Скачать:TXTPDF
Ислам. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде

этого, он решил объявить себя халифом, что шло вразрез с планами англичан и они перестали оказывать ему поддержку. Это привело к тому, что саудит Абд аль-Азиз захватил Мекку.

После 1344/1926 года власть над Хиджазом и большей частью аравийского полуострова перешла к недждской королевской династии Саудитов. Саудовские власти еще более обустроили Мекку, построили в ней различные объекты общественного значения, гостиницы, шоссе и современную инфраструктуру. Храм Масджид аль-Харам и другие религиозные объекты периодически подвергаются ремонту и реставрации.

Мизан — весы. Согласно кораническому аяту (7: 85) пророк Шуайб, посланный для увещевания народа Айки, призывал их соблюдать меру в торговле не обвешивать не обманывая людей на весах. В исламском праве все это является тягчайшем грехом и влечет за собой тяжелое наказание.

Мизаном также называются весы, на которые будут положены все хорошие и плохие деяния человека в день Страшного суда. Об этом говорится в коранических аятах 21: 47; 23: 102-103. Настоящая сущность этих весов непостижима человеческим разумом.

Микаил — Михаил. Это один из четырех самых приближенных к Аллаху ангелов, который приводит в движение и регулирует различные природные процессы. То есть, по воле Аллаха, Микаил приносит облака, приводит в движение планеты и т.д. Имя этого ангела означает «главный». В Коране он упомянут в аяте: «…кто бы ни был врагом Аллаху и Его ангелам, посланникам, Джибрилу, Микаилу, [пусть знает], что и сам Аллахвраг неверных» (2: 98).

Микат — места вступления в ихрам, отведенные для паломников, прибывающих в Мекку из соседних городов и областей. Микатом для жителей Медины является Зу-ль-Хулайфа, которая находится к 450 км к северу от Мекки; для жителей Сирии и Египта микатом считается Джухфа, расположенная к 187 км к северо-западу от Мекки; для жителей Йемена — гора Йеламлам расположенная в 54 км южнее Мекки; для жителей Неджда — гора Карн аль-Маназиль, расположенная в 94 км восточнее Мекки; для жителей Ирака — Зат-у-Ирк, расположенный в 94 км северо-восточнее Мекки.

Милад — день рождения, рождество. Этот термин употребляется в отношении рождества пророка Исы христианами, которое они празднуют в конце декабря или начале января каждого года. Однако эти празднества заимствованы из дохристианских традиций, а точный день рождества Исы неизвестен.

Минадолина, расположенная в восьми километрах от Мекки по дороге в долину Арафат. Именно сюда приходят паломники для принесения жертв во время хаджа, так как именно сюда привел пророк Ибрахим своего сына Исмаила, которого собирался принести в жертву Аллаху. Как известно, Аллах всего лишь испытал Ибрахима и не допустил этой жертвы. Взамен Исмаила в жертву был принесен агнец. В этой же долине проводится обряд побивания камнями шайтана.

Минара — минарет. Сооружение в виде башни при мечети. Минарет используется для призыва на молитву верующих. Для этого перед намазом туда поднимается муэдзин, который читает азан. В настоящее время во многих мечетях для призыва на молитву используются громкоговорители и поэтому там минареты потеряли свое значение.

Впервые минарет был выстроен во время правления первого омейядского халифа Муавии (I век хиджры) правителем Египта Масламой ибн Махладом.

Минбар — небольшое возвышение в мечети на которое поднимается имам для проведения хутбы (проповеди). После подъема имама на минбар все разговоры в мечети прекращаются и все внимание верующих концентрируется на проповеди имама.

Первый минбар был установлен самим пророком Мухаммадом в мединской мечети, в 7 году хиджры. До этого он читал проповеди, поднимаясь на отрубленный ствол финикового дерева. Первый минбар был сделан из дерева и состоял из двух ступенек и места для сидения. Он находился в мединской мечети до 654/1256 года, а затем был уничтожен пожаром. В настоящее время в этой мечети находится минбар, который был сделан по распоряжению турецкого султана Мурада III.

Первый минбар вне мединской мечети был установлен в мечети Амра в Египте. А затем он стал атрибутом всех мечетей мира. Часто минбары представляют собой красивые расписные сооружения из дерева или камня и представляют ценность в качестве произведений искусства. В настоящее время их высота состоит из пяти, семи, девяти и более ступенек

Мирадж — См. Исра и Мирадж.

Мисвак — палочка для чистки зубов, изготовленная из ветвей дерева арак (сальвадора персидская), который произрастает в Аравийском полуострове, Западной и Южной Азии, Африке. Древесина этого дерева состоит из перемежающихся слоев тонкостенных сосудов и толстостенных волокнистых элементов. По этой причине она становится мягкой и гибкой. При использовании такой палочки, она во рту разжевывается, расплющивается и превращается в плотные пучки эластичных нитей, которые чистят зубы. В мисваке содержатся биологически активные и минеральные вещества, которые полезны для всего организма. Кроме того, в его составе присутствуют вещества, которые укрепляют десна и предотвращают порчу зубов кариесом.

Как известно исламская религия придает большое значение, как духовной, так и физической чистоте человека. Чистка зубов является весьма желательным элементом мусульманских гигиенических правил. В одном из хадисов пророк Мухаммад, который регулярно пользовался мисваком, сказал: «Четыре следующих пункта являются сунной пророков (мир им): скромность, использование благоуханий и мисвака, а также брак» (Тирмизи, Никях, 1; Ахмад ибн Ханбал, V, 421). В другом хадисе пророк сказал: «Намаз, выполненный после использования мисвака в 70 раз лучше намаза без использования мисвака» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, VI, 272). Поэтому в ханафитском мазхабе чистка зубов мисваком является желательным действием (сунной) при совершении омовения, а в шафиитском мазхабе желательно чистить зубы перед намазом. В то же время, чистить зубы можно в любое время и вне намазов и омовений.

Михраб — ниша в стене мечети, обращенная в сторону Киблы. Во множественном числе «махариб». Это слово упоминается в аяте Корана 3: 37. Обычно михрабы украшаются красивыми узорами, орнаментами, резьбой по камню. Многие из них представляют ценность в качестве произведений искусства. Верхнюю часть михрабов часто расписывают кораническими аятами.

Во времена пророка Мухаммада, для указания направления киблы, в мечетях устанавливались простые камни с отличительными знаками, либо же эта сторона стен была помечена. Расписные михрабы же стали создаваться в мечетях в период правления Омейядов. Эта традиция была продолжена и в последующие века. При Сельджукидах и Османских султанах михрабы стали обделываться специальными расписными керамическими плитами.

Мовт — смерть, отделение души от тела. Состояние физической смерти человека не является небытием. Его существование продолжается, но переходит на качественно новый уровень. В результате смерти прекращается связь души с телом и она отделяется от нее.

Человеку рекомендуется почаще вспоминать о своей смерти для того, чтобы глубже осознать смысл земного существования, совершать хорошие дела, укрепить веру в Аллаха и воздержаться от совершения грехов. Упоминание о смерти содержится во многих аятах и хадисах. В одном из аятов говорится: «Всякая душа вкушает смерть, и вам сполна будут даны ваши награды в день воскресения» 3: 185.

Мохтакир — см. Ихтикар.

Муаз ибн Джабаль (ум. в 19/640) — один из сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Мекке и принадлежал к племени Хазрадж. Принял Ислам в 18 лет, участвовал во время второй клятвы при Акабе. Принимал участие во всех сражениях вместе с пророком и другими мусульманами. Он знал наизусть весь Коран и строил свой образ жизни в соответствии с Сунной пророка. Был блестящим знатоком мусульманского права и издавал фетвы еще при жизни пророка, который высоко ценил способности Муаза. Известен его хадис, в котором он называл Муаза в числе лучших знатоков Корана. Мухаммад отправил Муаза в Йемен для пропаганды там Ислама. Он вернулся оттуда в период правления халифа Абу Бакра и уехал в Сирию. Муаз скончался в период правления халифа Абу Бакра, заразившись чумой, которая свирепствовала там в тот период. В момент смерти ему было 38 лет.

Муаз отличался своей набожностью и аскетизмом. В его передаче известно более 150 хадисов.

Муаллафа аль-Кулюб — новые мусульмане, которые еще не укоренились в вере. Этой категории мусульман первоначально выплачивался закят. Однако во время правления халифа Абу Бакра иджмой (общим согласием) всех приближенных к пророку Мухаммаду сподвижников выплата им закята была отменена. Эта иджма была сделана на основании свидетельства Омара ибн Хаттаба, который сказал о том, что выплата им закята была отменена самим пророком. То есть ее отменил сам пророк, но иджма сподвижников по этому вопросу состоялась после его смерти. Тем не менее, этой категории мусульман не запрещается выплачивать другие виды пожертвований.

Муамала — термин, имеющий в исламском праве широкое значение. Этим термином обозначают различные правовые, экономические, властные, родственные, торговые, общественные, этические и др. отношения человека с другими людьми, и обществом в целом.

К муамале не относятся проблемы практического вероисповедания и отношения в плоскости «Бог – человек». Однако все общественные отношения между людьми считаются неотъемлемой частью веры мусульман в Аллаха. Отношения человека с обществом на основании положений Ислама являются формой служения Богу. Соответствующие шариату деяния являются Богоугодными, а не соответствующие — греховными.

В исламском праве общественные отношения, которые относятся к муамале, можно условно разделить на 6 разделов:

1. Семейные отношения. Сюда относятся проблемы связанные с браком, разводом, содержанием семьи, наследством.

2. Культурные отношения. Включают в себя проблемы взаимоотношений между людьми по проблемам торговли, товарного обмена, залога, аренды, совместной деятельности.

3. Обеспечение защиты граждан. Сюда относятся проблемы по борьбе с уголовными преступлениями и разбоем.

4. Правовые отношения. Решаются проблемы связанные с решением различных конфликтов, ходом судебных процессов и исполнением приговоров суда.

5. Отношения между руководителями и народом. К этому разделу относятся проблемы социальной справедливости, защищенности, помощи. Важное значение играет также принцип совещательности в принятии решений общегосударственного значения.

6. Межгосударственные отношения. В исламском праве этому разделу также придается большое значение. Оговариваются принципы отношений, как с мусульманскими государствами, так и с немусульманскими. Рассматриваются экономические, политические и военные вопросы.

7. Экономические и финансовые отношения. Исламское право регулирует вопросы, связанные с получением прибыли, распределением ее в обществе. Здесь рассматриваются вопросы, связанные с материальным обеспечением малоимущих слоев населения и защищенностью имущества и доходов обеспеченных людей.

Мубаян — См. Муджмал и Мубаян.

Мубах — разрешенные деяния, совершение которых не предписывается, но и не запрещается шариатом. Если мубах совершен с хорошими намерениями, то он становится богоугодным поступком, а если с плохими, то греховным. Примером мубаха является еда, питье, сон и т.д.

Муджаддид — реформатор, обновитель веры. В одном хадисе от пророка Мухаммада говорится: «В конце каждого столетия Аллах пошлет для этой уммы человека, который обновит веру». Ортодоксальное Исламское богословие признает деятельность реформаторов. Однако реформой в богословии является не привнесение каких-то новых элементов в вероучение, а проповедь настоящего Ислама времен пророка, свободного от нововведений (бид’а). Именно чистый Ислам, свободный от поздних нововведений, основанный исключительно на Коране и Сунне является единственным

Скачать:TXTPDF

. энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать бесплатно, . энциклопедический словарь. Айдын Ариф оглы Али-заде Ислам читать онлайн