Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

события мираджа произошли за одну ночь. Вернувшись обратно, пророк Мухаммад рассказал об этой истории мусульманам. Весть об этом распространилась по Мекке и курайшиты стали издеваться над пророком и его последователями. Они говорили о невозможности путешествия за одну ночь из Мекки в Иерусалим и потребовали у пророка доказательств его путешествия. Тогда он очень подробно и точно рассказал об Иерусалиме, хотя прежде этого он там никогда не бывал. Он также дал точную информацию о мекканских караванах, которые находились там. Эти слова были подтверждены. Однако язычники ничего не желали слушать и пошли к Абу Бакру, узнать его мнение об этой истории. В ответ Абу Бакр сказал, что верит всем словам Мухаммада и подтверждает истинность этой истории. За это Абу Бакра назвали «Правдивейшим» (Сиддик).

Мирадж является одним из самых великих чудес пророка Мухаммада, который свершился по воле Аллаха. До него такое чудо не было совершено ни одним другим пророком. Несмотря на то, что отдельные люди считали вознесение пророка духовным, подавляющее большинство мусульманских улемов считает, что во время своего вознесения пророк был в ясном, нормальном сознании и совершил это путешествие, находясь в своем теле реально, а не во сне. Эта позиция суннитского Ислама.

В Коране об истории о ночном путешествии и вознесении пророка Мухаммада повествуется в суре «Исра» (17), которая начинается словами: «Слава Тому, кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в Масджид ал-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — слышащий, видящий».

Необходимо также отметить, что мирадж мог быть как телесным, так и духовным. Телесный мирадж был совершен пророком только один раз. Но духовные мираджи случались с ним часто. Об одном из таких духовных мираджей повествовала его жена Аиша. То есть ее сообщение не отрицает факта его телесного вознесения.

27 Раджаба принято считать датой мираджа. Однако эта дата является приблизительной. В этот день после обязательного ночного намаза принято совершать специальный намаз в честь этого события. Однако против этого обычая выступали некоторые мусульманские улемы, доказывая, что совершение намаза и других служений в этот день является поздним нововведением (См. Кандиль).

Исрафил — это один из четырех самых приближенных к Аллаху ангелов, который будет дуть в трубу (сур) в конце времен, после чего наступит день всеобщего воскресения. Когда Аллах распорядится уничтожить вселенную, Он два раза прикажет ангелу Исрафилу дунуть в сур (трубу). После первого раза (нафха аль-уля) все, что есть на небесах и земле будет уничтожено, помимо тех, кого Аллах пожелает оставить живыми. Вся земля превратится в плоскую равнину. После этого Аллах прикажет Исрафилу во второй раз дунуть в сур (нафха ас-сания). После этого все люди восстанут из своих могил живыми и предстанут перед Божественным судом. Об этом в Коране говорится следующим образом: «[В День воскресения] затрубят в трубу и будут повержены [словно] молнией и те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [помиловать]. Потом протрубят еще раз, и люди [выйдут из могил] и станут, озираясь» (39: 68).

Истибра — выжимание остатков мочи из мужского мочеиспускательного канала. Истибра является необходимым условием для очищения тела мужчины от нечистоты (См.Тахара и Наджаса). После прекращения мочеиспускания, мужчина должен левой рукой выжимать канал до полного прекращения выделений мочи. После этого необходимо вымыть это место водой (См. Истинджа). Для того чтобы капли мочи при мочеиспускании не попали на тело и одежду, мужчине лучше всего мочиться в сидячем положении. Но если он уверен, что этого не произойдет, то можно мочиться и в стоячем положении. Женщинам делать истибру не нужно. Им достаточно промыть нечистоту после испражнения.

Термин истибра также используется в отношении периода времени, который необходимо выждать, прежде чем начать близость с наложницей. Ждать нужно до первой менструации, чтобы убедиться, что она не была беременна до этого.

Истинджа — очищение от нечистот после испражнения большой или малой нужды (См.Тахара и Наджаса). Основным средством очищения в этих случаях является вода. Мужчинам после отправления малой нужды необходимо тщательно выжать мочеиспускательный канал, а потом вымыть его водой (См. Истибра). Для того чтобы брызги мочи не попали на одежду, нужно мочиться в сидячем положении. Однако если мужчина уверен, что эти брызги на одежду не попадут, то можно мочиться и стоя. Желательно мыть загрязненные места левой рукой, а лить воду правой.

В некоторых случаях позволительно очиститься не водой, а камнем, землей или бумагой. Но даже в этом случае очень желательно после использования камня все же промыть место загрязнения водой.

Использовать для очищения камень можно в случае, если место загрязнения не высохло и если нечистота не загрязнила большое пространство. Если это произошло, то необходимо подмываться водой. При очищении нужно использовать либо три камня, либо подтереться тремя сторонами одного камня. При использовании бумаги необходимо обратить внимание на то, чтобы на ней не было никаких записей.

В ханафитском мазхабе есть мнение, что истинджа является сунной муаккада (См. Сунна), если нечистота не распространилась на большое пространство. Если же это произошло, то в этом случае очищение становится ваджибом (обязательным). Большинство же исламских улемов считает, что истинджа является обязательной (См. Ваджиб).

Отправлять естественную нужду нужно только в специально отведенных для этого местах (туалетах). Нельзя делать это в общественных местах, садах или под фруктовыми деревьями;

При отправлении естественной нужды желательно:

заранее приготовить воду для очищения от нечистот;

— не входить в туалет с Кораном или листами, в которых упомянуто имя Аллаха, пророка и других выдающихся мусульманских деятелей;

— входить в туалет с левой ноги, а выходить с правой.

выходить из туалета сразу после испражнения и очищения, не задерживаться там без надобности;

— не поворачиваться в сторону киблы передом или задом во время испражнений (в ханафитском мазхабе);

— Не смотреть на испражнения и не трогать их.

Без очищения после естественной нужды нельзя совершать омовения и приступать к намазу.

Истиска — намаз-нафиля, который совершается при засухе. Согласно хадису, переданному Анасом ибн Маликом, к пророку Мухаммаду подошел один человек, который пожаловался ему на засуху. В ответ пророк возвел к Аллаху мольбу о том, что бы Он сжалился и ниспослал дожди. После этого в небе появились облака и пошел проливной дождь, который длился целую неделю. На следующей неделе тот же человек подошел к пророку и попросил его помолить Аллаха о том, чтобы Он прекратил этот ливень. Тогда Мухаммад снова обратился с мольбой к Аллаху о том, чтобы Он направил дожди не на них, а на горы, степи и заросли. После этого ливень прекратился. [Бухари (Истиска, 6), Муслим (Истиска, 8)].

Если после совершения намаза истиска дождь не пошел, то нужно настойчиво продолжать этот намаз ежедневно.

Истислах — стремление к пользе. Термин исламского права (См. Масалих аль-Мурсала).

Истихаза — кровь, которая выделяется у женщин на протяжении менее трех и более десяти дней. Такую женщину называют «мустахаза».

Часто истихаза выделяется по причине какой-нибудь женской болезни. Кровь, которая выходит у девочек, которым меньше 9 лет считается истихазой. Кровь, которая выделяется у женщин, которым более 50 лет, также считается истихазой. Однако по этому поводу имеются различные мнения в исламских правовых школах. (Подробнее см. Хайз).

В ханафитском мазхабе кровь, которая выходит у женщин в период беременности является истихазой. Однако, согласно маликитскому и шафиитскому мазхабам, во время беременности также могут быть менструации (См. Хайз).

По сути, кровь истихазы не отличается от крови, которая исходит от других органов. Но, в отличие от послеродовой (См. Нифас) и менструальной (См. Хайз) крови, ее выход нарушает только состояние малого омовения (См. Вуду). То есть, женщина, которая совершила малое омовение, а затем обнаружила выход истихазы, должна снова совершить омовение. Даже если выход этой крови у нее продолжается на протяжении некоторого времени, она должна совершать намаз, держать пост. С ней также можно вступать в половые отношения.

Истихара — пожелание того, что является более лучшим. Если мусульманин не знает, является ли для него благом какое-то начатое дело, то согласно Сунне пророка, он может совершить намаз-истихара из двух ракатов, затем прочитать специальную молитву и лечь спать с надеждой увидеть во сне наилучший для себя выход, который укажет ему Аллах. Истихара в исламском праве является мандубом (См. Мандуб). Нельзя ее делать, если это дело является греховным и противоречит шариату. Согласно хадисам, пророк Мухаммад учил своих сподвижников делать истихару.

Истихсан — предпочтение. Возможность отказа от доводов кыяса (См. Кыяс) в случае, если формально правильное суждение по аналогии в данной ситуации является не совсем целесообразным. В этом случае предписание выносится на основании предпочтения муджтахида, которое больше подходит для данной ситуации.

В широком смысле, истихсан — это предпочтение в сторону удобства, легкости, как об этом говорится в кораническом аяте: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения…» (2: 185).

Как известно, в случае, если решение той или иной проблемы найти в явных смыслах (нассах) Корана и Сунны представляется невозможным, то позволяется прибегнуть к методу аналогии (кыясу). При этом существуют два вида кыяса явный и неявный. При явном кыясе аналогия между данной проблемой и нассами Корана и Сунны видна совершенно очевидно. Что же касается неявного кыяса, то для данной проблемы эта аналогия с первого взгляда представляется не настолько очевидной, как при явном кыясе. Если есть насущная необходимость, то муджтахид может выдать фетву на основании неявного кыяса. Это и является истихсаном.

Таким образом, истихсан — это отход муджтахида от доводов явного кыяса в пользу другого, более предпочтительного решения (скрытого), которое он должен вынести, опираясь на явные смыслы Корана (нассы), иджму, скрытый кыяс, орф, необходимость для данной ситуации. Благодаря истихсану также удается преодолеть противоречия между явным кыясом и нассами Корана и Сунны.

Считается, что истихсан в качестве особого термина был введен в исламское право Абу Ханифой и его последователями Абу Йусуфом, Мухаммадом ибн Хасаном и др., хотя, по сути, этот принцип существовал и до них. В настоящее время истихсан применяется в ханафитском мазхабе. В маликитском и ханбалитском мазхабах также фактически признается истихсан, только понимается несколько в другом значении (См. Масалих аль-Мурсала). В шафиитском мазхабе истихсан и масалих аль-мурсала отвергаются и все проблемы решаются в рамках кыяса.

Пример истихсана: Известно, что мясо волка и других диких животных, а также диких птиц не позволяется использовать в пищу. Согласно явному кыясу следует, что нельзя также пить остаток воды, которую они пили из какой-либо посуды, так как она смешалась со слюной этих животных, которая исходит из запрещенного к употреблению в пищу мяса.

Но, в то же

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн