Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленную, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он всеслышащий, всевидящий» (Коран, 17:1). Согласно хадису пророка Мухаммада, Аль-Акса была самым древним Божьим храмом на земле после мекканской Каабы. (См. также Исра и Мирадж)

Масджид аль-Акса (II) — название знаменитой мечети в Кудсе, которая является мусульманской святыней. Мечеть на этом месте распорядился построить праведный халиф Омар после завоевания Иерусалима в 15/636 году. Однако это здание не было фундаментальным. Поэтому в 90-96/709-714 годах на этом месте омейядский халиф аль-Валид ибн Абд аль-Малик построил новую мечеть Аль-Акса, которая в настоящее время находится в Кудсе (Иерусалиме). (См. также Кудс).

Масджид аль-Киблатайн — одно из названий мединской мечети, в которой во время намаза аср пророку было приказано Аллахом повернуть направление киблы с Масджид аль-Аксы на Масджид аль-Харам. (См. Масджид ан-Набави).

Масджид аль-Куба – мечеть, построенная в селении Куба, неподалеку от Медины, во время хиджры пророка Мухаммада (не путать с Масджид ад-Дираром, которая также была выстроена в Кубе лицемерами).

Масджид аль-Харам — Запретная мечеть. Главный священный храм мусульман, к которому совершается обязательное паломничество — хадж. Находится в Мекке.

Масджид аль-Харам упоминается в нескольких коранических аятах, например 2: 217, 5: 2. Он также является киблой мусульман (начиная с шестнадцатого месяца после хиджры). Это первый и самый древний храм, который был выстроен для служения Богу на земле. В комплекс этого храма входят Кааба, Макам аль-Ибрахим и источник Замзам. Территория Масджид аль-Харама окружена четырьмя стенами. Там имеются также 7 минаретов. История Масджид аль-Харама связана с историей города Мекки (См. Мекка).

Масджид ан-Набави — мечеть пророка Мухаммада в Медине. Она была построена пророком Мухаммадом и его сподвижниками сразу после хиджры (переселения) мекканских мусульман в Медину. Эта мечеть является третьей святыней Ислама после «Запретной» мечети (Масджид аль-Харам) в Мекке и мечети «Отдаленнейшей» (Аль-Акса) в Кудсе (Иерусалиме), к которой в шариате разрешено паломничество.

После переселения пророка Мухаммада в Медину, он некоторое время оставался в пригороде города Куба, где по его распоряжению была выстроена мечеть. Затем он выехал оттуда и прибыл в Медину. Там многие люди стали приглашать его к себе домой. Однако пророк отказался и объявил о том, что он остановится в том доме, у которого остановится его верблюд. После этого он отпустил животное. Оставшись без наездника, верблюд прошел некоторое расстояние, остановился и сел на землю недалеко от дома Абу Аййуба аль-Ансари, где временно и остановился Мухаммад. Место остановки верблюда же принадлежало мединцам Сахлю и Сухайлю, которые готовы были подарить эту землю пророку. Однако тот не согласился и выкупил у них эту территорию за символическую сумму в 10 динаров. Деньги были выплачены Абу Бакром.

После этого мусульмане, под руководством пророка Мухаммада, принялись за строительство на этом месте мечети, которая была выстроена в самые кратчайшие сроки. В связи с тем, что первоначально кибла была обращена в сторону Кудса, михраб мечети был установлен на северной стороне мечети. Спустя шесть месяцев, после изменения направления киблы в сторону Мекки, михраб был установлен на южной стороне здания. В мечети также был установлен минбар, с которого пророк читал народу проповеди. Однако купол сооружения отсутствовал.

После завершения строительства, пророк Мухаммад поселился в этой мечети. На ее восточной стороне были построены две комнаты для его жен Аиши и Сауды. Однако эти комнаты оставались вне основного здания. Также возле мечети было обустроено место, названное Суффой, где собирались нуждающиеся мусульмане и путники для молитв и обучения основам религии (См. Асхаб ас-Суффа). Количество комнат, принадлежащих пророку, первоначально было семь, затем их стало девять.

Мединская мечеть имела исключительное социальное значение в жизни ранней мусульманской общины. Она превратилась в общественный и просветительский центр, в котором решались все бытовые, экономические и политические проблемы мусульман. Отсюда пророк Мухаммад управлял государством, принимал различные посольские делегации, вместе со своими сподвижниками решал задачи военного характера, создавал правовой механизм общества, обучал народ Корану. Помимо него здесь преподавали Коран, а также арабскую письменность и грамматику другие его образованные сподвижники.

После завоевания Хайбара в 6/628 году, пророк Мухаммад распорядился расширить территорию мечети. А после его смерти в 11/632 году, он был похоронен в комнате его жены Аиши. Там же, рядом с ним, были похоронены первые Праведные халифы — Абу Бакр и Омар.

В период правления второго Праведного халифа Омара, мечеть была еще более расширена. Первая основательная реконструкция мечети была проведена в период правления третьего Праведного халифа Османа в 29/650 году. Слабые кирпичные стены сооружения были заменены на основательные, каменные. Был построен купол, для поддержания которого были добавлены колонны.

В период наместничества омейяда Омара ибн Абд аль-Азиза в 88/707-91/711 годах Мечеть пророка была перестроена заново и настолько расширена, что комнаты жен пророка оказались внутри здания. В связи с тем, что могила Мухаммада находилась в комнате Аиши, внутрь мечети была введена только ее часть. Стены, сооружения и колонны были возведены из камня и кирпича и облицованы мрамором. Тогда же были выстроены первые четыре минарета мечети пророка.

В 162/778-165/781 году Аббасидский халиф аль-Махди провел очередную реконструкцию мечети, значительно расширив ее в северном направлении. Аналогичные работы проводились и в 202/817 году в период правления Аббасидского халифа аль-Мамуна. В 576/1180 году халиф ан-Насир построил на территории мечети специальную комнату, куда собрал сохранившиеся от пророка Мухаммада и его сподвижников одежды, предметы обихода.

В 654/1256 году в период правления последнего Аббасидского халифа аль-Мутасима, по вине одного из служителей, в мечети произошел крупный пожар. Огонь уничтожил почти все здание. В следующем году халиф распорядился срочно восстановить мечеть. В том же году он послал в Медину лучших мастеров и архитекторов, которые восстановили мечеть пророка. В этом деле принимали участие также правитель Йемена Музаффар и правитель Египта Нур ад-Дин Али ибн Муиз. Вместо сгоревшего при пожаре минбара пророка, там был установлен новый минбар, изготовленный в Йемене.

Однако ремонтные работы не были завершены по причине нашествия на Багдад монголо-татар, которые уничтожили Аббасидский халифат. Они были продолжены и завершены только в 685/1295 году по инициативе мамлюкского султана Египта Бейбарса. Он распорядился привести из Египта новый минбар, которым он заменил предыдущий.

Второй крупный пожар случился в мечети пророка в 886/1481 году, когда один из минаретов поразила молния. Оттуда огонь распространился по всему зданию. После этого мечеть была восстановлена мамлюкским султаном Египта Ашрафом Кайтабаем, который послал в Медину лучших мастеров. В это же время, возле мечети было построено медресе Махмудийа.

В период правления Османских султанов, Мечеть пророка неоднократно ремонтировалась. Однако самые фундаментальные работы были произведены султаном Абд аль-Маджидом в 1849-1861 годах, когда здание фактически было выстроено заново по частям. То есть старые стены заменялись новыми, более фундаментальными.

Последние фундаментальные восстановительные работы в мечети были произведены властями Саудовской Аравии в 1953 году.

Масих — мессия. Один из титулов пророка Исы, который упоминается в аятах Корана 5: 72; 5: 75; 4: 157. См. Иса ибн Марьям.

Масих ад-Даджал — лжемессия, пришествие которого является одним из больших признаков Судного дня (См. Даджал).

Маст — обувь, которая покрывает ногу до щиколотки, которую во время малого омовения разрешается (при определенных условиях) обтирать влажной рукой, вместо мытья ног (См. Масх).

Ма’сум — безгрешный, непогрешимый. Согласно исламскому вероучению это один из атрибутов всех пророков Аллаха. Все пророки оберегаются от грехов самим Богом и являются безгрешными.

Мал — движимое и недвижимое имущество, деньги, богатство. Во множественном числе — амвал. Первоначально этот термин употреблялся в отношении золота и серебра, однако затем его стали понимать шире.

В исламском праве мал — это материальные ценности, которые приобретены или накоплены для удовлетворения человеческих нужд. Необходимо, чтобы мал имел материальную сущность. Обладание каким-либо знанием, здоровьем, славой, известностью и т.д. малом не является. Еще одним условием исламского права по отношению к малу является необходимость того, чтобы материальными ценностями люди могли реально пользоваться. То есть такие не пригодные для использования вещи, как испорченные продукты питания или мертвечина малом не являются.

Все материальные ценности разделяются на разрешенные шариатом и запрещенные. Разрешенный для мусульман мал (мутакаввим) это ценности, накопленные путем определенных действий, затраты труда, которые не противоречат Божественному Закону. Запрещенный мал (гайри мутавакким) это материальные ценности, накопленные путем нарушения положений шариата. В связи с этим, разрешенный мал можно давать в аренду, продавать, а запрещенный нельзя.

Кроме того, различают движимый (манкул) (который можно транспортировать, передавать) и недвижимый (гайри манкул) мал. Примером манкула явлются деньги, а гайри манкула дом.

Исламское право уделяет большое внимание проблемам собственности людей и дает им право защищать имущество от посягательств других людей.

Масх — обтирание. Так называется обтирание какой-либо части тела или повязки влажной ладонью. Обтирание головы является неотъемлемой частью малого омовения (см. Вуду).

В случаях, если те части тела, которые необходимо промыть при совершении большого или малого омовения поранены, и на них наложена повязка, они протираются влажной ладонью вместо мытья.

Масхом также называется обтирание влажными руками кожаной обуви (маст или хуфф), которая покрывает ногу до лодыжки, вместо мытья ноги при малом омовении. При этом необходимо, чтобы до этого эта обувь была надета на чистую ногу, после совершения предыдущего малого омовения и не снималась после этого. При последующих омовениях на такую ногу в течение 24 часов можно совершать масх. Путники могут сделать это на протяжении 72 часов.

Разрешается протирать только такую обувь на кожаной или войлочной подошве, которая выдерживает расстояние 1 часа пути и не разваливается. Также на ней не должно быть больших дыр. Она должна быть соответствующей ширины и плотно держаться на ноге. В домашней обстановке разрешается делать масх на плотные и толстые шерстяные носки, толщина которых достаточна, чтобы позволить не запачкать или намочить ноги. Делать масх на тонкие носки нельзя.

Масх на масты совершается следующим образом: После протирания (масха) головы при малом омовении (См. Вуду) нужно вначале протереть мокрыми соединенными вместе пальцами правой руки верх носка правой обуви в направлении от пальцев ног на себя. Потом то же самое нужно сделать левой рукой на левую ногу.

Масх на маст нарушается, если обувь сойдет с ноги или в нее просочится грязь, влага.

Матуридизм — одна из суннтских школ в каламе. Эпоним школы — Абу Мансур аль-Матуриди (ум. в 333/994). См. Абу Мансур аль-Матуриди.

Считается, что воззрения Абу Мансура аль-Матуриди в целом очень близки к воззрениям другого выдающегося мусульманского мыслителя Абу аль-Хасана аль-Ашари, современником которого он был. Они оба развили свою доктрину в ответ на философию мутазилитов. Но, тем не менее, некоторая разница между их учениями ними все

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн