Скачать:PDFTXT
Ислам и культура. Али Апшерони

бесцельно увядают ничего не дав ни себе, ни обществу. Мусульманская литература не может игнорировать объективную реальность и потому художественные произведения современных писателей Ислама должны быть правдивым отображением нашей сложной и противоречивой жизни, вызывать напряженный интерес, неотступно приковывающий читателя к страницам книг. Создавая в своих произведениях настолько полную иллюзию реальности, что будто сама жизнь разворачивается перед мысленным взором читателей, пленяя их замечательным даром рассказчика, умением развернуть в своих повестях и рассказах пеструю, разнообразную жизнь и пробудить сочувствие к положительным персонажам, увлекая нас своим пылким воображением, высоким мастерством построения сюжета и диалога, умением обобщать пережитое и выстраданное, воплощать свой богатый жизненный опыт в полновесных и объективных художественных образах, мусульманский писатель должен быть способен произвести поистине исторический переворот в сознании своих современников, помочь им в преодолении недугов, мешающих человеку стать активным членом общества, убедить в бесконечной ценности каждой человеческой души, научить их не бояться думать и преодолевать укоренившееся в последнее время рабское подражание всему заграничному. Сердце мусульманского писателя должно быть исполнено великих дерзаний и новых замыслов, ему необходимо неустанно овладевать нестареющим искусством психологического анализа, обладать способностью как бы прямого видения внутреннего мира действующих лиц своих произведений, активно противостоять глупости и самодовольной ограниченности, эгоистической расчетливости и воинствующему индивидуализму, выступать против пассивности, покорности и смирения, словом, — быть подлинным хранителем духовно нравственных ценностей своего народа и молодежь должна испытывать огромное влияние его идей. Нам не нужны слащаво-сентиментальные книжки, не имеющие ничего общего с действительностью или сочинения, пропагандирующие заскорузло-консервативный быт, паразитизм, беспринципность и ханжество. Нам как воздух необходимы книги, имеющие настоящую художественную ценность, воплощающие духовные и этические идеалы нашего народа, его представления о добре и справедливости, созвучные с реальными запросами нашего времени, народной героикой, красотой родного края, с трудом и мыслями простого человека. Истинно верующий писатель должен звать своих соотечественников к решению общенациональных проблем, активно бороться за мир, против всего, что мешает демократическому обновлению, поддерживать своих коллег по перу, утрачивающих прогрессивные устремления, провозглашать необходимость социального и культурного возрождения родины, родного языка и культуры. Его творчество должно отражать все особенности внутреннего склада нашего многонационального народа, его чаяния и стремления, его моральная сила должна заключаться в твердой, глубокой вере, гуманизме и интернациональной направленности его творчества. Его слово должно нести глубокий, многозначный смысл, его искусство должно быть насквозь проникнуто жизнеутверждающим духом и высокими гуманистическими идеями Ислама, поражать читателей богатством форм и разнообразием содержания его произведений. Он должен неустанно открывать все новые области жизни для художественного изображения, искать и находить все новые средства для их воссоздания на страницах своих книг и только такие художники слова в порыве литературного вдохновения способны прикоснуться к основам человеческого бытия, обогатить литературу своей страны талантливыми и интересными произведениями, наметить дальнейшие пути развития мировой мусульманской художественной литературы в целом, которая, по моему глубокому убеждению, вполне может стать силой, способной повести человечество по новому, достойному пути.

О МУСУЛЬМАНСКОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ

Кино — это одно из самых молодых искусств, появившееся лишь на рубеже 19-го и 20-го веков, причем сначала фильмы были полностью немыми, черно-белыми и снимались с одной-единственной точки. Однако постепенно кинематограф из аттракциона превратился в настоящее искусство, качество изображений стало постепенно улучшаться, появилась выразительная композиция кинокадра, стали разнообразными ракурсы киноаппарата, а светотень приобрела тончайшие оттенки. Через 30 лет кино овладело звуком, экран заговорил, запел и зашумел, зазвучала специально созданная для кинофильмов музыка, а еще через 5 10 лет были освоены цвет и объем, то есть стереоскопия. Впоследствии освоен был объемный звук, то есть стереофония и даже созданы киноэкраны, меняющие в ходе сеанса свои геометрические очертания и размеры в зависимости от задумки режиссера. Кино может сделать невозможное возможным, создать фантастический мир, в одно мгновение перенести нас с Северного полюса на Южный, с Земли на Марс, оттуда на Юпитер и т. д. Кинокадр может вместить и пейзаж, и толпу людей, и огромное здание целиком, богатые возможности таят в себе как ускорение, так и замедление съемки, всевозможные трюковые и комбинированные кадры, словом, средствами кино можно изобразить почти что все, все времена и эры, все континенты, города и страны, передать все состояния человека, оттенки его мыслей, чувств, правдиво показать действительность или, напротив, совершенно исказить. Кинематограф объединяет в себе элементы всех остальных искусств: литературы, — это речи действующих лиц и текст от автора, живописи — это композиция и колорит, а также светотень, театра — это мастерство актеров, мизансцены, ну и, конечно, музыки — вокальной, инструментальной, оркестровой, ведь в кинофильме все это соединяется в единое художественное целое, поэтому кино так богато выразительными средствами и художественными возможностями, его произведения наглядны, впечатляющи и общедоступны. Дело кинорежиссера — подчинить слагаемые фильма единой идейно-художественной задаче. Сами фильмы тоже бывают разные, — художественные, документальные, научно популярные, а также мультипликационные, причем техническая база позволяет воспроизводить огромное количество совершенно одинаковых и равноценных копий каждого такого фильма. Количество копий, то есть тираж того или иного фильма, иногда достигает нескольких тысяч экземпляров, ну а при помощи видеозаписи их можно попросту растиражировать на видеокассетах миллионами. С учетом многоразового пользования ими, за относительно короткий промежуток времени число зрителей этих фильмов исчисляется десятками миллионов, а на протяжении продолжительного времени и миллиардами человек, поэтому неудивительно, что кино является ареной острого идейного противостояния между различными точками зрения. Ведь именно кино способно передать тончайшие движения души любого человека, его волнение и радость, его достоинства и недостатки, обладает силой убеждения и воспитания. Но, не секрет, что и само воспитание может быть различным, может служить общественному благу, а может быть, как мы увидим далее, направлено и против интересов общества. Возьмем, к примеру, западный кинематограф, уже создавший и сегодня продолжающий создавать огромное количество фильмов, большая часть из которых имеет такую направленность, которая крайне опасна для общества и становится весьма серьезным фактором, влияющим на его нравственное здоровье. В погоне за наживой тамошние режиссеры день за днем, час за часом стараются отвлечь народ своими фильмами от злободневных проблем современности, запугать, одурманить людей, внушить им противоестественный ужас. Используя все то, что только может поразить воображение зрителей, шокировать и запугать, они стремятся заставить их снова и снова испытывать нервное потрясение, активизировать их основные инстинкты и пробудить в подсознании темные силы, ну а потом лицемерно вздыхают, недоуменно пожимая плечами, откуда это, мол, в нашем культурном обществе берутся маньяки-убийцы, развратники и извращенцы, откуда исходят столь дикие нравы, цинизм и жестокость, бесстыдство, суеверия и примитивность суждений? Ответить на этот вопрос чрезвычайно легко, достаточно вспомнить о том, кто является главными действующими лицами созданных ими фильмов, о ком они, собственно, сняты и кого популяризируют: бандиты, налетчики, киллеры, торговцы наркотиками и наркоманы, проститутки и сутенеры, шпионы и мафиози, маньяки и мертвецы, восставшие из могил, вампиры, колдуны и прочая нечисть. Такая работа достойная всяческого сожаления, ибо это уже не искусство, а скорее преднамеренное стремление нарушить интеллект и душевное равновесие человека, вогнать его в хронический невроз, вызвать умственные отклонения от нормы и сознательно привить ему стандарты поведения, недопустимые с моральной точки зрения. Насмотревшись до одури такой голливудской продукции, где главные герои по каким-то неясным причинам находятся вне психбольницы, где непрерывно происходит оргия утопающего в роскоши распутства и шабаш низменных страстей, где люди постоянно матерятся и изощряются друг перед другом в богохульстве, где то и дело попирается закон и признаются только нравы диких джунглей, где отношения между людьми искажены жестокой злобой, инстинктами и нездоровыми эмоциями, неискушенные в подлинных целях западных продюсеров кинозрители постепенно утрачивают здравомыслие и усваивают психологию ненормальных. День за днем впечатления от увиденного на экране нависают над ними словно тяжелая мгла и очевидным образом влияют на психическое состояние человека. Кстати, серия недавно проведенных научных экспериментов всецело подтверждает это утверждение. Выяснилось, что такие фильмы вполне могут стать причиной тяжелых психических заболеваний, мощным фактором в формировании негативной направленности личности, вызывать приливы и отливы неконтролируемых эмоций, подталкивая человека на жестокие дела, концентрируя его на той или иной маниакальной идее и в итоге приводя в состояние нервного краха и полнейшего душевного опустошения. Незаметно для самих себя, такие зрители меняются изнутри, ведь поступки людей во многом зависят от воспринятых ими моделей поведения, а не от врожденных черт характера, в итоге человек становится каким-то злобным глупцом, сообщником убийства, вливается в ряды самозабвенно предающихся разврату или становится бездельником, невыносимо нерешительным, бессильным и опустошенным человеком, плывущим по течению без всякой осмысленной цели. Отсюда, в основном, берутся и маньяки, ведь маньяк — это человек, одержимый манией, иначе говоря — болезненным психическим состоянием, характеризующимся сосредоточением всех помыслов и чувств на какой-то одной гипертрофированной идее. Мазохистские и садистские импульсы, толкающие некоторых людей на кровавые преступления, также зачастую исходят из темных глубин подсознания, куда непроизвольно сваливается все увиденное и услышанное человеком в жизни и импульсные блоки сконцентрированной там активно-негативной информации, впоследствии воздействуют на человека изнутри. Конечно, большинству людей, воспитанных на голливудских фильмах, по счастью, удается избежать такой тяжелой участи, но и они потом внезапно обнаружат, что не имеют никакого представления о том, как то, что они видят на экране, на самом деле происходит в жизни. Это имеет место потому, что фильмы, по которым они строили свое повседневное поведение, никак не соотносятся с нормами нашего бытия, заполнены ошибочной и извращенной информацией, которая не связана с реальной жизнью, в силу чего не имеет практического значения. Жизнь и так дает достаточно болезненного опыта любому человеку, ну а на этом скользком пути можно вообще лишиться последних надежд, причем сначала вроде ничего особенного с впечатлительными зрителями не происходит, однако впоследствии эта неправда предстает перед ним во всей своей пагубности. Насмотревшись «крутых» голливудских боевиков и вообразив самих себя супергероями, которым просто море по колено, наделав непростительных ошибок, преследуемые правосудием за совершенные антизаконные деяния, они потом, как правило, не понимают, как это с ними, собственно, произошло и почему они вообще так поступили, а основной источник их ошибок — неправильная информация о жизни, почерпнутая из подобных фильмов. Впоследствии такой дезориентированный человек уже не может ужиться с обществом, не обладает прежней жизнерадостностью, теряет способность принимать разумные и взвешенные решения, становится плаксивым, слабым, впадает в беспричинную депрессию, подвергается моральным травмам чаще, чем нормальный человек и в итоге может пасть так низко, что не скоро поднимется или уже не поднимется никогда. Пора же, наконец, понять, что Голливуд и

Скачать:PDFTXT

и культура. Али Апшерони Ислам читать, и культура. Али Апшерони Ислам читать бесплатно, и культура. Али Апшерони Ислам читать онлайн