Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

которые до этого были известны лишь в устной традиции. Также там нашли отражение различные правовые аспекты проблем, на основании которых он выдавал фетвы. В частности, «деяния мединцев», мнения табиунов и т.д.

Ученики Малика ибн Анаса:

1. Абу Абдулла, Абд ар-Рахман ибн Касим (ум. в 191 г.х.)

Обучался праву у Малика ибн Анаса. Был также учеником египетского правоведа Лейса ибн Саада. Очевидцы писали, что он был самым способным учеником этих авторитетных людей. Являлся корректором самой авторитетной книги маликитского мазхаба «аль-Мувадданы». Умер в Египте.

2. Абу Мухаммад, Абдулла ибн Вахб ибн Муслим (125-197 г.х.)

В течение двадцати лет обучался у Малика ибн Анаса и распространял маликитское право в Египте. Он также обучался праву и правоведению у египетского правоведа Лейса ибн Саада. Известен и как хадисовед.

3. Ашхаб ибн Абд аль-Азиз аль-Кайси (150-204 г.х.)

Обучался фикху у Малика ибн Анаса и Лейса ибн Саада. Был самым известным правоведом в Египте. Он являлся автором книги о правоведческих методах Малика ибн Анаса «Мувадданат аль-Ашхаб».

4. Абу Мухаммад, Абдулла ибн Абдулхаками (ум. в 214 г.х.)

Один из учеников Малика ибн Анаса. Возглавлял маликитскую школу правоведения в Египте после смерти Ашхаба ибн Абд аль-Азиза аль-Кайси.

5.Ашбаг ибн Харадж (ум. в 225 г.х.)

Большой знаток принципов маликитского права. Обучался у Абд ар-Рахмана ибн Касима, Абдуллы ибн Вахба и Ашхаба ибн Абд аль-Азиза. Жил в Египте.

6. Мухаммад ибн Абдулла ибн Абд аль-Хакам (ум. в 268 г.х.)

Обучался у маликитских правоведов и Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии. Был одним из самых выдающихся правоведов в Египте. У него обучалось много учеников из Северной Африки и Испании, которые распространяли принципы маликитского права на своей родине.

7. Мухаммад ибн Ибрахим аль-Искандари ибн Зияд (ум. в 269 г.х.)

Был известен также под именем Ибн Мавваз. Большой знаток маликитского фикха. Жил в Египте. Автор одной из самых авторитетных маликитских книг «аль-Маввазия».

8. Абу Хасан, Али ибн Зияд ат-Тунуси (ум. в 183 г.х.)

Известный североафриканский маликитский правовед. Ученик Малика ибн Анаса.

9. Абу Абдулла, Зияд ибн Абд ар-Рахман аль-Куртуби (ум. в 193 г.х.).

Был известен под именем Шабтун. Слышал Муватту из уст самого Малика ибн Анаса, учеником которого он был. В дальнейшем распространял учение своего учителя в Испании.

10. Иса ибн Динар аль-Куртуби аль-Андалуси (ум. в 212 г.х.)

Один из учеников Малика ибн Анаса. Был известным испанским маликитским правоведом.

11. Асад ибн аль-Фурат ибн Синан ат-Тунуси (146-213 г.х.)

Правовед и военачальник. Один из учеников Малика ибн Анаса и знаток методов мединской школы правоведения. В то же время, был знатоком и иракской правовой школы, которую он изучал у Абу Йусуфа и Мухаммада ибн Хасана аш-Шейбани. Он был родом из Нишапура. Командовал армией, которая была отправлена для завоевания Сицилии. Погиб в Сиракузах.

12. Йахйа ибн Йахйа ибн Касир аль-Лейси (ум. в 234 г.х.)

Один из учеников Малика ибн Анаса, который распространял маликитское право в Испании. Был родом из Кордовы.

13. Абд аль-Малик ибн Хабиб ибн Сулейман ас-Сулами (ум. в 238 г.х.)

Воглавлял маликитскую школу правоведения в Испании после смерти Йахйи ибн Йахйи.

14. Шахнун, Абд ас-Салам ибн Саид ат-Танухи (ум. в 240 г.х.).

Один из видных деятелей маликитской правовой школы, родом из Северной Африки. Был учеником Малика ибн Анаса. Ему принадлежит авторитетная маликитская книга «аль-Муваддана».

15. Абу Марван, Абд аль-Малик ибн Абу Салама аль-Маджишун (ум. в 212 г.х.)

Известный последователь правовой школы Малика ибн Анаса. Муфтий Медины.

16. Ахмад ибн Муаззал ибн Гайлан аль-Абди

Последователь правовой школы Малика ибн Анаса, современник и друг Абд аль-Малика ибн Абу Саламы аль-Маджишуна (ум. в 212 г.х.). Был представителем маликитского правоведения в Ираке. Точные даты рождения и смерти неизвестны.

17. Абу Исхак, Исмаил ибн Исхак аль-Кади (ум. в 282 г.х.)

Известный деятель маликитской правовой школы. Обучался у Ахмада ибн Муаззала. Распространял маликитское право в Ираке.

Убеждения Малика ибн Анаса

Малик ибн Анас считал, что убеждения людей состоят из веры, и выражения этой веры в словах и поступках. Вера может усиливаться. Относительно же ее ослабления, Малик ибн Анас ничего определенного не говорил.

Относительно Божественного предопределения и свободы воли человека, он признавал веру в кадар (предопределение), но, в то же время, признавал и свободу воли человека. Он ограничивался по поводу всего этого общими формулировками и не допускал субъективизма в этих вопросах, ссылаясь исключительно на ясные смыслы Корана и Сунны (нассы).

По проблеме совершения больших грехов мусульманами, Малик ибн Анас считал, что совершивший их человек понесет наказание, адекватное совершенному греху. Но, если Аллах пожелает, то может простить грешника. Могут быть прощены все грехи, помимо язычества и признания других богов помимо единого Творца. Он считал также возможным лицезрение праведниками Аллаха в раю.

В государственных и политических вопросах Малик ибн Анас считал идеальным правление первых Праведных халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Он решительно отвергал шиитскую концепцию о верховной власти, согласно которой власть и руководство мусульманской общиной должно осуществляться только потомками Али ибн Абу Талиба.

Выборы халифа должны осуществляться в соответствии с традицией Праведных халифов. Для признания законности того или иного халифа достаточно, если ему присягнули жители Медины и Мекки. В противном случае, выборы халифа считаются недействительными, даже если за него проголосовали другие регионы Халифата.

Период жизни Малика ибн Анаса пришелся на период правления Омейядов, а затем первых Аббасидов. Как известно это были монархические династии. Принцип государственной власти, который полностью соответствовал Шариату, был предан забвению после периода правления Праведных халифов. Но трезвомыслящий Малик ибн Анас понимал, что ни в коем случае нельзя пытаться возрождать преданные забвению принципы путем бунтов против «нечестивых» властей, как это делали группы хариджитов или радикально настроенных шиитов. Ведь такие методы неизбежно приводили к анархии, при которой в одночасье совершались такие преступления, которые не совершались бы на протяжении целых десятилетий со стороны самых тиранических режимов.

Поэтому Малик ибн Анас был противником всяких бунтов и считал, что праведное правление может быть даже при монархах. В качестве примера он приводил Омейядского халифа Омара II ибн Абд аль-Азиза, который был образцом благочестия и праведности.

Несмотря на бурные политические события своей эпохи, Малик ибн Анас оставался в стороне от них. Он не принимал ни сторону бунтовщиков, ни сторону тиранов. Как и многие ортодоксальные мусульманские мыслители, он считал, что тиранов нужно стремиться отстранить от управления государством, однако не позволительно делать это путем революций, бунтов, общественными потрясениями. Гораздо лучше попробовать воздействовать на них словом. «Нечестивую» власть необходимо поддерживать в тех делах, которые они делают в соответствии с Божественным порядком и не поддерживать ее, если они не действуют по закону Аллаха.

Метод Малика ибн Анаса

Для вынесения правовых предписаний и суждений Малик ибн Анас опирался на следующие источники:

1. Коран. Выдавая правовые предписания, Малик ибн Анас, прежде всего, опирался на очевидные и недвусмысленные аяты Корана (нассы).

2. Сунна. Малик ибн Анас считал, что Сунной являются поступки и речения пророка Мухаммада, правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев». Малик ибн Анас, прежде всего, опирался на хадисы мутаватир и машхур, которые отражали общеизвестные факты и были переданы многочисленными цепями передатчиков. Эти хадисы невозможно было подвергнуть сомнениям.

Но, в то же время, Малик ибн Анас признавал и хадисы от единичных передатчиков — ахад. Однако предпочитал им «деяния мединцев». Некоторые источники утверждают, что он предпочитал больше метод кыяса, чем выдвижение суждения по хадису-ахад. В целом же, он отвергал сообщение хадиса-ахад, если он противоречил ясным смыслам (нассам) Корана и хадисов-мутаватир и машхур. Отсюда следует, что Малик ибн Анас наряду с устоявшейся традицией считал необходимым применение доводов разума в выдаче фетв и применял методы суждения (рай).

3. «Деяния мединцев». Еще одним источником для вынесения правовых предписаний Малик ибн Анас считал «деяния мединцев», т.е. устоявшуюся после пророка в среде населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть ее сомнению. Он считал, что этот источник более надежнее, чем хадисы в единичной передаче (ахад). Также как и свой учитель Рабиа ибн Абу Абд ар-Рахман, он считал, что «информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков предпочтительнее, чем информация, переданная одним человеком лишь одному человеку».

4. Фетвы сподвижников. Малик ибн Анас считал крайне важным учитывать правовые предписания (фетвы) сподвижников пророка. К примеру, он выдал фетву о некоторых обязательных аспектах хаджа на основании фетв сподвижников и отверг единичный хадис-ахад от пророка. Тут Малик ибн Анас подходил к проблеме исходя из того, что правилам совершения хаджа и его обрядности сподвижники учились у самого пророка, и неоднократно видели, как он это делает. Поэтому чисто логически из этого следовало, что принимать их практику совершения хаджа более предпочтительно, чем ссылаться на хадис от пророка, переданный лишь одним передатчиком. Это вызвало критические отзывы от других мусульманских правоведов, например Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии. Кроме того, есть некоторые данные о том, что Малик ибн Анас считал также источником для решения правовых вопросов фетвы некоторых выдающихся табиунов. Но он не приравнивал их к хадисам пророка и принимал с оговоркой того, что они не должны противоречить «деяниям мединцев».

5. Кыяс, истислах. Эти категории иджтихада также признавались Маликом ибн Анасом. Но истихсан он понимал по-своему, считая, что если по какой-то проблеме нет ясности (насс) в Откровении, то необходимо применить предпочтительное решение проблемы, независимо от того, имеется возможность кыяса (суждения по аналогии) или нет. Это он назвал истислахом. Дело в том, что суждение по аналогии, в ряде случаев, могло привести к сомнительным заключениям. Поэтому Малик ибн Анас в большинстве случаев отдавал приоритет истислаху (См. Масалих аль-Мурсала).

6. Садду аз-Зарайи. Это какое-либо действие или вещь, которое в принципе, с большой долей вероятности, может привести к греху или может нанести какой-либо вред. Согласно Малику ибн Анасу, то, что может привести к греху, то греховно и запретно, а то, что может привести к добру, то поощряемо.

Формирование Маликитского мазхаба

Наследие Малика ибн Анаса было таким значительным, что оно не могло быть предано забвению. Его ученики продолжили его дело и положили начало формированию одного из самых авторитетных школ (мазхабов) мусульманского права. Этот мазхаб распространился во многих странах. Среди последователей маликизма был и такой величайший мусульманский философ-перипатетик как Ибн Рушд, который совмещал принципы исламского мировоззрения с наследием Аристотеля.

Но в самой Медине, а также Хиджазе, этот мазхаб не обрел популярности. Зато он распространился в Египте, но позднее там усилились позиции шафиизма. В Северной Африке маликизм также нашел своих многочисленных последователей. Несмотря на то, что там на некоторое время укрепились позиции ханафизма, тем не менее, маликитский мазхаб вернул там себе утерянные позиции и сегодня является доминирующим в этом регионе. Маликизм распространился также и

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн