Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

время, для этих случаев есть и неявный кыяс, который сводится к тому, что слюна диких птиц не может испортить воду, так как они только набирают ее в свой клюв (который является не мясом, а ороговевшей тканью) и проглатывают. Следовательно, согласно истихсану (предпочтительному мнению) вода в этом случае не может быть испорчена. Однако на всякий случай считается, что употребление такой воды человеком является нежелательным (макрухом).

Исхак — Исаак. Один из пророков Аллаха, который был послан к народам Палестины и Сирии. Он был вторым сыном пророка Ибрахима. Его матерью была Сара.

У Сары на протяжении многих лет не рождалось детей. По этой причине Ибрахим женился на ее служанке Хаджар, которая родила ему сына Исмаила. Но в связи с ревностью Сары, Аллах повелел Ибрахиму отвести их в пустыню и оставить там (См. Хаджар).

Спустя еще некоторое время, Аллах обрадовал престарелую Сару вестью о том, что она родит сына Исхака. Это известие ей принесли ангелы: «…и она засмеялась, когда Мы сообщили ей радостную весть об Исхаке, а вслед за Исхаком — о Йа’кубе. Она воскликнула: «Горе мне! Неужели я рожу? Ведь я — старуха. И муж мой — старик. Воистину, это удивительно!» Посланцы сказали: «Неужели ты удивлена велением Аллаха? Милость Аллаха и Его благословения да осенят вас, обитателей дома. Воистину, Он — хвалимый, славный»» (Коран, 11: 69-71).

Спустя несколько лет, подросший Исхак со своим отцом и матерью поехали в Мекку и посетили там Каабу. Там Исхак впервые встретился со своим старшим братом Исмаилом. Затем они вернулись в Палестину. После смерти своего отца Ибрахима, или даже возможно еще при его жизни, Аллах избрал Исхака пророком Палестины и Сирии. Он призывал население этого региона к вере в Аллаха и судил на основании законов, переданных Аллахом его отцу Ибрахиму. В возрасте приблизительно шестидесяти лет у него родились сыновья Ийс (Исав) и Йакуб (Иаков). Ийс женился на дочери Исмаила. Аллах наградил его многими благами и многочисленным потомством. А Йакуба Аллах избрал своим пророком. Более того, многие израильские пророки были его потомками. Йакуба также звали Израилем и он стал родоначальников израильтян.

Исхаку Аллах дал способность творить чудеса. Например, когда он призывал к вере в Аллаха народ на территории Кудса (Иерусалима), потребовал, чтобы в доказательство своей пророческой миссии он сдвинул горы. Исхак возвел мольбу Аллаху и выполнил требование этих людей.

К концу жизни у Исхака испортилось зрение и он умер в Палестине возможно в возрасте 120 лет.

Итикаф — пребывание, уединение. В терминологическом значении уединение в мечети для поклонения Аллаху с определенным намерением и определенными условиями. Существует обязательный и предпочтительный итикаф. Обязательным итикаф становится, если мусульманин дал по этому поводу обет (например, взамен какого-то удавшегося дела). Предпочтительным же он является в последнюю декаду месяца Рамадан, когда верующий уединяется в мечети для полного предания всех своих помыслов Аллаху и совершения обильных молитв.

Для совершения итикафа необходимо, чтобы человек был мусульманином и пребывал в нормальном сознании. Находиться в мечети необходимо в состоянии ритуальной чистоты. Итикаф становится недействительным, если человек без уважительных причин покидает мечеть, при потере сознания, а также при половом возбуждении. Из мечети можно уходить для отправления своих естественных нужд и очищения. Но после этого необходимо сразу вернуться туда.

Итминан — в суфизме обретение покоя после стеснения. Это слово упоминается в Коране (13: 28, 89: 27) в значении доверия и привязанности к чему-то и обретении, вследствие этого, покоя. То есть душа обретает покой, спасаясь от стеснения страстей. Абу Наср ас-Саррадж писал, что итминан это избавление от греховных страстей и устремление к Аллаху, когда стремящийся не оставляет на этом пути ни тени сомнения.

Ифк — клевета в адрес какого-либо человека. Это запрещенное Исламом деяние, являющееся большим грехом. Клеветники будут подвержены Аллахом мучительному наказанию. Самой большой клеветой является ширк (многобожие). Вера в могущество каких-либо объектов кроме Аллаха является клеветой, как об этом говорится в аяте Корана 11: 50.

Ифрит — название джинна, способного причинить вред людям. Это слово применяется и в отношении джинна, обладающего большой силой. Ифрит был подданным пророка Сулеймана (Соломона) и принес ему трон царицы Билкис. Об этом упомянуто в аяте Корана: «Потом Сулейман] сказал: «О знатные мужи! Кто из вас принесет ее (царицы) трон, до того как они предстанут передо мной покорными?» Некий Ифрит из джиннов сказал: «Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места. Ведь я в этом силен и достоин доверия»» (27: 39). (См. Джинны).

Ифтар — прекращение дневного поста приемом пищи после захода солнца; время прекращения ежедневного поста. Слово «ифтар» по смыслу противоположно слову «имсак», которое означает время начала ежедневного поста ранним утром. В Коране о начале и конце ежедневного поста говорится в следующем аяте: «Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи» (2: 187).

Собрание постящихся мусульман для совместного ифтара является одним из богоугодных дел и традиций, заложенных пророком Мухаммадом. Прием пищи, которым завершается дневной пост, должен быть совершен вовремя и его нельзя задерживать. Совершать ифтар желательно способом, описанным в хадисе от Анаса: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разговлялся свежими финиками перед молитвой; либо сухими при отсутствии свежих, если же сухие не были доступны, он делал несколько глотков воды». (Тирмизи, 3/79). Согласно Анасу ибн Малику, пророк Мухаммад не совершал вечернего намаза, не прекратив пост вкушением пищи, либо хотя бы питьем воды. При ифтаре он произносил молитвы.

Пророк Мухаммад запретил мусульманам держать непрерывный пост (висал) на протяжении двух и более дней. После каждого дня поста необходимо прекратить его ифтаром в вечернее время и снова начать поститься только утром. Однако он сам держал висал, но отмечал, что такой вид поста предписан Богом только ему [Бухари (Саум, 48, 49), Муслим (Сийам, 59), Тирмизи (Саум, 62), Абу Давуд (Саум, 24)].

Ифтитах — такбир (возвеличивание Аллаха словами «Аллах велик»), который следует говорить в самом начале намаза после принятия намерения (См. Намаз). Это обязательное (фард) действие в намазе. В связи с тем, что после произнесения этого такбира при намазе становятся запретными некоторые действия, его также называют такбирату’ль-ихрам или тахрим. Доказательством совершения ифтитаха является аят Корана: «О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа своего возвеличивай» (74: 1-3). Имеются также хадисы по этой теме.

Во всех мазхабах произнесение при такбире-ифтитах слов «Аллаху акбар» (Аллах велик) является обязательным. В ханафитском мазхабе, если молящийся произнес вместо этого другие слова, он становится грешником, хотя его намаз будет считаться совершенным.

Ихван аль-муслимун — ассоциация «братьев-мусульман». Религиозно-политическое движение, основанное в Египте. Основателем движения был известный мусульманский реформатор Хасан аль-Банна (1324/1906-1368/1949). Он родился в египетском городе Махмудия. Его отец был учителем религиозных наук и воспитал своего сына в духе богобоязненности и аскетизма. Хасан с ранних лет проявил себя весьма способным учеником и стремился к знаниям. К 15 годам он выучил наизусть Коран, был одним из лучших учеников медресе, а затем поступил в университет (Дар аль-Улюм).

После завершения обучения, Хасан аль-Банна стал преподавателем школы в городе Исмаилия, в которой в то время было много англичан. Население было вынуждено работать на их предприятиях, на малооплачиваемых тяжелых работах. Помимо этого, активно шел процесс вытеснения традиционных исламских ценностей в обществе европейскими. Этот процесс особенно углубился после поражения Османской империи в первой мировой войне и ликвидации Халифата в 1342/1924 году.

Хасан аль-Банна протестовал против несправедливости и колониализма, который был навязан египетскому обществу империалистическими державами. Он также был активным противником секуляризации. В связи с этими обстоятельствами Хасан аль-Банна стал активным участником антиимпериалистического движения и, вместе со своими единомышленниками в Исмаилии, основал религиозно-просветительскую организацию «братьев-мусульман» (аль-ихван аль-муслимун). Они стали вести проповедь исламских ценностей и ряды их единомышленников пополнялись все новыми людьми. Первоначально центр организации находился в Исмаилии, но затем переехал в Каир.

Активисты движения стали разъезжать по всем городам и селам Египта. И за короткое время это движение стало пользоваться популярностью и симпатиями населения страны. «Братья-мусульмане» занимались также благотворительной деятельностью. Постепенно ассоциация «братьев-мусульман» превращалась в сильную религиозно-политическую организацию. Члены организации перевели свою деятельность даже за пределы Египта. Например, они участвовали в палестинских событиях 1366-67/1947-48 годов. Увидев растущую популярность «братьев-мусульман», власти попытались взять деятельность этой организации под контроль. За Хасаном аль-Банной следила тайная полиция короля Фарука, члены организации подверглись репрессиям. В 1368/1949 году несколько членов тайной полиции совершили, с ведома властей Египта, покушение на Хасана аль-Банну, в результате которого он был убит.

Опасаясь членов организации «братьев-мусульман», египетские власти отправили войска в Палестину для пленения или уничтожения их вооруженных групп. Почти все они сдались в плен.

Мировоззрение Хасана аль-Банны основывалось как на классическом исламском наследии, так и на наследии египетских реформаторов — Джамал ад-Дина аль-Афгани, Мухаммада Абдо, Рашида Риды. Под влиянием этих идей Хасан аль-Банна развил некоторые концепции, например исламского джихада и исламского государства.

После массовых репрессий, арестов «братьев-мусульман» и убийства их лидера, это движение не ушло с политической арены. В 1372/1952 году они, со своим новым лидером Саидом Кутбом, пытались распространить свое влияние на египетское общество. Однако в стране победили идеи светского национализма. После этого радикально настроенное крыло «братьев мусульман» попыталось организовать покушение на президента Г. А. Насера, однако заговор провалился и по всей стране прошли массовые репрессии на членов организации. Саид Кутб также был арестован, а спустя несколько лет казнен. После этого организация пережило период расколов. Различные религиозно-политические группировки, отколовшиеся от этой организации, действуют в странах Ближнего Востока, Центральной Азии, Европе, Африке и других регионах мира. Среди них имеются как «умеренные», так и радикальные военизированные группировки. К радикальным группировкам относится, например, «Хизб ат-Тахрир аль-Ислами», который отделился от «братьев-мусульман» в 1372/1953 году, или «Аль-Джихад».

После Хасана аль-Банны идеология «братьев-мусульман» развивалась благодаря деятельности и трудам Саида Кутба, Мухаммада аль-Газали, Мустафы ас-Сибаи. Конечной целью различных группировок «братьев-мусульман» является установление исламского политического режима в странах, традиционно исповедующих Ислам, где бы соблюдались принципы социальной справедливости и равенства. В связи с этим, в их среде развивались идеи строительства «исламского» социализма.

Ихйа — оживление, воскресение, второе рождение. В Коране и Сунне этот термин упоминается в различных смыслах, но больше всего в значении грядущего воскресения после смерти.

В исламском праве так называют передачу государством свободных необработанных земель своим гражданам для их возделывания.

Ихлас — очищение, содержание в чистоте, преданное служение Аллаху. Этот термин связан с доктриной монотеизма (таухида) и означает очищение души от признаков ширка (политеизма), лицемерия, показухи,

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн