Аллаха прикована!” Это у них руки, и прокляты они за то, что сказали. Нет! Обе руки Его распростёрты: расходует Он, как желает…”
Важно иметь в виду, что в данном аяте говорится именно о чисто человеческом атрибуте — руке, причём именно о двух руках. Более того, эта метафора в интерпретации знаменитого му`тазилитского мыслителя судьи Абд-аль-Джаббара является метафорой в метафоре, поскольку рука в буквальном смысле является органом человеческого тела, а в переносном смысле свидетельствует о благодеянии в отношении человека.
Еще один из примеров му`тазилитского истолкования Текста. На протяжении всего Средневековья камнем преткновения для мусульманских мыслителей был отрывок из Корана, в котором говорится:
Коран, 13:2 “Аллах — Тот, Который воздвиг небеса без опор, как вы видите, потом утвердился на Троне… “
Всё дело в том, что буквальный смысл слова “истава” — уселся. И это заставляло мусульман — противников утелеснения Бога искать объяснение этому выражению. Так Абд-аль-Джаббар считал, что глагол истава с предлогом аля предлоги в арабском языке как правило меняют смысл глагола будет означать захватить что-то, воцариться где-то, а следовательно рассматриваемый отрывок из Корана означает, что Бог утвердился, воцарился, возвысился на Троне. Но это рассуждения улема, а простой народ воспринимал знакомое для них понятие слова и невольно представлял себе Бога в виде чисто человеческого правителя, сидящего, как и положено, на пусть и роскошном, но чисто человеческом троне. Ещё один очень эффективный приём манипулирования сознанием, использующий способность человека к ассоциативному заключается в том, что “получателя не столько убеждают, сколько “обольщают”, с тем, чтобы он, в конечном счете, принял соблазнительное за убедительное”. “Известно, что человек, чтобы действовать в своих интересах а не в интересах манипулятора, должен реалистично определить три вещи: нынешнее состояние, желательное для него будущее состояние, путь перехода от нынешнего состояния к будущему. Соблазн сэкономить интеллектуальные усилия заставляет человека вместо изучения и осмысления всех этих трех вещей прибегать к ассоциациям и аналогиям”, которые “отсылает его к иным, уже изученным состояниям”. Оптимальным для манипулятора является “переход взятого за эталон образа из рационального мышления в воображение”, для чего он отбрасывает существующую культурную норму, “которая запрещает предлагать как желаемую или приемлемую вещь то, что ты не испытал на собственном опыте”. Судя по всему Мухаммед прекрасно понимал желания и чаяния своих соотечественников, и потому описание Рая у него не просто гораздо полнее и конкретнее, чем у создателей предшествующих святых книг Библии, Торы и Евангелия, но и полностью соответствует представлениям о прекрасном арабских воителей. Мусульмане, удостоившиеся Рая, избавлены даже от скучной обязанности непрерывно восхвалять Аллаха, поскольку эта работа остаётся за ангелами:
Коран: 21:20. Они ангелы восхваляют Аллаха ночью и днём, никогда не ослабевая от восхваления.
41:38. …и они не испытывают скуки от этого.
В принципе истинно верующие согласно Корану должны получить именно то, что они хотели бы иметь, но не получили при жизни:
Коран: 35:33. …украсятся браслетами из золота и жемчугом; и одеяния их там шелковые.
76:21. На них будет одеяния зеленые из атласа тонкого шёлка и парчи плотного шёлка. И будут украшены они браслетами из серебра…
52:54. Возлежат они облокотившись на ложа, подкладка которых из толстой парчи, а сорвать плоды в этих обоих райских садах — близко не нужно ходить и искать их.
76:13. Возлежа облокотившись там на разукрашенных ложах, не увидят они там ни солнца жары, ни стужи.
76:14. И будет близка к ним тень их райских деревьев…
43:71. Их в Раю будут обносить блюдами из золота и чашами. И в нём в Раю будет то, что пожелают души и чем услаждаются очи…
52:19. Кушайте и пейте, блаженствуя, за то благое и праведное, что вы совершали в своей земной жизни,
56:20. и обходят их слуги также с плодами из тех, что они выберут,
56:21. и мясом птиц из тех, что пожелают.
Особое внимание Мухаммед уделяет описанию идеальной выпивки:
Коран: 76:15. И будут обходить их юные слуги с сосудами из чистого серебра и кубками хрусталя —
76:16. хрусталя сделанного из серебра, которые измерены точной мерой в них содержится ровно столько напитка, сколько желает обитатель Рая.
37:45. …из неиссякаемого источника,
76:6. …заставляя литься направляя его течением туда, куда они хотят.
37:46. белого цветом и приятного для пьющих его.
37:47. Нет в нём в райском вине буйства оно не затмевает разум в отличии от вина в этом мире, и не пьянеют они от него.
52:23. …не бывает пустословия от него от этого вина и побуждения к греху от райского вина не пьянеют и не уменьшается рассудок пьющего.
56:19. не страдают головной болью от него от райского вина …
76:5. …будут пить в Раю из кубка, в котором вино смешанное с камфарой имеющим самый лучший аромат.
76:17. И также будут поить их там в Раю из кубка, в котором вино смешанное с имбирем
76:18. из источника находящегося там, который называется “Сальсабиль”.
Правда не всем достанется такое вино и закуска. Тем, которые в принципе выполняли повеления Аллаха, но не доделали благих дел и не отстранялись от нежелательного, хотя и не запрещённого, достанется только вода:
Коран: 56:27. А те, которые по правую сторону…
56:28. Они будут пребывать среди лотоса, лишённого шипов,
56:29. и среди бананов, у которого плоды увешаны рядами,
56:30. и среди тени вечно протянутой,
56:31. и среди воды наливаемой в чаши сразу по желанию,
56:32. и среди фруктов многочисленных,
56:33. не истощаемых которые никогда не кончаются и никем не запрещаемых,
Поскольку в первую очередь Мухаммед обращался с проповедью к мужчинам, то естественно, что он не мог не уделить достаточного внимания удовлетворению их мужских потребностей:
Коран: 2:25. …И для них в них в садах Рая — супруги чистые из которых не выходит ничего нечистого, ни лжи, ни грехов, ни ослушания…
37:48. И у них в Раю будут берегущие свои взоры гурии, которые не смотрят ни на кого, кроме своих мужей, с большими и красивыми глазами,
37:49. и по своей белизне и нетронутости они подобны охраняемым наседкой яйцам.
52:56. …которых не коснулся не имел с ними близость до них до их мужей ни человек, ни джинн.
52:58. Подобны они райские гурии по своей красоте яхонту и кораллам.
56:23. которые по красоте и чистоте своей подобны жемчугу хранимому в морской раковине —
56:35. Поистине, Мы создали их райских женщин особым творением
56:36. и сделали Мы их вечными девственницами которые снова становятся девственными после близости со своими супругами,
56:37. мужей своих всегда любящими они никогда не устают делать приятное своим супругам, сверстницами равного и молодого возраста
Причём пророком предусмотрено даже то, что праведники не должны уставать от столь бурной семейной жизни:
Коран: 35:35. …в Вечной обители,… где не коснётся нас усталость и где не коснётся нас изнеможение.
Определённую пикантность, с точки зрения испорченного современной вседозволенностью читателя, представляет то, что обслуживанием праведников занимаются не гурии, а юноши:
Коран: 52:24. И обходят их обитателей Рая юноши которые прислуживают им…
56:17. …отроки слуги вечно юные которые никогда не стареют
76:19. …И они такие, что если ты увидишь их, то из-за их красоты ты подумаешь, что они подобны рассыпанному жемчугу.
Интересно, что Мухаммед предусматривает и тот случай, когда праведники хотят остаться верными своим реальным жёнам:
Коран: 43:70. И будет сказано им: “Войдите в Рай, вы и ваши жены, чтобы вы были там ублажены!”
43:72. И этот Рай, который дан вам в наследство за то за благие деяния, что вы совершали на Земле.
И что уж совершенно замечательно, это то, что родственное покровительство продолжает действовать и в раю:
Коран: 52:21. А те, которые уверовали и обрели высокие ступени в Раю и последовали за ними их потомство в вере уверовав но не достигнув степени своих родителей, — Мы присоединим к ним к верующим родителям в Раю потомство их воссоединим их с верующими детьми и нисколько не умалим из дел их награды родителей. Каждый человек является заложником того, что он приобрел своих дел. Не возлагается грех одного человека на другого.
52:22. И добавили Мы им и родителям и детям к их райским благам ещё плоды и мясо из тех видов, что они пожелают.
Учитывая, что те или иные подобные описания Рая приводятся более чем в двух десятках сур Корана, то не обратить на них внимания практически невозможно, а доказательством их привлекательности является тот факт, что даже в XXI веке находится много желающих поскорее очутиться в этом Раю, даже ценой жизни множества неповинных людей другого вероисповедования.
И всё же до райских кущ ещё надо дожить, а “кушать хочется всегда”. И Мухаммед нашёл блестящее обольщение, хорошо известное россиянам по лозунгу пролетарской революции: грабь награбленное. Конечно, самому Аллаху материальные ценности не нужны, но он прекрасно понимает желания своих подданных:
Коран: 8:67. …Вы о, верующие желаете случайностей этого мира получения мирских благ, а Аллах желает Вечной жизни желает чтобы восторжествовала Его Вера, при помощи которой обретается Вечная жизнь…
А потому:
Коран: 48:20. Обещал вам Аллах много трофеев, которые вы возьмете, и ускорил Он вам эти трофеи в Хайбаре, и Он удержал руки людей от вас и вас не коснулось зло, которое замышляли ваши враги для того, чтобы это было знамением для верующих и чтобы Он вел вас прямым путем укрепил ваше положение на пути истины.
48:21. Также Аллах вам ускорил и другие трофеи, которые вы не были в силах овладеть это дальнейшие победы верующих, как например, над персами, римлянами,…, Аллах окружил сохранил их трофеи пока вы их не возьмёте, и Аллах является над всякой вещью мощным Аллах всемогущ.
24:55. Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле даст им земли многобожников, подобно тому, как Он сделал наместниками тех верующих, которые были до них…
33:27. И Он дал вам о, верующие в наследие землю их земли иудеев бану Курайза, их жилища, их имущества и ещё землю, на которую вы не ступали прежде другие земли, которые достались верующим, после этой победы. И Аллах над всякой вещью мощен!
А чтобы у новых верующих не возникало чувство жалости и стыда за убийства и ограбление неверных, Мухаммед пообещал своим сторонникам, что истинно верящие в Аллаха будут избавлены от ответственности за “плохие деяния” в отношении неверующих:
Коран: 47:2. А те, которые уверовали в Аллаха и совершали праведные деяния совершали дела в соответствии с Его Законом, и уверовали в то, что было ниспослано Мухаммаду в Коран, — а это Коран -несомненно истина от их Господа, — Он удалит от них сотрёт их плохие деяния не накажет их за них и исправит улучшит их положение в этом мире и в Вечной