Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

если для этого нет оснований и необходимости. Также в одном и том же выражении не может присутствовать как буквальный, так и иносказательный смысл.

Примером иносказания в Коране является следующий аят: «Фир’аун повелел: «О Хаман! Воздвигни для меня башню. Быть может, я поднимусь до путей — путей к небесам — и вознесусь к богу Мусы. Воистину,я считаю его лжецом». Так мерзкие деяния Фир’ауна казались ему самому прекрасными, и он был сбит с [правого] пути. И исходом козней Фир’ауна была гибель [его]!» (40/36-37). Здесь слова: «Фараон повелел: «О Хаман! Воздвигни для меня башню…» — являются метафорой, так как, говоря это Фараон не мог ожидать того, что Хаман незамедлительно воздвигнет ему эту башню. Да и не это он от него требовал. Эти слова нужно понимать как: «О Хаман! Дай распоряжение, чтобы для меня построили башню…». То есть речь может идти о строительстве на протяжении определенного времени с приложением для этого необходимых усилий, рабочей силы и т.д.

Другим примером метафоры в Коране является аят: «Да отсохнут руки Абу Лахаба!» (111: 1), где эти слова приводятся не в отношении личности этого человека.

Относительно маджаза в Коране (Маджаз аль-Куран) известны достаточно много трудов. Одними из наиболее известных из них являются:

— «Маджаз аль-Куран» Абу Убайды Мамара ибн аль-Мусанны (ум. в 210/825);

— «Тафсир аль-Баян фи Маджаз аль-Куран» Аш-Шарифа ар-Ради (ум. в 406/1015);

— «аль-Ишара иля’ль-Иджаз фи Бади Анваи’ль-Маджаз» Абд аль-Азиза ибн Абд ас-Салама (ум. в 660/1262);

— «Маджаз аль-Фурсан иля Маджаз аль-Куран» Джалал ад-Дина ас-Суюти (ум. в 911/1505).

Маджудж — см. Йаджудж и Маджудж.

Маджусы — маги. В исламской традиции так называются приверженцы религии зороастризма, который до завоевания Ирана мусульманами был государственной религией Ирана. В мусульманском Иране зороастрийцев также называли гебрами. В настоящее время малочисленные общины гебров проживают в Иране, преимущественно в Кермане. Большая зороастрийская община проживает также в Индии. Слово «маджус» упоминается в аяте Корана 22: 17.

Мадьян — нечестивое племя, для увещевания которого Аллах послал пророка Шуайба. Несмотря на все старания Шуайба этот народ оклеветал его, отверг истинный путь и продолжал сеять несправедливость на земле, за что и был полностью уничтожен Аллахом (См. Шуайб).

Мазхаб — путь, по которому следует мусульманин, богословско-правовая школа.

Первоначально в Исламе не было различных мнений и методологических различий. Дело в том, что в случае каких-либо разногласий ранние мусульмане обращались к пророку Мухаммаду, который решал все проблемы, а они беспрекословно подчинялись ему. После его смерти, при первых Праведных халифах Абу Бакре, Омаре и Османе (в первые годы его правления), также каких-либо серьезных споров и разногласий в доктринальных вопросах между мусульманами не возникало. Существовали только разногласия по некоторым второстепенным правовым проблемам, которые легко разрешались лидерами мусульманского общества. Однако после гибели третьего халифа Османа, в мусульманском обществе произошли серьезные потрясения и стали выделяться первые религиозно-политические группировки. Несмотря на то, что первоначально они действовали только под политическими лозунгами, тем не менее, их приверженцы положили начало религиозному расколу.

Еще при правлении четвертого халифа Али, в разгар гражданской войны и кровавых противостояний в Халифате, стала выделяться партия его сторонников, которые стали называть себя шиитами. Тогда же возникла партия его противников — хариджитов. Третьей группировкой того времени были насибиты, которые выступали с требованиями мести за смерть халифа Османа и считали правым Муавию в его противостоянии с халифом Али.

Большинство же мусульман не признали крайностей этих группировок и определили свой умеренный, центристский путь, который был назван суннитским (Ахль аль-Сунна).

Первый серьезный вероучительный и доктринальный раскол в Исламе начался после гибели халифа Али с началом деятельности секты джабритов — сторонников абсолютного Божественного предопределения, и кадаритов, которые были сторонниками абсолютной свободы воли человека и ставили под сомнение некоторые аспекты исламского учения о предопределении (См. Кадар и Каза). Против кадаритов выступили такие сподвижники пророка Мухаммада, как Ибн Омар и Ибн Аббас. Еще одну новую доктрину выдвинули и мурджииты, которые считали, что совершение греха человеком не имеет отношения к его вере и не наносит ей вреда. Одновременно с ними, стали развивать свои доктрины различные шиитские и хариджитские секты.

Немалую роль в доктринальном расколе мусульманского общества играл целый ряд факторов объективного и субъективного характера. В частности, в числе причин, которые способствовали возникновению различных мазхабов, мусульманская традиция называет разницу в интеллектуальном уровне людей, их различиях к восприятию проблем, путям их решений. Другой причиной являются различные методы и подходы ученых при решении различных проблем правового и доктринального характера. Немалую роль в появлении различных мазхабов сыграло воздействие на мусульманское мировоззрение различных философских, религиозных и мировоззренческих школ, которые были известны в регионах распространения Ислама с древнейших времен. Политическое противостояние в мусульманском обществе в ходе гражданской войны в Халифате и насаждаемая правящей династией Омейядов политика арабского национализма также способствовали началу возникновения различных сект.

Еще одной причиной разделения мусульман на различные мазхабы были проблемы с принятием тех или иных хадисов, введение аллегорий для объяснения некоторых аятов Корана, недостаточное знакомство с тонкостями арабской грамматики.

Но, с другой стороны, исламская религия, начиная с первых веков своего существования, допускала плюрализм, наличие различных мнений и оценок по одним и тем же проблемам. Тем не менее, мусульманские улемы всегда считали раскол в доктринальных вопросах религии (акиде) нежелательными, так как это могло привести к развитию различных форм сектантства и нововведений (бид’а), которые подрывали изнутри единство мусульманского общества. А подрыв единства в религии является запретным деянием харам: «Дepжитecь зa вepвь Aллaxa вce, и нe paздeляйтecь… И нe бyдьтe тaкoвы, кaк тe, кoтopыe paздeлилиcь и cтaли paзнoглacить, пocлe тoгo кaк пpишли к ним яcныe знaмeния; для этиx — вeликoe нaкaзaниe» (Коран, 3: 103, 105).

В целом же, согласно единогласному мнению всех улемов, та секта, которое ставит под сомнение какие-либо положения религии, непосредственно вытекающие из ясных и однозначных смыслов Божественного откровения (нассов), считается вышедшей из Ислама. Тем не менее, различные доктринальные школы в Исламе все же появились.

Однако в правовых вопросах (фикх) различные мнения, методы и заключения, в целом допускаются, если они являются обоснованными. Это зафиксировано в хадисе пророка Мухаммада, который, назначая Муаза ибн Джабаля судьей в Йемен, спросил у него о том, каким образом он будет выносить решения. Муаз ответил, что он сделает это на основании Корана и Сунны посланника. Когда же пророк спросил у него, что он сделает, если не найдет буквального решения проблемы в этих источниках, Муаз ответил, что он сделает иджтихад — то есть, вынесет решение на основании своего анализа Божественного Откровения. Пророк одобрил этот ответ. Этот хадис приводится в сборниках хадисов Ахмада, Тирмизи, Абу Давуда. Однако иджтихад запрещен в тех вопросах, относительно которых имеются буквальные предписания (нассы) из исламских первоисточников. Также иджтихад не может противоречить общему духу Ислама.

После смерти пророка Мухаммада и периода правления первых халифов различные заключения по правовым проблемам выводили различные улемы. Были даже сформированы две правовые школы: одна в Ираке (См. Асхаб ар-Рай), а другая в Медине (См. Асхаб аль-Хадис), которые применяли свои методы.

В лоне всех этих школ выдающиеся ученые и правоведы исламского мира исследовали различные проблемы доктринального и правового характера. Их теоретические работы легли в основу исламской науки, которая стала систематизироваться и еще больше развиваться. Различные подходы и различия в исследованиях ученых привели к образованию новых школ, хотя их основатели и не заявляли о том, что основали мазхабы. Таким образом, наличие в Исламе различных правовых школ не противоречит основам религии и является допустимым.

В целом же все мазхабы Ислама можно подразделить на три категории:

1. Политические. К ним относятся партии насибитов, шиитов и хариджитов.

2. Доктринальные. Существует три суннитских доктринальных мазхаба. Это матуридитская, ашаритская и салафитская школы. К остальным мусульманским школам относятся школы мутазилитов, имамитов, иснаашаритов, зейдитов, хариджитов, кадаритов, джабритов. Некоторые доктринальные школы считаются вышедшими из Ислама. Это школы низаритов, друзов, бабидов, бахаитов, кадианитов.

3. Правовые. Все правовые школы в исламе имеют своими источниками положения Корана и Сунны. Известны следующие крупные правовые школы: ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов, джафаритов, зейдитов и захиритов. Из них первые четыре являются суннитскими. Существовали также несохранившиеся на сегодняшний день мазхабы Абдуллы ибн Шубрумы (ум. в 144 г.х.), Абд ар-Рахмана аль-Авзаи (ум. в 157 г.х.), Суфьяна ас-Саври (ум. в 161 г.х.), Мухаммада ибн Абд ар-Рахмана ибн Абу Лайлы (ум. в 148 г.х.), Исхака ибн Рабии (ум. в 238 г.х.), Абу Джафара Мухаммада ибн Джарира ат-Табари (ум. в 310 г.х.), Лейса ибн Сада (ум. в 175 г.х.), Музани (ум. в 264 г.х.), Абу Савра Ибрахима ибн Халида Мухаммада ибн Исхака ибн Хузаймы (ум. в 311 г.х.)

Маймуна бинт Харис (ум. в 51/671) — одна из жен пророка Мухаммада, мать правоверных. Она была сестрой Умм аль-Фадл — жены Аббаса ибн Абд аль-Муталлиба. Маймуной ее назвал пророк Мухаммад. До этого ее звали Барра. В период язычества она была замужем за Масуда ибн Амра. Затем она развелась с ним и вышла замуж за Абу Рухума ибн Абд аль-Уззу. Спустя некоторое время, она осталась вдовой.

Пророк Мухаммад женился на ней в 7 году хиджры по совету Аббаса. Она была последней его женой. После нее он не женился ни на одной женщине.

Маймуна была добродетельной и набожной женщиной. В ее передаче известно около 70 хадисов.

Маймуниты — приверженцы «крайней» хариджитской секты, которые считаются вышедшими из Ислама. Помимо общих черт присущих всем хариджитам, они считали дозволенным мужчине вступать в брачные отношения со своими внучками, заявляя, что запрета на такой брак в Коране нет. Они также не считали суру «Йусуф» коранической и говорили, что это всего лишь любовное повествование.

Макам — в суфизме духовная ступень (либо стадия), достигаемая суфием в результате напряженной духовной практики. Согласно суфийскому теоретику Ас-Сарраджу, существует 7 макамов: Покаяние (тауба), богобоязненность (вараа), воздержание (зухд), бедность (факр), терпение (сабр), удовлетворенность (риза) и упование на Аллаха (таваккуль).

Макам аль-Ибрахим — «место Ибрахима». Место в пределах мекканского комплекса Масджид аль-Харам, на котором стоял пророк Ибрахим (Авраам), когда он, вместе со своим сыном Исмаилом, строил Каабу. Сейчас на этом месте находится небольшая постройка с куполом.

Согласно хадисам, после того, как Аллах приказал пророку Ибрахиму построить Каабу, он приступил к строительству храма. Исмаил подносил для него камни, а он делал кладку. После того, как стены здания поднялись выше роста Ибрахима, Исмаил прикатил ему под ноги большой камень, на который тот поднялся и продолжал работу. На этом камне остался отпечаток его ноги.

Название Макам аль-Ибрахим упоминается в аяте Корана: «Там — ясные знамения для людей — место Ибрахима…»

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн