Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

большим грехам (кабаир) относятся:

1. Отрицание бытия Аллаха.

2. Придание ему какого-либо лжесубъекта для поклонения (ширк).

3. Непризнание какого-либо положения религии.

4. Убийство человека [кроме случаев особо оговоренных в исламском праве (Cм. Катль)].

5. Совершение прелюбодеяния [сюда относятся и гомосексуализм, и лесбиянство (См. Зина и Ливата)].

6. Совершение и изучение колдовства.

7. Заниматься ростовщичеством (См. Риба).

8. Покушение на имущество сирот.

9. Бегство с поля битвы.

10. Клевета в отношении женщины относительно совершения ею прелюбодеяния (См. Казф).

11. Непокорность своим родителям-мусульманам.

12. Посягательство на чью-то честь.

13. Лжесвидетельство.

14. Убийство своих детей в любых жизненных ситуациях (в том числе и аборты).

15. Ложная клятва.

16. Сомнения в уповании на милосердие Аллаха.

17. Несовершение намаза и несоблюдение поста.

18. Упорство в совершении какого-либо греха.

Совершение первых трех грехов, описанных выше ведет к неверию и выводит человека из Ислама. Все остальные же не выводят совершившего их из Ислама, однако за них определены меры наказания. В исламском праве по отношению к людям, совершившим большие грехи, определены различные меры наказания (См. Хадд и Тазир).

К малым же грехам (сагаир) относятся меньшие по степени тяжести грехи, которые не входят в указанную выше категорию кабаир. О степени тяжести больших и малых грехов говорится в аятах:

— «Если вы будете отклоняться от великих грехов, что запрещаются вам, Мы избавим вас от ваших злых деяний…» (4: 31);

— «…тем, которые сторонятся великих прегрешений и мерзостей, кроме мелких проступков: ведь Господь твой объемлющ прощением! Он лучше знал вас, когда Он извел вас из земли и когда вы были зародышами в утробах матерей» (53: 32).

Если малые грехи совершаются постоянно, то степень их греха становится равной степени тяжести тяжелых грехов (кабаир). Совершивший малый грех должен покаяться перед Аллахом.

Только пророки являлись безгрешными людьми. Они могли совершать лишь некоторые ошибки (залля), которые сразу исправлялись Аллахом. Помимо пророков в суннитском Исламе никто безгрешным не является. Причем в Исламе не существует понятия богоизбранного народа, которому будут прощены грехи только за принадлежность к определенной расе или национальности. В Коране говорится: «Они (иудеи) говорят: “Не коснется нас огонь, разве только на немного дней”. Скажи: “Разве вы взяли с Аллаха договор и Аллах никогда не изменит Своего договора? Или вы говорите на Аллаха то, чего не знаете?”» (2: 80). Также мусульмане не имеют права совершать греховные поступки по отношению к иноверцам.

Не существует в Исламе также понятия первородного греха, который несут все люди от рождения. Все люди рождаются чистыми и свободными от грехов. А накапливают они их только в процессе жизнедеятельности. Пророк Мухаммад в одном из хадисов говорил: «Все дети рождаются в Исламе и лишь потом их родители делают их христианами, иудеями и зороастрийцами» (Бухари, Джанаиз, 80).

В суннитском Исламе, если человек признает и выполняет все предписания религии, то в случае совершения греха, он не становится неверным, но является мусульманином-грешником. Однако в различных мусульманских сектах, по этому поводу были различные мнения. Хариджиты считали людей, совершивших большие грехи неверными. Мутазилиты отводили им положение между верой и неверием, а мурджииты считали их праведниками (так как, по их мнению, вера не имеет отношения к поступкам). В отличие от суннитов и других мусульманских фракций, шииты признают безгрешными и почитаемых ими имамов из рода Али (См. Шиизм), а также дочь пророка Мухаммада — Фатиму.

Исмаил — Измаил. Один из пророков Аллаха, который был послан к аравийскому племени Джурхум; старший сын Ибрахима (Авраама) от его второй жены Хаджар (Агари), родоначальник арабов и прямой предок пророка Мухаммада.

В аятах Корана 37: 99-100 и далее повествуется, как Авраам обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он дал ему сына. В ответ Аллах обрадовал Ибрахима сыном от его второй жены Агари. Исмаил и есть тот самый «добронравный кроткий сын», о котором говорится в аяте Корана (37: 101). Позднее Ибрахим перевез Исмаила и его мать Хаджар в Мекку (См. Хаджар), и вместе со своим сыном построил Каабу для поклонения единому Богу, который стал первым в мире храмом для служения Аллаху (См. Мекка). Когда Исмаил вырос, Аллах решил испытать верность Ибрахима. В Коране этот эпизод описывается следующим образом: «И вот, когда он возраста труда достиг, отец сказал: «Мой сын, я вижу сон, что жертвенным убоем тебя я Богу приношу. Ты посмотри, что мыслится тебе об этом». И сын сказал: «О мой отец! Ты делай то, что велено тебе, и ты найдешь, что я — коли угодно Богу — найду в себе смирение и твердость» (Коран 37: 102). Ибрахим поспешил выполнить волю Аллаха. Однако в тот момент как он занес над ним нож, Аллах воззвал к нему, чтобы он этого не делал, и что это было лишь испытанием. Взамен Исмаила Бог послал Ибрахиму через своего ангела агнца для исполнения жертвы: «Когда же оба предались Господней воле, и сына на чело отец уже поверг, воззвали Мы: О Ибрахим! Ты оправдал уже видение свое! Так Мы вознаграждаем добротворцев. Сие поистине (Господне) испытание. И искупили Мы его великой жертвой» (Коран, 37: 103-107).

Спустя некоторое время к Мекке подошло из Йемена племя джурхумитов. Исмаил женился на дочери вождя этого племени. У него родилось многочисленное потомство, от которого произошел арабский народ (Подробнее см. Мекка). У Исмаила было 12 сыновей: Набит, Кидар, Адбаиль, Мибшам, Мишма, Дума, Миша, Худуд, Йатма, Йатур, Нафис и Кидман. Пророк Мухаммад, который является прямым потомком Исмаила по линии его сына Кидара.

Исмаил призывал людей к вере в Аллаха и исполнению Его законов. Однако немногие люди, среди которых он проповедовал, уверовали. Аллах дал ему способность совершать чудеса. Например, по требованию одного племени он возвел Аллаху мольбу и на голых деревьях выросли фрукты. Джурхумиты также потребовали у него чудес. Тогда Исмаил положил руки на спину овцы, которая не давала молока. После возведенной им мольбы Аллаху, в ее сосках появилось обильное молоко.

Исмаил руководствовался шариатом своего отца Ибрахима и пережил его на 40 лет. В преданиях говорится, что он участвовал в похоронах своего отца и даже после его смерти приезжал в Палестину, чтобы навещать его могилу. Здесь он встречался со своим младшим братом Исхаком.

Ибрахим умер предположительно в возрасте 133 или 137 лет в Мекке. Он был похоронен неподалеку от Каабы, возле могилы своей матери Хаджар. (См. также Ибрахим, Хаджар)

Исмаилиты — представители одной из шиитских сект. Они, как и иснаашариты, признают всех имамов до Джафара ас-Садика. Однако после него, возводят имамат не к Мусе аль-Казиму, а к другому сыну Джафара — Исмаилу, которого тот, по их мнению, прямо и недвусмысленно назначил имамом. Однако Исмаил умер раньше своего отца. После смерти Исмаила же имамат, согласно их вере, перешел к его сыну Мухаммаду Мактуму, который стал первым «сокрытым» имамом исмаилитов, которые верят, что имамы могут скрываться и при этом подчинение им является обязательным.

После Мухаммада Мактума имамат перешел к его сыну Джафару аль-Мусаддику, затем к его сыну Мухаммаду аль-Хабибу, затем к его сыну Убайдулле аль-Махди, который захватил власть в Северной Африке. После этого имамами считались все халифы государства Фатимидов, которое было создано в Египте исмаилитами. Очень близки к исмаилитам и карматы.

В то же время, в мусульманских хрониках есть данные о том, что на самом деле, исмаилитская пропаганда велась не в пользу потомков Исмаила, а в пользу совершенно другой семьи некоего Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддаха, которая выступала от их имени. Это послужило причиной раскола в исмаилитском движении, и отпадению от них секты карматов, которые узнав об этом, разорвали все свои отношения с ними (См. Карматы).

Как и другие шиитские секты, исмаилизм возник в Ираке. Затем он распространился в Иране, и Хорасане. Но в этих регионах исмаилизм смешался с индийскими и персидскими религиями и стал представлять из себя синкретическое учение. По этой причине многие из них настолько отдалились от основополагающих принципов Ислама, что их перестали считать мусульманами.

Тайный характер учения исмаилитов отдалил многих из них от основной массы мусульман. По этой причине их стали называть батинитами. Батиниты собирались в тайные общества и часто проповедовали методы террора. Еще одной причиной того, что их называли батинитами, была их убежденность в том, что весь исламский шариат имеет как явную (захир), так и сокрытую, тайную (батин) составляющую. Батин же известен только исмаилитским имамам. Исходя из доктрины тайного учения, исмаилиты подвергали аллегорическим трактовкам аяты Корана и утверждали, что все эти аллегории исходят от их имамов, которые знают сокровенные и тайные (батин) смыслы Откровения. В соответствии с этим, они разделяли богословие на явное (захир) и сокрытое (батин). Это признается также и шиитами-иснаашаритами и суфиями. Исмаилиты часто пренебрегали внешними (захир) обрядами и запретами (харам) религии, считая более необходимым постижение батина.

Согласно учению исмаилитов, Аллах возвысил имамов над остальными людьми и дал им особые, в том числе сокровенные знания обо всех аспектах бытия. Имамы обладают знаниями, которые не доступны другим людям.

Для имамов необязательно явно являться к своим последователям. Он может быть «сокрытым» и неизвестным для большинства людей. В любом случае он является руководителем, который указывает верный путь всей шиитской общине. Но, в конце концов, «сокрытый» имам все равно станет явным и придет в мир, чтобы восстановить справедливость.

Имамы являются непогрешимыми, не отвечают ни перед кем и могут делать все, что они сочтут нужным. Ведь у них есть особые знания, неизвестные никому. Люди же должны подчиняться им, так как они всегда делают только добро.

В своей доктрине, исмаилизм заимствовал и положения философии неоплатоников, гностиков и других античных школ. Большое внимание уделялось ими мистике чисел, которое было заимствовано из пигорейства и каббалистики. Особенно почиталась ими цифра «семь». В соответствии с философскими воззрениями Платона, исмаилиты рассматривали земной мир в качестве некоего отражения идеального мира. Например, все пророки, по их мнению, являлись отражением Мирового Разума (аль-акля).

В сочинениях исмаилитских теоретиков нашли отражение и идеи плотиновской эманации. Процесс умножения бытия исмаилитский философ ан-Насафи видел в «истечении» (эманации) бесконечно удаленного трансцендентного Единого (аль-Хакк). Это истечение происходит посредством световых излучений. Единое первоначало как бы излучает из себя все сущее, в результате которого происходит постепенное отдаление от первоначала и деградация. В идеальной сфере Единое первоначало излучает Мировой Разум (аль-акль), который является первой ступенью эманации. Он является идеальной духовной сущностью, которая, являясь субъектом, мыслит Единое. Мировой Разум является первым бытием и в нем существует множественность идей.

Излучение Единого не поглощается полностью Мировым Разумом, а продолжает движение. В результате появляемся Мировая Душа (ан-нафс), которая является второй ступенью эманации Единого первоначала. В Душе уже множественность

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн