Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

зрение и сердце будут призваны к ответу. Не следуй тому, в чем ты не сведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу» (17: 36).

Однако, как видно из содержания аятов, дословного запрета на возможность суждения по аналогии они не содержат. С другой стороны, призыв к следованию только за тем, что содержится в Коране и Сунне вовсе не означает запрета на проведение иджтихада на их основании по каким-то возникшим проблемам.

Противники кыяса также приводили один хадис пророка о том, что «…тот, кто поступает на основании мнения (См. Ра’й), тот сбивается с истинного пути и сбивает других». Однако иснад этого хадиса слабый и он не годится в качестве доказательства неприемлемости кыяса.

По причине полного отвержения кыяса, захириты издали несколько неоднозначных фетв, которые были осуждены большинством мусульман-суннитов (См. Захиритский мазхаб).

Пример кыяса: В сборнике Бухари приводится хадис от пророка Мухаммада: «Пусть не выносит решений судья, если он разгневался» (Ахкам, 13). В законодательстве Османской империи на основании этого хадиса был сделан следующий кыяс: «Если судья находится в состоянии депрессии, печали и других состояниях, отражающихся на его способности принимать объективные решения, пусть он их не выносит». Здесь аналогия была проведена между состоянием гнева, который фигурирует в хадисе и некоторыми другими состояниями (депрессия, печаль и т.д.), которые могут помешать судье выносить справедливые решения (Махмуд Асад. Тальхису Усули’ль-Фикх. Измир, 1313, с. 12).

Кяфир — неверный, неблагодарный, скрывающий, не признающий истины, не верующий в существование или единство Аллаха. Слово происходит от глагола «кафара» — покрывать, скрывать. Слово кяфир, в узком смысле, означает «скрывающий свое знание о Боге».

Кяфирами называются люди, которые отказываются признавать существование, единство и атрибуты Аллаха, пророческую миссию Божьих посланников (или хотя бы одного пророка), существование ада и рая, воскресение после смерти и страшный суд. Смысл жизни они видят только в своем земном существовании.

Помимо этих характеристик кяфиров, мусульманские правоведы считали кяфирами еще несколько категорий людей. Например, Абу Ханифа считал кяфирами тех людей, которые отрицали извечность Божественных атрибутов или считали их сотворенными во времени. Другие правоведы считали, что пессимизм и отсутствие надежды на помощь Аллаха, может привести человека к неверию: «О сыны мои! Ступайте и разыскивайте Йусуфа и его брата и не теряйте надежды на милосердие Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (Коран, 12: 87). Согласно иджме, кяфирами являются и те люди, которые отрицают хотя бы один аят Корана или его повеления. Сознательный отказ от общепринятого метода чтения Корана, его сокращение или добавление в него каких-то новшеств также приводит человека к неверию. Неверием также является принятие повелений одной части Корана и отрицание другой его части: «Не станете же вы признавать одну часть Писания, а другую отвергать? Воздаянием тому, кто творит подобное, будет позор в этом мире, а в Судный день — самое жестокое наказание» (Коран, 2: 85)

Согласно правовым положениям Ислама, неверием является отказ от признания греховными тех деяний, которые однозначно признаны таковыми в религии на основании достоверных доказательств из первоисточников. Речь идет о таких деяниях, как прелюбодеяние, азартные игры, употребление в пищу свинины, употребление алкоголи, дурманящих средств. Кяфирами являются и те люди, которые считают разрешенными то, что запрещено; а также считают запрещенными то, что разрешено Аллахом.

В суннитском Исламе греховные деяния мусульман не являются частью их веры. То есть совершение греха не выводит мусульманина из веры, если он не считает свой греховный поступок разрешенным с точки зрения религии. Аллах прощает грехи всем раскаявшимся: «О вы, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с искренним раскаянием, быть может, ваш Господь простит вам ваши прегрешения…» (Коран, 66: 8). Аллах может простить грехи и нераскаявшимся мусульманам, если пожелает. Этим самым мусульманская ортодоксия отличается от таких сект, как хариджитская, которая считает совершение больших грехов частью веры мусульман и расценивает их совершение как неверие.

Учение суннитского правоверия отличается и от учения мутазилитов которые считали, что существует некое промежуточное положение между верующими и неверующими (аль-манзиляту байн аль-манзилятайн). То есть грешные мусульмане (фасики) — не праведники (мумины), но и не неверующие (кяфир). Поэтому, по их мнению, если грешные мусульмане не раскаются в своих грехах, то они будут в аду вечно. Однако сунниты отвергли и это положение, не признав существования «промежуточного» положения.

Кяфиры упоминаются во многих аятах Корана, в которых повествуется об их душевном состоянии, характере и месте в этом и потустороннем мирах. Эти люди навлекли на себя гнев Аллаха и если они умирают в неверии, то будут подвержены вечным мучениям в аду. Однако состояние неверия можно преодолеть путем принятия Ислама. В этом случае Аллах прощает все прошлые грехи человека и его неверие.

Кяфиры всегда пытаются причинить вред мусульманам, но, в конечном итоге, вредят только себе. Обо всем этом повествуется в коранических аятах:

«Они тщатся обмануть Аллаха и уверовавших, но обманывают только самих себя, не ведая [этого]. Ю. В их сердцах — порок. Да усугубит Аллах их порок! Им уготовано мучительное наказание за то, что они лгали. Когда же им говорят: «Не творите нечестия на земле!» — они отвечают: «Мы творим только добрые дела». Да будет тебе известно, что они-то и есть нечестивцы, но сами не ведают [того]. Когда же им говорят: «Уверуйте, подобно тому, как уверовали [другие] люди», — они отвечают: «Неужели мы уверуем, как уверовали глупцы?» Да будет тебе известно, что они-то и есть глупцы, но не ведают [об этом]. Когда они встречают уверовавших, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются наедине со своими шайтанами, они говорят: «Воистину, мы — с вами, и, воистину, мы только смеемся [над верующими]». Аллах сам насмеется над ними и приумножит их самонадеянность, в которой они бредут вслепую. Они — те, которые ценой истинного пути купили заблуждение. Но сделка не принесла им прибыли, и не причислены они к тем, кто ведом путем прямым» (Коран, 2: 9-16).

Неверные могут пользоваться благами кратковременного пребывания земной жизни, однако в вечной жизни они обречены на вечные адские муки. Об этом повествуется в кораническом аяте: «Неужели [неверные] надеются на явление чего-либо [иного], кроме ангелов или веления твоего Господа, [о Мухаммад]? Так же поступали и те, кто жил до них. Аллах не проявил несправедливости к ним, это сами они были несправедливы к себе. Их постигло возмездие за их злонравие, и они подверглись наказанию, которым они пренебрегали» (16: 33).

109-я сура Корана называется «Кяфирун». Она начинается с обращения к кяфирам. Эта сура была ниспослана в Мекке после суры «Маун» и состоит из 6 аятов.

Л

Лакаб — псевдоним, прозвище какого-либо человека. Согласно исламскому праву лакаб можно давать человеку, если он подчеркивает какие-то его достоинства. Запрещается давать прозвище с целью высмеять или унизить человека. Многие исламские лидеры имели псевдонимы.

Лакит — в исламском праве подкидыш, брошенный новорожденный ребенок. Часто это преступление совершается с целью сокрытия факта прелюбодеяния. Совершивший это деяние является грешником. А тот, кто принял и приютил брошенного ребенка, совершает богоугодное и благое дело (саваб).

Лат — одна из самых известных и почитаемых доисламских арабских богинь. Ее идол находился в Таифе и охранялся племенем Сакиф. Это была белая скала, на которой был построен храм, покрытый покрывалом и окруженный забором. При идоле были служители. Аль-Мугира ибн Шуба и Абу Суфьян ибн Харб разрушили и сожгли этот идол по приказу пророка Мухаммада.

Лахаб — пылающий огонь. Так называется кораническая сура N 111, состоящая из 5 аятов. В этой суре возвещается о том, что один из злейших врагов Ислама и пророка Мухаммада — Абд аль-Узза будет гореть в огне ада (См. Абу Лахаб). По этой причине его назвали Абу Лахабом (отцом огня). Эта сура была ниспослана в Мекке после суры «Фатиха». Ее еще называют «Таббат» и «Масад».

Левх (Левх аль-Махфуз) — скрижаль. Множественная форма этого слова «альвах»употребляется по отношению к скрижалям Мусы (Моисея), на которых ему были ниспосланы откровения и законы Аллаха. Об этом повествуется в аятах Корана 7: 145-147.

Защищенной скрижалью (Левх аль-Махфуз) называют духовную скрижаль, олицетворяющую божественное знание, на которой записано божественное предопределение для всего сущего, которое сотворено Аллахом. Оригинал Корана также находится там. Истинная сущность Левх аль-Махфуза непостижима для человека. Божественное знание на нем было зафиксировано до акта сотворения. О Левх аль-Махфузе говорится в кораническом аяте: «Да это — Коран славный в скрижали хранимый» (Коран, 85: 21-22). В некоторых хадисах есть описание Левх аль-Махфуза. Например, Ибн Аббас говорил, что он перламутровый, его края из яхонта. Однако подобные хадисы являются слабыми.

Ливата — однополые сексуальные отношения, гомосексуализм. Запретное деяние в Исламе (Коран, 7: 80-81), которое сурово карается законом. В маликитском и ханбалитском мазхабах суннитского Ислама ливата считается грехом прелюбодеяния и за нее применяются исключительная мера наказания — раджм. Это смертная казнь через публичное побивание камнями (см. Хадд). Причем здесь не имеет значения, был ли человек, совершивший это преступление женат или холост. Такой приговор выносится на основании следующих хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Убей тех, кто занимается грехом племени Лута (Лота). Это касается и того, кто фаиль (т. е. тот, кто это делает, активного) и того, кто мафулю (т. е. с кем это делают, пассивного)». В другом хадисе он сказал: «Убейте и того, кто сверху и того, кто снизу» (Иляшиату’д Дасуки, IV, 314; Аль-Мугни, VIII,187; Аль-Мунтака аля’ль-Муватта, VII, 142; Аль-Каван-ину’ль-Фикхия,355).

В шафиитском мазхабе ливата также рассматривается в качестве греха прелюбодеяния. Но, в отличие от фикха маликитов и ханбалитов, там имеет значение, был ли прелюбодей женат в момент совершения греха, или нет. Если человек, совершивший ливату, был в браке, то он подлежит смерти через побитие камнями (раджм). А если он не был в браке, то он подлежит побитию палками и его необходимо отправить в ссылку.

Согласно ханафитскому мазхабу же, ливата не рассматривается как прелюбодеяние, а квалифицируется как особое преступление, которое также сурово карается.

Луката — в исламском праве утерянная вещь, купленная другим человеком. Если кто-либо обнаружил такой товар, то в меру своих возможностей должен взять или купить его и вернуть хозяину. Если взявший или купивший такую вещь намеревается не возвращать его хозяину, то совершает греховный и запретный поступок (харам). В случае если хозяин утерянной вещи не будет найден, то луката передается судье для передачи в государственную казну.

Лукман — Упоминаемый в Коране праведный человек, либо же пророк, которому Аллах дал мудрость. Но, в то же время, согласно мнению большинства исламских улемов, он не является пророком. В честь

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн