Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Ислам и культура. Али Апшерони

Ислам и культура Али Апшерони.

Исламская культурология — это наука, всесторонне изучающая древнюю историю, структуру и слагаемые традиционной мусульманской культуры, а также морфологию, социологию, психологию, философию и прочие аспекты других культурных систем. Она исследует закономерности культурного развития разных народов и цивилизаций, исследует их нравы и обычаи, изучает культурные ценности и каноны, слагающие определенную традицию и представляющие тот или иной культурный стиль, занимается анализом всего культурного многообразия планеты, а также вопросами взаимовлияния параллельно развивающихся культурных традиций, сосуществующих в едином культурном пространстве. Она же на высоком уровне гуманитарного мышления занимается анализом культурного сознания людей, проблемами устойчивости тех или иных культур, а также изучает сложные процессы, происходящие при гибели одной культуры и образовании другой. Сама же культура, в широком смысле слова, есть совокупность проявлений жизни, различных достижений, творчества и быта, система норм и ценностей разных народов и цивилизаций. В целом, культура представляет собой довольно сложное, многообразное и многоплановое явление, ибо она есть выражение и результат культурного самоопределения людей, ну а наивысшие культурные ценности представляют собой часть духовного мира. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области или же сферы, к каковым относятся обычаи и нравы, язык и письменность, специфика одежды, быта, особенности общественной, творческой жизни, ну и конечно же менталитет, то есть особенность мышления, характер воспитания, а также многое и многое другое. Анализируя понятие культуры, нельзя ничего не сказать о различных аспектах культурологических исследований, то есть о разных направлениях культурной проблематики. К примеру, морфология культуры — это наука о разновидностях и смене форм культуры как самостоятельных и независимых организмов с закономерным ходом всего процесса их развития от зарождения, до угасания и смерти. При этом морфология культуры исходит из предположения, что как внутренняя целостность и самостоятельность, так и переход культур с одной ступени на другую вызываются внутренней силой, действующей в самой культуре. Это направление в культурологии имеет дело преимущественно со сравнительным методом и методом аналогий. В отличие от морфологии, задача психологии культуры состоит в детальном объяснении ее с психологической точки зрения, ибо культура создает психологические установки и формирует ожидания, потребности, осуществление которых позволяет людям преобразовывать их цивилизационные структуры. Другое направление культурологии — социология культуры — есть применение методов социологии к объяснению развития и функций культуры, при этом здесь предполагается, что в основе культуры лежат формы общности человеческих групп, ее носителей. Следующее направлениефилософия культуры — есть совокупность попыток философского объяснения явления культуры, посредством расчленения его на ряд слагаемых областей, объяснения законов его структуры, соподчинения между частями этого явления и определения его действительной духовной ценности. К сожалению, рамки этой статьи не позволяют мне подробно охарактеризовать основные проблемы и дилеммы, существующие ныне в мировой культурологии, тем более, что основной предмет нашей беседы есть культурология Исламская. Отмечу только то, что светским культурологам так до сих пор не удалось преодолеть противоречия своих полярных представлений о культуре, найти пути спасения тех культур, где, как показывают культурологические исследования, сегодня наблюдаются усталость, пессимизм, застой, упадок, таящие опасность вырождения этих культур. Кроме того, скажу, что мусульманское сообщество в последние десятилетия переживает настоящее нашествие крикливой западной субкультуры, точнее сказать — бескультурья, опирающегося на разжигание низменных инстинктов и пошлую накипь тамошней жизни, где под тонкой коркой бытового благополучия кипит беспросветный мрак культурного и духовного невежества. В чем же заключается ее опасность для мусульман? В том, что она отравляет жизнь души, ведомой верой и совестью, ведет к тому, что человек, утрачивая связь с духовностью, начинает смотреть на окружающий его мир сквозь пелену разврата и невежества, что приводит к нравственной и интеллектуальной деградации, ну а в конечном счете — к полному моральному разложению. Поэтому священный долг всех здоровых культурных сил мусульманского общества всемерно препятствовать проникновению пошлой западной субкультуры в мусульманскую среду, не позволяя отравлять культурное сознание единоверцев и именно по этому критерию сегодня следует судить о том, насколько носители нашей культуры остаются на деле верны ее сущности. К сожалению, сегодня некоторые наши единоверцы, судя по всему, даже порой стесняются того, что они родились мусульманами и стараются держаться так, чтобы это было как можно менее заметно. Это особенно бросается в глаза во время их контактов с европейцами, причем забавно наблюдать со стороны, как такие господа из кожи лезут вон, чтобы показать заезжим иностранцам, что они, мол, уже полностью порвали со своими духовными, культурными и национальными корнями и не являются, как таковые, мусульманами. Они словно хотят сказать им: «Посмотрите! Мы пьем вино, мы одеваемся, мы говорим, да и вообще ведем себя как европейцы! Мы никогда в своих речах не упомянем имени Всевышнего Аллаха, мы уже давным-давно отвернулись от всего того, что связывало нас с мусульманской культурой, мы регулярно ходим на стриптиз, просаживаем деньги в казино и все такое прочее, а наши дочери и жены ходят по улицам в таких коротких юбках, старательно выставляя свои ноги напоказ, что видно даже нижнее белье. Короче говоря, поймите! Мы уже давно ничем не отличаемся от вас, западных людей, ну так признайте же нас равными себе! Не думайте, что в нас еще хоть что-нибудь осталось от веры и культуры наших предков!» Какая глупая наивность! Ведь эти чересчур вестернизированные люди попросту не понимают того, что западное общество можно условно разделить на две неравных части, первая из которых — это достойные, добрые люди, которые не видят в их подобострастном кривлянии ничего заслуживающего одобрения, ибо они уважают достоинство других народов и цивилизаций, их самобытность, непохожесть на других и ценят в людях преданность родной культуре. Такие добропорядочные европейцы не требуют от своих азиатских партнеров отречения от их национальных и религиозных корней в качестве предварительного условия для плодотворного сотрудничества с ними. Другая же, меньшая, часть западного общества — это люди, стоящие на позициях своеобразного культурного высокомерия и относящиеся ко всему неевропейскому довольно свысока. Эта морально нездоровая часть европейского общества исповедует идею «великой цивилизаторской миссии европейского человека» и сколько бы ни рядились наши чересчур вестернизированные соотечественники в их европейские личины, такие европейцы все равно в душе считают и будут впредь всегда считать их намного ниже себя. Поэтому я обращаюсь к этой части наших, по сути, попросту заблудших, соотечественников — не нужно так бояться веры ваших славных предков, господа и дамы! Не надо отрекаться от родной мусульманской культуры! Не стоит так сильно кривляться перед европейцами, ибо в обоих случаях ваше примитивное подражание нелепо и бессмысленно, ибо ни те, ни другие вас все равно за это больше уважать не станут! Поверьте, вы сумеете добиться всего, чего хотите в этой жизни и без подобных унижений перед западной цивилизацией, без отречения от своих культурных корней и духовных истоков и в итоге европейцы положительно воспримут вас такими, какие вы есть!

Возвращаясь к разговору о культурологии, скажу, что в то время, как современная светская культура черпает свои ценности из источников самого различного происхождения, в том числе и довольно сомнительных, первоисточником непреходящей чистоты и главной пружиной развития замечательной мусульманской культуры является высокая Исламская духовность. Все слагаемые нашей культуры как бы проникнуты единой духовной мусульманской сущностью, порождающей особый тип человека, устремленного к культурному и творческому самовыражению. Характерными чертами благородной мусульманской культуры являются ее неповторимое своеобразие и глубочайшее понимание того, что есть культурный человек, каким он должен быть и каким должен стать его внутренний мир. Традиционная Исламская культура — это одна из высших форм существования человеческого духа, она есть результат колоссальной духовной работы многих поколений наиболее талантливых из мусульман, помогающий людям открыть двери разума для мудрости и красоты, то есть кратчайший путь для достижения конечной цели их устремлений к здоровому и гармоничному существованию. Наша, мусульманская, культура всегда исходит из того, что все люди равны перед Всевышним Аллахом (Хвала Ему и велик Он!) в своем морально-нравственном достоинстве и что чему не способствует Бог, то не сопровождается успехом. Короче говоря, традиционная Исламская культура есть совершенно уникальный пласт человеческого бытия, обладающий огромным мировым значением и никто не вправе забывать о том, как много ценного и доброго обрело человечество благодаря мусульманской цивилизации. В свою очередь, характерными чертами мусульманской культурологии являются целостное понимание феномена культуры в бесконечном многообразии ее связей с прочим миром, особый взгляд на все происходящие в лоне культуры процессы, стремление всемерно подержать Исламские культурные традиции, каждая из которых имеет самостоятельную ценность и значение. С дотошностью и внимательностью, говорящей о чувстве высокой ответственности, мусульманские культурологи выработали целую систему критериев и норм глубокого и всестороннего анализа культурологической реальности, тем самым оказав огромное влияние на облик мировой культурологии. Исламская культурология также нацелена на поддержание традиции культурного добрососедства мусульман с представителями всех остальных цивилизаций, иначе говоря, на диалог культур и постоянный культурный взаимообмен. И в этом равноправном диалоге различных культурных традиций мы видим суть современной логики гуманистического мышления. Сегодня уровень готовности Ислама к мирному и плодотворному культурному существованию с иными культурными традициями как никогда велика, ибо мы хорошо понимаем, что только лишь высокая духовность и культура, терпимость и взаимоуважение способны обуздать жестокость в наш безумный век, когда миллионы людей возможно уничтожить посредством простого нажатия ядерной кнопки. Причем, как представители одной из наиболее продвинутых в культурном отношении цивилизаций мира, мы, правоверные, должны служить примером для народов, имеющих желание избавиться от устаревших культурных стереотипов и бескорыстно помогать им в этом, руководствуясь идеями человеколюбия, о котором постоянно говорил Святой Пророк (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!), в своих многочисленных проповедях.

О МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭСТЕТИКЕ

Как известно, эстетический опыт человечества богат и разнообразен. Истоки эстетических знаний уходят вглубь человеческой истории и обращаясь к летописи эстетических учений мы можем легко убедиться в том, что они являются итогом длительного процесса эстетического взаимодействия человека с окружающим его миром. В то же время, жажда красоты и постоянное стремление к гармонии есть один из основных законов человеческой природы, изначально заложенный в нас Всемогущим Аллахом (Хвала Ему и велик Он!), который в лице человека стремился создать существо просвещенное, ищущее, подчиняющее все свои поступки пониманию добра и тонко чувствующего окружающую красоту. Несмотря на то, что в целом человечество пошло не по тому пути, который указал ему Аллах (Хвала Ему и велик Он!), люди все же научились находить в природе и в общественной жизни разнообразные эстетические ценности. В условиях, когда сама действительность неутомимо порождает все новые такие

Скачать:PDFTXT

и культура. Али Апшерони Ислам читать, и культура. Али Апшерони Ислам читать бесплатно, и культура. Али Апшерони Ислам читать онлайн