Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

по субботам и совершал в ней необязательный намаз, состоящий из двух ракатов. Вознаграждение за такой намаз, совершенный в этой мечети, равнен вознаграждению за малое паломничество.

Куббат ас-Сахра — купол скалы. Мечеть, мусульманская святыня, которая находится в Кудсе (Иерусалиме) на возвышении. Она построена на скале, с которой пророк Мухаммад совершил свое знаменитое ночное вознесение (См. Мирадж). Это здание было построено омейядским халифом Абд аль-Маликом ибн Марваном. Строительство велось в 66/684-72/691 годах. (См. также Кудс).

Кубравиты — последователи одного из основных суфийских тарикатов. Основателем тариката был персидский мутасаввиф Наджм ад-Дин аль-Кубра (540/1145-618/1221). Он родился в Хорезме. Изучал религиозные науки. Духовную практику начал в Египте под руководством известного шейха Рузбихана аль-Мисри, который был учеником Абу Наджиба ас-Сухраварди. После переезда в Тебриз его учителем стал Баба Фарадж Тебризи. Его учителями были также Аммар ибн Йасир аль-Битлиси и Исмаил аль-Касри. Позднее Наджм ад-Дин аль-Кубра основал свой путь и основал ханаку в Гургандже. Он воспитал многих выдающихся мутасаввифов. Наджм ад-Дин погиб во время захвата Гурганджа монголами. Он был автором нескольких сочинений на арабском и персидском языках.

Наджм ад-Дин аль-Кубра, как и многие суфийские теоретики считал, что человек может ощутить в себе проявления (таджалли) Бога, если он занимается соответствующей духовной практикой, исполняет указания своего учителя, постится и читает зикры. Он также был сторонником аскетизма, ухода от мира, затворничества. Его последователи-кубравиты придают большое значение различным оттенкам цветов и их гармонии в своей духовной практике.

Основанный Наджм ад-Дином аль-Куброй тарикат кубравитов следует по пути «трезвой» духовной практики Джунайда аль-Багдади. Цепь духовной преемственности орден возводит к Али ибн Абу Талибу. Из этого ордена выделились откровенно проалидские ветви нурбахшитов и захабитов. Орден кубравитов действовал в Центральной Азии. Последователи кубравизма сохранились до наших дней в некоторых странах, например Узбекистане. Единого центра в кубравизме не существует.

Кудс — Иерусалим. Один из древнейших городов мира, в котором находятся святыни трех авраамических религий — Иудаизма, Христианства и Ислама. Кудс является первой киблой мусульман (См. Кибла).

Отсюда, с развалин древнего иерусалимского храма совершил свое ночное вознесение пророк Мухаммад (См. Мирадж).

Мусульманские святыни Кудса находятся на специальной территории, где располагается построенная халифом Омаром и Омейядами мечеть Аль-Акса (отдаленнейшая), а также мечеть Куббат ас-Сахра (купол скалы), которая выстроена на скале, с которой пророк Мухаммад совершил мирадж. Здесь же расположены мусульманские религиозные школы и библиотеки.

С древнейших времен на территории Иерусалима проживали различные ханаанские племена. Затем эти места были завоеваны царем израильтян Давудом (Давидом), который сделал его своей столицей. При его сыне Сулеймане (Соломоне), который правил в 965-928 гг. до рождества пророка Иисуса, это царство находилось в пике своего могущества. Сулейман обустроил город и вел в нем строительство. В частности, он завершил начатое еще пи его отце строительство в Кудсе всемирно известного Божьего храма. После его смерти страна раскололась на две части — Израильское и Иудейское царства. Иерусалим стал столицей Иудейского царства (928-586 гг. до рождества пророка Иисуса).

В 586 г. до рождества пророка Иисуса, вавилонский царь Бухтуннассар (Навуходоносор) захватил Иерусалим и увел в плен всех его жителей. Период «вавилонского» плена продолжался около 70 лет, а затем Вавилонское царство было уничтожено персами, которые позволили иудеям вернуться на свою родину. Персидские цари из династии Ахеменидов превратили Кудс в самоуправляющийся город. Вернувшись в город, иудеи построили на месте разрушенного Божьего храма второй храм.

После разгрома ахеменидской державы Александром Македонским, на ее месте образовались эллинистические государства. Иудея попеременно переходила в руки то египетских Птолемеев, то сирийских Селевкидов. В 197 г. до рождества пророка Иисуса, Иудея была окончательно включена в состав Селевкидской державы. Это были очень тяжелые времена для иудеев. Сирийские цари бесцеремонно грабили Иудею. Началась насильственная эллинизация Иудеи. Значительная часть иудеев была выселена в Сирию, Египет и Армению. Эта политика достигла своей кульминации при царе Антиохе IV Эпифане. Он обрушил на Иудею религиозные гонения, отменил иудейский культ и ввел греческий; под страхом смертной казни отменил празднование субботы, обряд обрезания, соблюдения религиозных запретов на некоторые виды пищи и т.д.

В ответ на это началось мощное восстание иудеев против селевкидского владычества. Его возглавил Мататий и его сын Иуда Маккавей. В результате так называемых «маккавейских» войн, при Симоне Маккавее, в 142 г. до рождества пророка Иисуса, евреи добились полной независимости Иудеи. Однако внутренние распри ослабили это государство. Общество раскололась на три противоборствующие течения — фарисеев, саддукеев и ессеев. В результате, Иудея стала легкой добычей Римской Империи, которая шла к пику своего могущества. Это событие стало очередной трагедией для иудеев.

Произвол римских властей вылился в антиримское восстание в 66-73 гг. после рождества пророка Иисуса. Однако, несмотря на массовую героическую борьбу, восстание окончилось поражением восставших. Римляне, ворвавшись в Иерусалим, разграбили и разрушили город, а вместе с ним и второй храм. Через несколько десятков лет иудеи вновь подняли восстание против римского владычества. Его возглавил объявивший себя Мессией — Бар Кохба. Однако и здесь повторился тот же сценарий. Несмотря на героическое сопротивление восставших, римские легионы потопили это восстание в крови.

После этих событий Иерусалим был переименован римлянами в Илию. Под этим названием этот город был известен и в период византийского владычества. В 614 году после рождества пророка Иисуса, в результате войны Персии с Византией, Илия была захвачена персами, а спустя тринадцать лет византийскому императору Ираклию удалось отвоевать его обратно.

В 15 году хиджры (636 год) Кудс был без боя сдан мусульманам, которые нанесли тяжелое поражение Византии. По просьбе христианского населения города, Праведный халиф Омар I лично приехал из Медины и гарантировал его жителям безопасность. Он также распорядился построить на месте ночного вознесения пророка Мухаммада мечеть Аль-Акса.

Под властью различных мусульманских правителей Кудс оставался до 492/1099 года, когда город был захвачен крестоносцами, которые учинили здесь грабеж и массовую резню мусульманского населения. Мечеть «Аль-Акса» была осквернена и превращена ими в конюшню.

В 583/1187 году айюбидский султан Салах ад-Дин освободил Кудс от крестоносцев. После этого город вновь управлялся различными мусульманскими правителями. Несколько веков он он входил в состав Османской империи. Но, в 1917 году Иерусалим был захвачен англичанами. В 1920-47 годах он был административным центром английской мандатной территории Палестина. В 1947 году по решению ООН Иерусалим должен был стать независимым городом, однако после арабо-израильской войны 1948-49 годов восточная часть Кудса отошла к Иордании, а западная к Израилю. В результате арабо-израильской войны 1967 года Израиль оккупировал и восточную часть города.

Кулейни Мухаммад (ум. в 329/941) — крупнейший шиитский богослов мухаддис и правовед. Сыграл большую роль в развитии шиитского (джафаритского) фикха. Полное имя Абу Джафар Мухаммад ибн Йакуб аль-Кулейни.

Аль-Кулейни родился в селении Кулейн возле Рея. Большую часть своей жизни провел в основных шиитских центрах — Рее и Куме. В конце жизни жил в Багдаде, где и умер. Свое образование он получил у лучших шиитских богословов.

Аль-Кулейни написал несколько книг по различным аспектам богословия и права. Однако самой известной его работой является сборник хадисов «аль-Кафи фи Усуль ад-Дин», который он писал в течение 20 лет и собрал в нем около 16 тыс. хадисов. Он сгруппировал их темам и связал их с положениями права. Это самый ранний сборник шиитских хадисов. «Аль-Кафи» сыграл исключительную роль в развитии шиитской догматики и богословия. На этот труд опираются как различные шиитские авторитеты, так и независимые исследователи, так как в нем содержится большой материал по духовной и культурной жизни и обрядности шиитских общин.

Эта книга в среде многих шиитских групп считается второй по значимости после Корана, так как аль-Кулейни использовал все известные ему предания, а также жил в период жизни Абу аль-Хасана Али ибн Мухаммада ас-Самури – “последнего представителя сокрытого имама Махди аль-Мунтазара”, от которого, согласно шиитской версии, получал указания (См. Иснаашариты). Однако другая часть шиитов не разделяют такого благоговейного отношения к труду аль-Кулейни, хотя почитают его в качестве авторитетного источника хадисов. В частности они говорят о том, что, во-первых, нет никаких доказательств о том, что аль-Кулейни получал какие-либо указания от сокрытого имама, а во-вторых, в Китаб аль-Кафи имеется несколько тысяч слабых хадисов.

Ортодоксальные суннитские мухаддисы подвергают критике многие хадисы «аль-Кафи» и методы их отбора со стороны автора.

Кунут — короткая молитва, которая в ханафитском мазхабе читается в третьем ракате ночного намаза-витр (См. Витр) до поясного поклона (руку). В шафиитском и маликитском мазхабах кунут читается во втором ракате (См. Ракат) утреннего намаза фаджр после совершения поясного поклона (руку) и является сунной. У шиитов кунут читают во втором ракате всех намазов, до совершения поясного поклона.

Курабиты — одна из ранних шиитских сект, придерживающихся «крайних» убеждений. Также как сабаиты, они обожествляли Али ибн Абу Талиба и считали его выше пророка Мухаммада. Курабиты утверждали, что ангел, который принес откровение (вахй) от Аллаха Мухаммаду, сделал это по ошибке, так как должен был донести его до Али.

Курбан (тюрк.) — См. Удхия.

Курбан-байрам — тюркское название праздника жертвоприношения Ид аль-Адха. (См. Идайн).

Курайш — известное арабское племя, которое начало играть большую роль в общественной и политической жизни Мекки начиная с периода, когда их возглавил Кусай ибн Килаба (приблизительно в 182 году до хиджры). Это племя пользовалось большим авторитетом и влиянием среди других арабских племен. Пророк Мухаммад принадлежал к этому племени. После принятия Ислама, представители курайшитов возглавили Халифат. Из этого племени происходили все Праведные халифы, Омейяды, Аббасиды. (Подробнее см. Мекка).

Курси — возвышенное место для сидения, трон. Упоминается в аяте 2: 225 в значении всезнания и всемогущества Аллаха. (См. также Арш).

Куртуби Мухаммад (ум. в 671/1273) — известный испанский мыслитель, муфассир и мухаддис. Полное имя с куньей Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Бакр ибн Фарх аль-Куртуби. Родился в Кордове в крестьянской семье. С ранних лет проявил интерес к различным наукам, изучал арабский язык и поэзию, а затем выучил Коран. После смерти своего отца в 627/1230 году, он учился мусульманскому праву (фикху), кораническим наукам (тафсирам), хадисам, риторике у известных ученых Раби ибн Абд ар-Рахмана ибн Ахмада и Ибн Абу Худжи.

После взятия Кордовы и других городов мусульманской Испании христианами, аль-Куртуби переехал в египетскую Александрию и учился там, у известных ученых — Абу Мухаммада Абд аль-Ваххаба ибн Раваджа, Ибн аль-Джуммейзи, Абу аль-Аббаса Ахмада ибн Омара аль-Куртуби. Из Александрии аль-Куртуби переехал в Каир, а затем жил в селении Мунйати Бану Хасиб севернее Асьюта, где и умер в 671/1273 году.

Мусульманские историки пишут о Мухаммаде аль-Куртуби как о богобоязненном и ученом человеке, который вел скромный, почти аскетический образ

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн