Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

него названа тридцать первая сура Корана. Она была ниспослана в Мекке после суры «Саффат» и состоит из 34 аятов.

Лукман жил во времена пророка Давуда. Он встречался с ним, учился у него и стал его последователем. Он владел различными аспектами религии так хорошо, что стал давать самостоятельные фетвы. Он также был умнейшим, образованным и праведным человеком. Аллах дал ему мудрость: «Мы истинно даровали Лукману мудрость…» (Коран, 31: 12). За все эти способности Давуд назначил Лукмана судьей.

Происхождение Лукмана точно неизвестно. Согласно одним преданиям, он был эфиопским рабом. Однако затем он был освобожден своим хозяином-израильтянином. В других преданиях же говорится, что он был плотником, родом из Судана. Есть предания, в которых говорится, что Лукман был портным.

Лукман известен наставлениями своему сыну, которые изложены в Коране:

— «[Вспомни, Мухаммад,] как Лукман сказал своему сыну, когда наставлял его: «О сын мой! Не поклоняйся наряду с Аллахом другим, ибо многобожиевеликий грех»…» (31: 13);

— «Лукман продолжал]: «О сын мой! Если оно будет величиной с горчичное зернышко и будет укрыто внутри скалы, или на небесах, или в земле, Аллах предъявит тебе его. Воистину, Аллах мудр, всеведущ. О сын мой! Совершай обрядовую молитву, зови к добру, отвращай от зла и будь терпелив в том, что постигнет тебя, — именно такова решимость в поступках. Не являй на лице презрения к людям и не шествуй по земле горделиво — воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов. Соразмеряй же свою поступь и умеряй голос, ибо самый неприятный звук — это рев осла»». (31: 16-19).

Лут — Лот. Один из пророков (наби) Аллаха, имя которого упоминается в Коране. Он был племянником (сыном брата) пророка Ибрахима.

Лут вместе с пророком Ибрахимом уехал из страны царя Намруда (См. Ибрахим). После того, как они приехали в Сирию, Лут был послан Аллахом пророком в город Садум (Содом). Здесь жили распутные и аморальные люди, которые занимались ливатой (гомосексуализмом). Лут вел проповеди на основании религии, данной Аллахом Ибрахиму. Он пытался отвратить этот народ от греховного образа жизни, воспитать их и вернуть на путь Божий, говоря: «Неужели вы не страшитесь [Аллаха]? Воистину, я — посланник к вам, достойный доверия. Так бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне. Я не прошу у вас вознаграждения за следование новой религии, ибо вознаградит меня только Господь [обитателей] миров. Неужели вы будете восходить [на ложе] к мужчинам из числа обитателей миров (т. е. смертных), пренебрегая вашими женами, которых создал Господь для вас? Да, вы — преступные люди» (Коран, 26: 161-166).

Однако подавляющее большинство этого распутного народа отказалось слушать Лута. Среди них оказалась даже его жена, которая так и не уверовала в его пророческую миссию. Они угрожали Луту и немногим уверовавшим тем, что изгонят их из своего города: «Ответ его народа был один: «Изгоните их из вашей земли. Воистину, они — люди, которые выдают себя за [нравственно] чистых» (Коран, 7: 82).

Затем Лут стал угрожать садумитам мучительным наказанием от Аллаха, но и на этот раз они отказались слушать его (Коран, 54: 36). Тогда для наказания этого распутного народа Аллах послал своих ангелов, которые приняли человеческий облик. Вначале ангелы пришли к пророку Ибрахиму и обрадовали его вестью о рождении Исхака: «Наши посланцы (т. е. ангелы) пришли к Ибрахиму с радостной вестью, сказали: «Мир!» Он ответил: «Мир!» — и, не мешкая, принес жареного ягненка. Увидев, что они не тронули еды, он догадался, что они — не гости, и ему стало боязно перед ними. Посланцы сказали: «Не бойся, воистину, мы посланы к народу Лута». Тем временем жена Ибрахима стояла [рядом с ним], и она засмеялась, когда Мы сообщили ей радостную весть об Исхаке, а вслед за Исхаком — о Йа’кубе» (Коран, 11: 69-71).

После этого ангелы отправились в Садум и остановились в доме Лута. Весть об этом дошла до горожан и они окружили этот дом, требуя у Лута выдать гостей им на потеху. Для того чтобы защитить их, Лут вышел к этим людям и сказал им: «О мой народ! Берите моих дочерей: они для вас чище [,чем мужчины]. Бойтесь же Аллаха и не позорьте меня перед моими гостями. Неужели среди вас нет благоразумного мужа?» (Коран, 11: 78). Однако они ответили: «Нам вовсе не надобны твои дочери. И ты прекрасно знаешь, чего мы хотим» (Коран, 11: 79). Тогда ангелы сказали: «О Лут! Мы — посланцы Господа твоего, а они не смогут навредить тебе. Покинь [эти места] среди ночи вместе со всем семейством, и пусть никто из вас не оглядывается, кроме твоей жены. Воистину, ее поразит то, что поразит остальных людей. Срок же, определенный им, [наступит] утром. А ведь утро так близко!» (Коран, 11: 81). Находящийся среди ангелов Джибрил повелел Луту открыть дверь и впустить этих людей в дом. Как только они вошли, ангелы ослепили их (Коран, 54: 37).

Этой же ночью Лут, вместе с небольшой группой уверовавших жителей Садума выехал из города, который после и отъезда был полностью уничтожен Аллахом вместе с населением: «Когда же настало время, предопределенное Нами, Мы перевернули вверх дном их селения и обрушили на них ливнем комья затвердевшей глины, меченные по воле Господа твоего» (Коран, 11: 82-83). После уничтожения города, на его месте образовалось огромное озеро, которое называется озером Лута (это Мертвое море в Палестине).

Спасшийся Лут уехал к пророку Ибрахиму и оставался у него на протяжении одного года. Согласно преданиям, затем он уехал в Хиджаз и умер там в возрасте восьмидесяти лет.

М

Ма’бад — общий термин, обозначающий место для служения. Это может быть и храм, и мечеть, и церковь, и синагога и даже места поклонения язычников. Дома для поклонения Аллаху мусульмане чаще всего называют «джами» или «масджид». А слово «ма’бад» в основном употребляется для обозначения домов поклонения язычников своим богам.

Ма’буд — общий термин, обозначающий божественный объект для служения и поклонения. Он может быть истинным и ложным. Истинным ма’будом является только Аллах. Все остальные являются лжебогами.

Маварди Абу аль-Хасан (364/974-450/1058) — известный мусульманский мыслитель, ученый и философ. Развивал суннитское направление мусульманской мысли. Он был последователем Шафиитского мазхаба. Был высокообразованным человеком и обладал большим авторитетом в обществе. Полное имя Али ибн Мухаммад ибн Хабиб Абу аль-Хасан аль-Басри аль-Маварди.

Маварди родился в иракском городе Басра, который был одним из центров мусульманской мысли периода средневековья. С ранних лет он изучал хадисы, а также такие дисциплины, как право и толкование Корана. Хорошо знал все тонкости арабского языка. Обучался у известных учителей своего времени.

После окончания обучения в Басре и Багдаде, Маварди начал преподавательскую деятельность. Через некоторое время он был назначен кади (судьей) в Устуве, недалеко от Нишапура, а затем переехал в Багдад. Здесь он продолжил свою деятельность у халифа аль-Кадира.

Маварди был автором книг по правоведению («аль-Икна»), толкованию Корана (Ат-Тафсир аль-Куран аль-Карим) политике, основам государственности и искусству управления государством («Аль-Ахкам ас-Султания»), каламу («Далаиль ан-Нубувва») и многих других. Однако они так и не увидели свет при его жизни. Впервые сочинения А. Маварди были опубликованы после его смерти, одним из его учеников.

Мавлавиты — последователи одного из основных суфийских тарикатов. Основателем ордена является Мавлана Джалал ад-Дин Руми (604/1207- 672/1273). По происхождению он был персом и родился в Балхе. В 610/1213 году его отец и первый учитель Баха ад-Дин Валад переехал вместе со своей семьей из Балха в Хиджаз. Позднее они уехали в Конью, которая была под властью Сельджукидов. После смерти своего отца в 642/1244 году, Джалал ад-Дин продолжил обучение у его последователя Бурхан ад-Дина ат-Тирмизи, а затем преподавал в медресе. Все это время он придерживался «трезвого» духовного пути ордена Кубравитов. Однако после встречи со странствующим дервишем Шамсом ат-Табризи в 642/1244 году, он стал последователем пути суфийской «любви» (ашк). Свое вдохновение он черпал из образов персидской поэзии.

После этого Мавлана стал придерживаться своего духовного пути, который был развит после его смерти и назван его именем. Особую известность орден мавлавитов получил благодаря своей особой духовной практике и поэтическому сочинению Мавланы под названием «Маснави». Это сочинение представляет собой сборник его лирических высказываний, выраженных в поэтической форме. Помимо «Маснави» Мавлана является автором и ряда других книг.

Орден мавлавитов пользовался большой популярностью и поддержкой аристократических кругов Османской империи и государственных чиновников. В этом смысле это был элитный орден. По этой причине он распространился в Анатолии, Сирии, Египте, Балканах и Крыму. Мавлавиты внесли большой вклад в культуру Турции.

Руководство орденом передается наследственным путем, восходящим к Мавлане. Шейхов мавлавитов называют «челеби». Центром ордена является аситан (обитель) Мавлави в Конье. Обители мавлавитов всегда были крупнее обителей других суфийских тарикатов. Это объяснялось тем, что духовные упражнения членов этого ордена были особыми и их исполнение требовало больше места. У членов ордена мавлавитов существует свой зикр, который они реализуют на своих собраниях-сама, которые отличаются прекрасными песнопениями, под звуки которых они исполняют особый танец, благодаря чему в Европе их называют «крутящимися дервишами». На их собраниях используются также и музыкальные инструменты.

Мавлавиты также придают большое значение затворничеству и уединению (чиле), которое продолжается 1001 день. Находящихся в затворничестве, в ордене называют «чилекеш». Завершивших чиле дервишам дается титул «деде».

Мавлавизм, в отличие от многих других тарикатов, избежал процесса распада на различные секты. В настоящее время он имеет влияние только в Турции.

Магриб — время после заката солнца, когда необходимо совершить обязательную молитву. Это время продолжается от захода солнца и до времени следующего обязательного вечернего намаза И’ша (См. Салат).

Маджаз — иносказание, метафора; оборот речи, который состоит из переносных смыслов, на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения с чем-то. Относительно наличия метафор в исламских первоисточниках (Коране и Сунне) существовали различные мнения. Некоторые улемы отвергали наличие метафор в аятах Корана и считали это недопустимым. По их мнению, иносказания это качество присущее людям, а Аллах вел в своей Книге прямую речь и для Него не было необходимости применять их. Такого мнения придерживались такие ученые, как захирит Давуд аз-Захири (ум. в 270/883), мутазилит Абу Муслим Мухаммад ибн Бахр аль-Исфахани (ум. в 322/934), шафиит Ахмад ибн Ахмад ат-Табари (ум. в 355/946), маликит Ибн Хувайзманзаз (ум. в 400/1009).

Но подавляющее большинство мусульманских улемов признавало наличие метафор в Коране. По их мнению, отвержение иносказаний является недопустимым (батиль), так как они придают красоту и особый стиль Корану. Без этого Откровение лишается своей красоты. Но, в то же время, нельзя применять иносказания там, где присутствует явный, буквальный смысл,

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн