейские тексты так, чтобы составить на их основе целостное и совершенное учение. Он также почти не имел никаких контактов ни с иудеями, ни с христианами. Согласно историческим сообщениям, он всего два раза встретился с родственником своей жены Хадиджы Варакой, который был христианином. Все его другие встречи с иудеями или христианами в мекканский период его деятельности носили случайный или деловой характер. Всех этих кратковременных встреч было недостаточно для детального ознакомления с Христианством или Иудаизмом.

Столпы Ислама

Согласно воззрениям подавляющего большинства мусульман (суннитов), мусульманское мировоззрение связано с конкретными практическими постулатами этой религии, которые условно называются «столпами Ислама».

В хадисе, приводимом в сборниках авторитетных мухаддисов, упоминается диалог пророка Мухаммада и ангела Джибрила, который происходил в присутствии свидетелей из числа сподвижников пророка. Джибрил спросил его:

«О Мухаммад, расскажи мне об Исламе!». Пророк ответил следующим образом: «Ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, совершать молитву, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан, совершать паломничество к священному дому, если на то будет возможность». (Хадис приводится у Муслима)

Таким образом, «Столпы Ислама» сводятся к 5 постулатам:

1. Соблюдение строжайшего единобожия (Таухид).

Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммада, выражено в своеобразном символе веры Ислама — шахаде: «Ашхаду анлаиляха илляллах ва ашхаду анна мухаммадан абдуху ва расулюху» (Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник)». В этой формулировке сосредоточена основная идея религии Бога, из которой проистекают все остальные теоретические и практические положения Ислама.

2. Необходимость совершения ежедневной пятикратной молитвы-салат (перс. намаз).

Это поклонение Аллаху посредством тела. Намаз совершается по единой форме, в предписанное время со строго определенными положениями тела (См. Салат). Во время молитвы читаются коранические суры.

3. Необходимость обязательного материального пожертвования — закят.

Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть своих заработанных средств в помощь обездоленным и беднякам (См. Закят). Закят взимается в строго определенном количестве. Малоимущие освобождены от выплаты закята. Закят — это разновидность поклонения Аллаху посредством имущества.

4. Необходимость соблюдения поста в месяц лунного календаря — Рамадан.

Суть поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от пищи и воды в светлое время суток, более усердным служением и большим воздержанием от грехов в этот месяц (См. Саум).

5. Необходимость совершения паломничества в Мекку.

В период паломничества, совершаемого мусульманами к главной святыне Ислама — мечети «аль-Харам» (Запретная), все помыслы верующего должны быть устремлены к Творцу. Этот столп Ислама обязателен только для тех мусульман, которые материально и физически в состоянии совершить его (См. Хадж).

Столпы веры

Понятие Ислама тесно переплетается и неразрывно связано с понятием веры (имана). Под обобщающим названием «Столпы веры» понимаются идеологические основы религии. Сам пророк Мухаммад касался этого вопроса в нескольких хадисах. Но, по мнению всех суннтских улемов, наиболее всеохватным и конкретным по данному пункту является хадис, приведенный у Бухари и Муслима, где упоминается о том, что на вопрос ангела Джибрила (Гавриила) [мир ему] о сути веры Мухаммад ответил следующим образом:

«Суть веры в том, чтобы ты верил в Бога, Его ангелов, в его писания, его посланников, и в последний день и чтобы верил ты в предопределение, как хорошее, так и дурное».

Таким образом, в Исламе существует 6 основополагающих мировоззренческих постулата, ставших своеобразным мусульманским «кредо»:

1. Вера в Аллаха — Творца всего сущего.

Включает в себя ряд положений, главным из которых является единобожие (См. Таухид).

2. Вера в Ангелов.

Ангелы — это сотворенные Аллахом из света существа, лишенные свободы воли (См. Малаика). Они являются исполнителями воли Божьей.

3. Вера в Священные Писания ниспосланные Аллахом посланникам.

Имеются ввиду Божественные откровения, которые ниспосылались посланникам Аллаха в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинные тексты Тауры (Торы), Забура (Псалмов) Инджила (Евангелия) и Корана, а также более древних свитков, ниспосланных к нескольким пророкам. Однако все предыдущие писания отменены Кораном.

4. Вера в пророков (посланников) Божьих.

Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Посланников, согласно одному из хадисов пророка Мухаммада, было 124000. Они были посланы ко всем народам и племенам. Но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад.

5. Вера в Судный день.

Включает в себя веру во вселенскую катастрофу, грядущее воскресение, Божий суд и наличие ада и рая (См. Ахира).

6. Вера в предопределение.

Необходимо верить в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (См. Кадар и Каза).

Развитие исламской общественно-политической и философско-правовой мысли

Спустя несколько десятилетий после своего возникновения, Ислам стал превращаться в мировую религию. С этого времени начали меняться и общественно-политические и экономические условия в мусульманском государстве — Халифате, который распространил свою власть на обширных территориях Азии, Африки и Европы. На протяжении времени появились новые проблемы, связанные с бурным прогрессом мусульманского общества, а также появилась необходимость рационального объяснения многих постулатов религии, которые до этого просто принимались на веру. Еще одной причиной развития мусульманской общественно-политической и философской мысли было то обстоятельство, что Ислам стал распространяться на территориях, которые с древнейших времен были центрами мировой цивилизации. Здесь были распространены древнейшие религиозно-философские учения, многие народы исповедовали такие религии, как Христианство, Зороастризм, Буддизм. Выйдя на мировую арену, мусульмане были вынуждены классифицировать и систематизировать положения Исламской религии, создавать мировоззренческие и правовые школы, отвечать рациональными доводами на вопросы оппонентов, заниматься апологетическими проблемами.

Богатейшее наследие, которое основывалось на положениях Божественного откровения и традициях ранних мусульман (в лице первых халифов и сподвижников пророка) содержало в себе большой потенциал, на основании которого последующие поколения мусульманских мыслителей создали уникальную мусульманскую цивилизацию. Возникшие мировоззренческие и правовые школы вели между собой бурную полемику, в результате которых развивали и обосновывали положения своих доктрин. Необходимо отметить, что все эти процессы прогресса мысли не противоречили положениям раннего Ислама, где все это являлось допустимым с самого начала и получило название иджтихада (См. Иджтихад).

Первой серьезной проблемой в мусульманском обществе стала проблема верховной власти в мусульманском государстве. По этому вопросу еще в период правления двух последних Праведных халифов Османа и Али, из основной массы мусульманского общества выделились две группы — хариджитов, выступавших за выборы халифов (См. Хариджиты) и шиитов, которые считали законным халифом Али и его прямых потомков (См. Шииты). Первоначально эти группы являлись только политическими партиями. В качестве самостоятельных религиозных течений в Исламе они стали формироваться значительно позднее, когда началась выработка их религиозно-догматических положений.

Доктринальными проблемами, по отношению к которым мусульманские ученые разошлись во мнениях, стали стали:

1. Проблема сущности и атрибутов Аллаха (их наличия или отсутствия):

2. Проблема предопределения и свободы воли человека;

3. Проблема отношения грехов к вере мусульманина (а также положение мусульман-грешников);

4. Проблема сущности Корана (его сотворенность или несотворенность);

5. Проблема возможности лицезрения Аллаха в раю;

6. Проблема соотношения доводов разума с доводами Божественного Откровения;

7. Проблема методологии трактования тех или иных аятов Корана;

8. Проблема методологии отбора и трактования хадисов пророка Мухаммада (их достоверность или недостоверность).

По всем этим вопросам различные мусульманские школы выработали свои учения (Подробнее о позициях каждой из школ см. в разделах Матуридизм, Ашаризм, Салафизм, Джабриты, Кадариты, Мутазилиты, Мурджииты, Хариджиты, Шииты).

Правовые проблемы являются одними из самых важных в исламской религии. Мусульманские правоведы разработали, систематизировали и классифицировали положения мусульманского права из аятов Корана и хадисов. При этом, они также использовали такие альтернативные источники иджтихада, как кыяс, истихсан, орф, масалих аль-мурсала и т.д. В результате примененной методики и подходов к различным проблемам, сформировались различные мусульманские правовые школы-мазхабы. Подробнее о правовых школах в Исламе см. Ханафитский мазхаб, Маликитский мазхаб, Шафиитский мазхаб, Ханбалитский мазхаб, Захиритский мазхаб, Зейдитский мазхаб, Джафаритский мазхаб.

Наряду с мировоззренческими и правовыми школами в Исламе формировались также и различные мистические учения, которые больше всего были представлены в суфийской традиции (См. Тасаввуф). Большое развитие в мусульманском мире получила также философия (См. Фальсафа)

Несмотря на наличие всех этих учений, подавляющее большинство мусульман является суннитами (Подробнее см. Ахль ас-Сунна ва’ль-Джамаа).

Исм — грех. Грех в Исламе — это совершение каких-либо действий или наличие таких намерений, которые запрещены Аллахом и Его посланником. К грешникам относятся и косвенные соучастники запретных деяний.

Греховными считаются поступки, запрещенные религией, которые были умышленно совершены только совершеннолетними людьми, которые находились в здравом рассудке. Причем согрешивший человек в суннитском Исламе не остается пожизненно виновным в совершении того или иного греха. Он всегда имеет возможность раскаяться перед Аллахом, который может простить его: «Он — тот, кто принимает покаяние Своих рабов, прощает злые деяния и знает то, что вы творите» (42: 25). Однако частое совершение пусть даже малых грехов воздействует на состояние его души и ведет к ослаблению веры, так как любой грех потенциально способен привести человека к неверию (куфру). За греховные помыслы необходимо также раскаиваться, однако наказания за них нет.

В Исламе грехи разделяются на большие (кабира) и малые (сагира). О больших грехах говорится в аяте Корана 4: 31. Самым большим грехом (мутлак кабира) является наделение какого-либо живого, мифического или неодушевленного субъекта божественными атрибутами и возвышение их до степени божества или полубожества, отличного от единого Бога. Об этом однозначно говорится в аяте Корана 4: 116. Все остальные грехи по степени тяжести меньше мутлак кабиры.

К

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн