ниспосланным ему от Бога откровением (Коран 26: 214), решил начать проповедь Ислама среди своих родственников, Абу Лахаб решительно выступил против него. После ниспослания аята Корана (15: 94), в котором содержится призыв к открытой проповеди Ислама среди мекканцев, пророк Мухаммад взошел на холм Сафа и впервые публично обратился к горожанам с призывом уверовать в единого Бога и страшиться Его наказания. В ответ, Абу Лахаб сказал: «Чтоб тебе пусто было весь этот день! И ради этого ты нас собрал?». В ответ на это пророк Мухаммад получил Божественное откровение:
«Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба, а сам он пропал!
Не помогло ему его богатство и то, что он приобрел.
Будет он гореть в огне с пламенем
И жена его (тоже) — носильщица дров;
На шее у нее — (только) веревка из пальмовых волокон» (Коран, 111).
Необходимо отметить, что Абу Лахаб был единственным курайшитом, имя которого упоминается в Коране, в качестве обитателя ада, несмотря на то, что врагов у пророка Мухаммада среди язычников было много.
В последующие годы Абу Лахаб продолжал свою враждебную деятельность по отношению к мусульманам. Он не участвовал в битве при Бадре по причине недоброго сна, который увидела его сестра Атика, но выделил на оснащение и укомплектование армии курайшитов большие средства. После разгрома курайшитов в этом сражении, он был сильно опечален и умер спустя несколько дней. Согласно сообщениям мусульманских историков, к его телу несколько дней не подходили даже его сыновья, и оно испускало зловоние. Затем его похоронили без всяких почестей и церемоний.
Абу Мансур аль-Матуриди (ум. в 333/994) — выдающийся мусульманский мыслитель. Эпоним одного из главных направлений мусульманской ортодоксальной мысли — матуридизма. Родился близ Самарканда, в селении Матурид. Точная дата рождения неизвестна. Возможно, что он происходил из рода сподвижника пророка Мухаммада Абу Аййуба аль-Ансари. Был последователем ханафитской правовой школы. Каламу и фикху обучался у известного ученого Абу Насра Ийада.
Абу Мансур аль-Матуриди был автором целого ряда книг по различным аспектам исламской религии. Самым известным Абу Мансура аль-Матуриди сочинением является «Китаб ат-Таухид» (Книга единобожия), в котором он изложил основы мировоззрения правоверного суннитского Ислама и подверг ожесточенной критике учения различных сект. Помимо этого известно несколько его сочинений, посвященных критике воззрений мутазилитов («Радду Аваили’ль-Адилля лиль Каби ва Баяну Вахми’ль Мутазиля»), карматов («Ар-Радду аля Усули’ль Карамита»), шиитов («Радду Китабу’ль Имама ли Базир-Рафавиза»). Он также был автором трудов по толкованию Корана («Тавилат аль-Куран»), каламу («Китаб аль-Малакат фи’ль-Калам»), фикху («Махаз аш-Шария»).
О мировоззрении Абу Мансура аль-Матуриди и его школе см. Матуридизм.
Абу Муса аль-Ашари (ум. в 44/666) — один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммада, мусульманский политический деятель. Родом из Йемена. Настоящее имя Абдулла. Вместе со своей семьей принял Ислам еще в Йемене, до знакомства с пророком Мухаммадом. Для знакомства с мусульманами выехал в Эфиопию, где находилась часть мусульманских эмигрантов. Затем, после битвы при Хайбаре, приехал в Медину. Пророк Мухаммад посчитал его принявшим участие в битве, и выделил ему часть военных трофеев. Затем Абу Муса аль-Ашари участвовал в завоевании мусульманами Мекки, битве при Хунайне, походе на Табук. После этого пророк Мухаммад, вместе с Муазом ибн Джабалем, отправил его в Йемен для ознакомления населения с положениями исламской религии. Вернувшись из Йемена, Абу Муса участвовал в Прощальном хадже пророка, а затем поселился в Медине.
После смерти пророка Мухаммада, Абу Муса участвовал в деле укрепления мусульманского государства. Халиф Омар назначил его наместником Хадрамаута (Южная Аравия). Но затем он подал в отставку и отправился на войну в Ирак. Ему было поручено завоевание Нисибина. С этой задачей он успешно справился. После этого халиф Омар назначил его наместником Басры. Находясь на этой должности, Абу Муса хорошо справлялся со своими обязанностями и проводил военные операции. Он сумел победить персов, во главе с Хурмузаном. Сам Хурмузан был пленен и доставлен в Медину к халифу Омару. После победы над этой группировкой персидской армии, Абу Муса занял Хузестан. После потери Хузестана персы попытались взять реванш в битве при Кадиссии, но снова были разгромлены.
После того, как халиф Омар отозвал своего наместника в Куфе Аммара, он назначил туда Абу Мусу аль-Ашари. Однако, через некоторое время, снова вернул его на должность наместника Басры. В 23 году хиджры он сыграл важную роль в захвате иранского города Исфахан мусульманскими войсками. После гибели халифа Омара, Абу Муса, на протяжении 6 лет, оставался наместником Басры. Однако затем, в 29 году, халиф Осман отозвал его и назначил туда Абдуллу ибн Амира.
В 34 году, Абу Муса аль-Ашари снова был назначен наместником Куфы. После убийства халифа Османа он признал власть нового халифа Али, но активного участия в гражданской войне в Халифате не принимал. После битвы при Сиффине, во время третейского суда, был представителем халифа Али. Правда, сам халиф Али не хотел отправлять его на третейский суд, но на этом настояло его окружение. На этом суде Абу Муса объявил о том, что обе противоборствующие стороны неправы и должны подать в отставку, а мусульмане обязаны избрать нового халифа. Дело в том, что, до этого, обе стороны договорились сделать именно это. Однако представитель Муавии Амр ибн аль-Ас отказался признавать неправым Муавию и объявлять о его низложении с поста наместника Сирии. Этим самым он нарушил достигнутую ранее договоренность. После этого шага Амра, шанс на мирное решение проблемы был упущен и гражданская война между мусульманами вспыхнула с новой силой.
После провала на третейском суде, Абу Муса аль-Ашари полностью отошел от политики, уехал в Мекку и до конца своей жизни жил здесь в затворничестве и уединении.
Абу Муса аль-Ашари был прогрессивным и ученым человеком. Будучи наместником Басры и Куфы, он сделал много полезных дел: способствовал развитию наук и образования, построил объекты общественного значения, коммуникации. Сам он был очень набожным и порядочным человеком. Он также был передатчиком хадисов. В его передаче известно около 360 хадисов.
Абу Саид аль-Худри (ум. в 74/693) — один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммада. Родился в мусульманской семье в Медине, приблизительно за 10 лет до хиджры. Настоящее имя — Саад. Его отец Малик ибн Синан одним из первых в Медине принял Ислам. Он происходил из племени Наджар (это одна из ветвей племени Хазрадж). Абу Саид хорошо разбирался в мусульманском праве, был передатчиком хадисов. В его передаче известно около 2000 хадисов.
Абу Саид участвовал в битве при Ухуде, в которой погиб его отец. Затем участвовал в битвах при Хайбаре, Хунайне, походе на Табук, участвовал в завоевании Мекки. После смерти пророка Мухаммада, при халифах Омаре и Османе, занимался исследованиями в области мусульманского права и издавал фетвы. При халифе Али Абу Саид воевал на его стороне против хариджитов.
Абу Суфьян ибн Харб (ум. в 32/653) — крупный политический деятель, один из лидеров курайшитов. Происходил из мекканского клана Омейядов. Настоящее имя Сарх ибн Харб. Он родился в Мекке, приблизительно за 57 лет до хиджры (ок. 565 г.), в богатой и влиятельной семье. Занимался торговлей, часто ехал с этой целью с караванами в Сирию. Был одним из немногих грамотных людей Мекки, умевшим писать и читать.
