народ, который едва мог понимать речь.
Они сказали: «О Зул-Карнайн, ведь Йаджудж и Маджудж распространяют нечестие по земле; не установить ли нам для тебя подать, чтобы ты устроил между нами и ними плотину?»
Он сказал: «То, в чем укрепил меня мой Господь, лучше; помогите же мне силой, я устрою между вами и ними преграду. Принесите мне кусков железа». А когда он сравнял между двумя склонами, сказал: «Раздувайте!» А когда он превратил его в огонь, сказал: «Принесите мне, я вылью на это расплавленный металл».
И не могли они взобраться на это, и не могли там продырявить» (18:82–96).
Мы укрепили его на земле и дали ему ко всему путь, и пошел он по одному пути.
Даджжал освободится. Он разрушит все мечети и примется убивать правоверных, землю заволокут клубы дыма, из земных недр появится говорящее чудовище, а солнце взойдет на западе. Но Махди (он же — «скрытый пророк» шиитов)[25] убьет Даджжала, а в Дамаске произойдет второе пришествие пророка Исы. Царствование Исы, время мира и справедливости, продлится сорок лет, а затем наступит срок Страшного суда.
Гуль. Иллюстрация к «Тысяче и одной ночи».
Ангел Исрафил затрубит в трубу, небосвод расколется, звезды упадут наземь, моря выйдут из берегов, горы сдвинутся со своих мест, а все люди умрут. Второй зов трубы поднимет умерших и созовет их на Суд.
Пророк Иса объявит, что никогда не называл себя сыном Божьим и что его учение извращено христианами (ср.: «И сказали христиане: «Мессия — сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!» (Коран, 9:30). Ср. также: «А когда был приведен сын Марйам в пример, — вот твой народ от этого отворачивается, и говорят они: «Боги наши лучше или он?» Они приводят его тебе только для спора. Они ведь — народ препирающийся! Он — только раб, которому Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исраила» (43:57–59)). Потом начнется сам Суд, и Аллах станет расспрашивать каждого о его делах, сверяться с записями, которые вели ангелы-хранители, и взвешивать людские поступки на весах справедливости: «В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния; и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его» (99:6–8). От испытания будут избавлены только пророки и мученики, перед которыми — за деяния при жизни — уже открыта дорога в Джанну. Пророк Мухаммад встретит осужденных грешников у большого водоема и заступится перед Аллахом за некоторых из них. Затем все — и праведники, и грешники — пройдут по мосту ас-Сират, и праведники окажутся в Джанне, а грешники низвергнутся в преисподнюю. Так закончится священная история этого мира в ее исламском варианте.
Если историю профанную человек наблюдает и творит самостоятельно, история священная остается ему неведомой до тех пор, пока он не получит откровение. Исламская традиция утверждает, что Мухаммад был последним в ряду многочисленных пророков и посланников, которых Аллах отправлял к людям. Начинается этот ряд с первого человека Адама, еще на заре времен исповедовавшего единобожие и предрекавшего пришествие Мухаммада. После него предания насчитывают 100 000 пророков (или даже 124 000); Коран, впрочем, упоминает лишь двадцать восемь из них.
Девятерых пророков Коран называет «стойкими». Это — важнейшие из пророков, олицетворенные вехи в священной истории мусульманства.
Первым из «стойких» считается Нух (библейский Ной). Он проповедовал среди своих соплеменников, призывал отринуть идолов и сулил грядущие испытания, но его не желали слушать: «Он сказал: «Господь мой, я звал свой народ ночью и днем, но мой призыв увеличил только их бегство. И поистине, всякий раз как я их призывал, чтобы Ты простил им, они вкладывали свои пальцы в уши, и закрывались платьем, и упорствовали, и гордо превозносились»» (Коран, 71:5–6). Тогда по велению Аллаха Нух построил ковчег, а Аллах взбурлил воду, которая укрыла собой всю землю, кроме Мекки,[26] и уничтожила неверных. Нух и те люди и животные, которые были с ним в ковчеге, спаслись на вершине горы ал-Джуди в Аравии. Вместе с другими неверными погиб и сын Нуха, усомнившийся во всемогуществе Аллаха, а самому Нуху Госполь изрек: «О Нух! Сойди с миром от Нас и с благословениями над тобой и над народами из тех, что с тобой; а есть народы, которым Мы дадим блага, и потом постигнет их от Нас наказание мучительное» (11:50).
Следующий пророк — Ибрахим (библейский Авраам), «друг Аллаха», прародитель арабов и евреев, получивший от Бога священную книгу — «Свитки Ибрахима». По преданию, Ибрахим разочаровался в идолах, которым поклонялись его соплеменники, искал божество в небесных светилах, но в конце концов уверовал в единого Аллаха и попытался обратить в эту веру других, но не преуспел в своих попытках. Тогда он разбил почти всех идолов племени и был приговорен к сожжению, однако Аллах сделал так, что огонь не причинил ему вреда. Ибрахим покинул родные места и отправился в Палестину, где у него от невольницы Хаджар (библейской Агари) родился сын Исмаил, прародитель арабов, а жена Сара родила ему сына Исхака, прародителя евреев. Приревновав Хаджар к Ибрахиму, Сара изгнала ее; Ибрахим отвез невольницу и ее сына в Мекку. Когда Исмаил подрос, они с отцом восстановили разрушенную потопом Каабу, а затем Ибрахиму приснилось, что Аллах требует от него принести в жертву сына. Вера обоих была столь крепка, что они стали готовить жертвоприношение, но Аллах вмешался и объявил жертву ненужной. Коран гласит:
«И сказал он: «Я иду к Господу моему, Он выведет меня на прямой путь. Господи! Дай мне достойного!»
И Мы обрадовали его кротким юношей.
А когда он дошел до труда вместе с ним, он сказал: «Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь».
Он сказал: «Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым».
И когда они оба предались Аллаху и тот поверг его на лоб, и воззвали Мы к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал видение». Так Мы вознаграждаем добродеющих! Поистине, это — явное испытание. И искупили Мы его великою жертвой. И оставили Мы над ним в последних: «Мир Ибрахиму!» Так вознаграждаем Мы добродеющих!» (37:97-110). След ступни Ибрахима, отпечатавшийся в камне рядом с Каабой (макам Ибрахим), и гробница пророка в Хевроне по сей день считаются мусульманскими святынями.
Третий пророк — Дауд (библейский Давид), получивший от Аллаха священную книгу Забур (Псалмы), а также облагодетельствованный красноречием и мудростью. Он первым стал ковать железо, славил Аллаха в песнях, победил нечестивого царя Джалута (библейский Голиаф), карал других грешников. В Коране о нем сказано: «Терпи то, что они говорят, и вспомни раба Нашего, Дауда, обладателя мощи. Поистине он был обращающимся!» (38:17).
Четвертый пророк — Йакуб (библейский Иаков), сын Ибрахима (в ранних сурах) или Исхака (в поздних сурах). Через него Аллах благословил всех наследников Ибрахима и даровал Йакубу благочестие и пророческий дар.
Пятый пророк — Йусуф (библейский Иосиф), сын Йакуба. История Йусуфа во многом совпадает с историей Иосифа, отличаясь от нее лишь «местными» деталями. В Коране история Йусуфа излагается весьма подробно, ей целиком посвящена сура 12 «Йусуф». Несмотря на уважение, которым Йусуф пользовался у людей как праведник, следующим «прямым путем Господа», его пророчествам и «ясным знамениям» верили далеко не всегда и не все. Зато после смерти Йусуфа все вдруг словно прозрели и стали считать, что после него уже не может быть новых пророков: «Пришел к вам Йусуф раньше с ясными знамениями, но вы не преставали быть в сомнении о том, с чем он пришел; а когда он погиб, вы сказали: «Не пошлет Аллах после него посланника!» Так Аллах сбивает того, кто чрезмерен, сомневающийся!» (40:36).
Шестой пророк — Аййуб (библейский Иов). Испытывая стойкость Аййуба, Аллах отдал его во власть Иблиса, который навлек на пророка болезни и невзгоды. Аййуб безропотно вынес испытание, и Аллах вернул ему здоровье и семью.
Седьмой пророк — Муса (библейский Моисей), получивший от Аллаха Тауру (Библию) для различения добра и зла. Он родился в Египте; его мать, получив знак свыше, пустила колыбель с новорожденным по водам Нила, и ту прибило ко дворцу царя Фирауна. Муса вырос при дворце, в юношеском возрасте убил в случайной драке египтянина, бежал на Синай, женился там и жил как обычный смертный. Но однажды Аллах воззвал к нему из огненного куста и велел вместе с братом Харуном (библейским Аароном) возвратиться в Египет — проповедовать единобожие и вывести потомков ЙакубаИс-раила из страны Фирауна.
В состязании с египетскими колдунами Муса одержал победу благодаря чуду, явленному Аллаху: по воле Господа посох Мусы обернулся змеей и пожрал колдовские посохи соперников, после чего израильтяне и некоторые египтяне признали единого Бога. Но Фираун упорствовал в неверии и приказал выстроить башню до небес, чтобы вознестись над Господом. Тогда Аллах наслал на страну Фирауна семь наказаний (библейские семь казней египетских), и устрашенный Фираун отпустил народ Мусы. Дальнейшая история Мусы практически полностью повторяет историю библейского Моисея (пересечение моря, гибель посланного в погоню войска, скрижали Завета, полученные от Бога на горе Синай, золотой телец, сорок лет скитаний по пустыне).
Особое внимание в рассказе о Мусе издавна привлекал эпизод суры 18 «Пещера», в котором говорится:
«И вот сказал Муса своему юноше: «Не остановлюсь я, пока не дойду до слияния двух морей, хотя бы прошли годы».
А когда они дошли до соединения между ними, то забыли свою рыбу, и она направила свой путь, устремившись в море
Когда же они прошли, он сказал своему юноше: «Принеси нам наш обед, мы испытали от этого нашего пути тяготы».
Он сказал: «Видишь ли, когда мы укрылись у скалы, то я забыл рыбу. Заставил меня забыть только сатана, чтобы я не вспомнил, и она направила свой путь в море дивным образом».
Он сказал: «Этого-то мы и желали». И оба вернулись по своим следам обратно.
И нашли они раба из Наших рабов, которому Мы даровали милосердие от Нас и научили его Нашему знанию.
Сказал ему Муса: «Последовать ли мне за тобой, чтобы ты научил меня тому, что сообщено тебе о прямом пути?»
Он сказал: «Ты не в состоянии будешь со мной утерпеть. И как ты вытерпишь то, о чем не имеешь знания?»
Он сказал: «Ты найдешь меня, если угодно Аллаху, терпеливым, и я не ослушаюсь ни одного твоего приказания»» (18:59–68).
В рабе Аллаха, о котором говорит Коран, мусульманская традиция видит бессмертного Хидра, обреченного не познать