Абу Суфьян длительное время был противником мусульман, являлся политическим лидером курайшитов. Все это время, он был сторонником традиционного для арабов уклада жизни и мировоззрения. В то же время, нет ни одного сообщения о том, что он лично пытал мусульман во время гонений.
После хиджры (переселения) мусульман из Мекки в Медину, там начали закладываться основы мусульманской государственности. Совершенно естественно, что курайшиты не были в этом заинтересованы. Поэтому военный конфликт между противоборствующими сторонами становился неизбежен. Во 2 году хиджры большой торговый караван, возглавляемый Абу Суфьяном, возвращался из Сирии в Мекку. Узнав об этом, пророк Мухаммад отдал приказ захватить его. Однако Абу Суфьян узнал о намерениях мусульман и, поменяв маршрут движения, сумел избежать столкновения и благополучно вернулся в Мекку. После возвращения Абу Суфьяна, курайшиты поняли, что после этих событий экономике города может быть нанесен серьезный урон, так как все их торговые пути проходили по территориям, которые находились в непосредственной близости от Медины. Поэтому Абу Джахль и другие лидеры курайшитов решили нанести удар по позициям мусульман. Они снарядили армию из 1000 человек и выступили против Медины. В ответ мусульмане собрали отряд из приблизительно 300 человек. Эта первая мусульманская армия, которую возглавил пророк Мухаммад, встретила мекканцев у колодцев Бадр. В битве при Бадре армия курайшитов была разгромлена. В этой битве погиб Абу Джахль и некоторые другие известные курайшиты.
После этих событий руководство Меккой перешло к Абу Суфьяну. Он сумел подготовить достаточно сильную армию. В 3 году хиджры эта армия выступила против мусульман и сумели нанести им поражение в битве при Ухуде. В этой битве мусульмане понесли тяжелые потери. Был убит Хамза и другие известные сподвижники пророка Мухаммада. После этого успеха Абу Суфьян возглавлял мекканцев вплоть до падения города в 8 году. Он лично возглавлял армии курайшитов в битве при Хандаке и других сражениях. Однако, все усилия Абу Суфьяна, в конечном итоге, были обречены на неудачу, так как исламская религия стала стремительно распространяться в Аравии. Кроме того, политический талант пророка Мухаммада привел к изоляции Мекки, и ее падение стало лишь вопросом времени. Поводом к наступлению десятитысячной мусульманской армии на Мекку стало нарушение Худайбийского мирного договора со стороны союзников курайшитов. Абу Суфьян прибыл в Медину и безуспешно пытался договориться с пророком Мухаммадом возобновить действие мирного договора и спасти город от его завоевания мусульманами. После провала его миссии, он вернулся в Мекку. Накануне завоевания Мекки мусульманами, Абу Суфьян прибыл в лагерь мусульман. Там он связался с дядей пророка Мухаммада Аббасом, который был его другом детства, и они вместе пришли к пророку Мухаммаду. Там Абу Суфьян объявил о принятии Ислама и обговорил условия сдачи Мекки. Пророк Мухаммад обещал защиту всем мекканцам, которые будут находиться в Каабе, в своих дома и доме Абу Суфьяна, при условии, что они не будут сопротивляться мусульманским войскам. После этого исламская армия вошла в Мекку, и город был взят без кровопролития. Войдя в Каабу, пророк Мухаммад сокрушил всех находящихся там идолов и объявил о помиловании всех своих врагов. Став свидетелем безграничного милосердия пророка, мекканцы признали его и приняли Ислам. После принятия Ислама, Абу Суфьян сражался на стороне мусульман в битве при Хунайне, участвовал в осаде Таифа. Затем пророк Мухаммад послал его наместником в Наджран. Абу Суфьян занимал государственные посты и при халифах Абу Бакре