Скачать:TXTPDF
Ислам классический: энциклопедия. А. Лактионов

его Аллах и да приветствует, часто говорил:

«О Аллах, Тебе я предался, в Тебя верую, и на Тебя уповаю, и к Тебе обращаюсь и благодаря Тебе веду споры. О Аллах, прибегаю к славе Твоей, — нет бога, кроме Тебя, — с мольбой, чтобы не ввел Ты меня в заблуждение, Ты — Живой, Который не умрет, а джинны и люди смертны».

ПРИЛОЖЕНИЕ

ХРОНОЛОГИИ

1. Жизнь Мухаммада

Рождение Мухаммада — 8 июля 570 г.

Женитьба на Хадидже — ок. 594 г.

Первое откровение — ок. 610 г.

Открытое выступление с проповедью — 614 г.

Смерть Хадиджи — ок. 621 г.

Мирадж Хиджра — ок. 622 г.

Битва при Бадре — 622 г.

Битва при Ухуде, изгнание из Медины евреев — 625 г.

Расправа с племенем бану курайза — 627 г.

Перемирие — 628 г.

Хадж в Мекку — 629 г.

Завоевание Мекки — 630 г.

Год посольств — 630–631 гг

Великий прощальный хадж — 632 г.

Смерть Мухаммада — 8 июля 632 (12-го числа месяца раби ал-аввал 11 г. Хиджры).

2. Халифы

Хронология правления халифов: от праведных халифов до Аббасидов.

Праведные халифы

Абу Бакр (632–634)

Омар ибн ал-Хаттаб (634–644)

Осман ибн Аффан (644–656)

Али ибн Абу Талиб (656–661)

Омейяды

Муавийя ибн Абу Суфйан (661–680)

Йазид I (680–683)

Муавийя II (683–684)

Марван I ибн ал-Хакам (684–685)

Абд ал-Малик (685–705)

ал-Валид I (705–715)

Сулайман (715–717)

Умар ибн Абд ал-Азиз (717–720)

Йазид II (720–724)

Хишам (724–743)

ал-Валид II (743–744)

Йазид III (744)

Ибрахим (744)

Марван II ал-Химар (744–750)

Аббасиды

ас-Саффах (750–754)

ал-Мансур (754–775)

ал-Махди (775–785)

ал-Хади (785–786)

ар-Рашид I — (786–809)

ал-Амин — (809–813)

ал-Мамун — (813–833)

ал-Мутасим I — (833–842)

ал-Васик I — (842–847)

ал-Мутаваккил I — (847–861)

ал-Мунтасир — (861–862)

ал-Мустаин I — (862–866)

ал-Мутазз — (866–869)

ал-Мухтади — (869–870)

ал-Мутамид — (870–892)

ал-Мутадид I — (892–902)

ал-Муктафи I — (902–908)

ал-Муктадир — (908–932)

ал-Кахир — (932–934)

ар-Ради — (934–940)

ал-Мутгаки — (940–944)

ал-Мустакфи I — (944–946)

ал-Мути — (946–974)

ал-Таи — (974–991)

ал-Кадир — (991-1031)

ал-Каим I — (1031–1075)

ал-Муктади — (1075–1094)

ал-Мусгазхир — (1094–1118)

ал-Мустаршид — (1118–1135)

ар-Рашид II — (1135–1136)

ал-Мукгафи II — (1136–1160)

ал-Мустанджид I — (1160–1170)

ал-Мустади — (1170–1180)

ан-Насир — (1180–1225)

ал-Захир — (1225–1226)

ал-Мустасим — (1242–1258)

ал-Мустансир — (1258–1261)

ал-Мустакфи III — (1261–1302)

ал-Васик П — (1302–1340)

ал-Хаким II — (1340–1341)

ал-Мутадид II — (1341–1352)

ал-Мутаваккил II — (1352–1362)

ал-Мутасим II — (1362–1377)

ал-Мутаваккил II — (1377)

ал-Васик III — (1377–1383)

ал-Мутасим II — (1383–1386)

ал-Мутаваккил II — (1386–1389)

ал-Мустаин II — (1389–1406)

ал-Мутадид III — (1406–1414)

ал-Мустакфи IV — (1414–1441)

ал-Каим II — (1441–1451)

ал-Мустанджид II — (1451–1455)

ал-Мутаваккил III — (1455–1479)

ал-Мустамсик — (1479–1497)

ал-Мутаваккил IV — (1497–1508)

ал-Мустамсик — (1508–1516)

ал-Мутаваккил IV- (1516–1517)

Глоссарий

А

АББАСИДЫ

Династия арабских халифов, наследовавшая Омейядам и ведущая свое происхождение от Аббаса ибн Абда Муталлиба, дяди Пророка Мухаммада. Правили с 750 по 1258 г. Наиболее известные из Аббасидов — халифы ал-Мансур (754–775), ал-Махди (775–785), Харун ар-Рашид (786–809) и ал-Мамун

(813–833).

АБУ БАКР (БЕКР)

Первый из праведных халифов, сподвижник и тесть Мухаммада. После кончины Пророка общим решением ансаров и мухаджиров был избран халифом — преемником Мухаммада.

Свое прозвище ас-Сиддик (Правдивейший) Абу Бакр получил, по выражению арабского автора, за большую прямоту и честность.

АДАМ

Первый человек, сотворенный Аллахом из «звучащей глины» (Коран, 15:26). По воле Аллаха ангелы склонились перед Адамом, отказался только Иблис. Происками Иблиса Адам и его жена Хавва были изгнаны из рая. В Коране говорится: «И вот, сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму!» И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался и превознесся и оказался неверующим.

И Мы сказали: «О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных».

И заставил их сатана споткнуться о него и вывел их оттуда, где они были. И Мы сказали: «Низвергнитесь, (будучи) врагами друг другу! Для вас на земле место пребывания и пользование до времени».

И Адам принял от Господа своего слова, и обратился Он к нему: ведь Он — обращающийся, милосердный!

Мы сказали: «Низвергнитесь оттуда вместе! А если придет к вам от Меня руководство, то над теми, кто последует за Моим руководством, не будет страха, и не будут они печальны»» (2:32–38).

При этом Аллах не лишил Адама и его потомков Своего покровительства:

«Он сказал: «Низвергнитесь из него вместе, врагами друг другу! А если придет к вам от Меня руководство — то, кто последует за Моим руководством, тот не собьется и не будет несчастным! А кто отвратится от воспоминания обо Мне, у того, поистине, будет тесная жизнь! И в день воскресения соберем Мы его слепым»» (20:122–125).

АДАТ

Местные обычаи, допускающиеся к применению наряду с законами шариата. В некоторых случаях адат замещает шариатские нормы; это относится, например, к обычаям кровного родства и кровной мести, бытующим у мусульманских народов Кавказа.

АЗАН

Буквально «возвещение». Призыв к молитве, которым сопровождается каждая из пяти обязательных ежедневных молитв, а также пятничное богослужение в мечети.

Азан состоит из произнесения молитвенных формул в следующей последовательности: «Аллах велик!» (4 раза), «Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха!» (2 раза), «Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха!» (2 раза), «Ступайте на молитву!» (2 раза), «Идите к спасению!» (2 раза), «Аллах велик!» (2 раза) и «Нет бога, кроме Аллаха!» (1 раз).

Считается, что азан установил Мухаммад в первый год пребывания в Медине. По преданию, первым муаззином (призывающим к молитве) стал вольноотпущенник Билаль.

Непосредственно перед началом молитвы произносится второй призыв — икама.

АИША

Дочь Абу Бакра, любимая жена Мухаммада, владевшая одним из списков Корана и пользовавшаяся большим уважением в общине. В смутные дни после избрания халифом Али ибн Абу Талиба Аиша примкнула к мухаджирам Талхи и ал-Зубайра, после их поражения оказалась пленена и остаток жизни провела в затворничестве, собирая рассказы о жизни Пророка.

АЛИ ИБН АБУ ТАЛИБ

Двоюродный брат Мухаммада, четвертый и последний праведный халиф, избрание которого вызвало раскол в мусульманской общине. По преданию, Али первым, после жены Пророка Хадиджи, принял ислам, первым пролил кровь за веру, первым поддерживал Мухаммада во всех его начинаниях. Он был женат на дочери Пророка Фатиме и имел от нее двух сыновей — Хасана и Хусайна.

Когда Али избрали халифом, мусульманская община разделилась на сторонников нового халифа и на его противников, среди которых были и многие сподвижники Мухаммада, и вдова Пророка Аиша, и приверженцы рода Омейядов (к последнему принадлежал предшественник Али, третий халиф Осман). Со временем за сторонниками Али закрепилось наименование шиитов. Противниками шиитов были сунниты и хариджиты, от кинжала одного из которых Али и погиб в 661 году.

Для шиитов Али — первый имам (предстоятель) и единственный законный халиф (трое других халифов признаются узурпаторами). Некоторые шиитские секты доходят до обожествления Али, тем самым нарушая таухид. В исламе также широко распространено почитание Алидов — потомков Али и Фатимы.

АЛЛАХ

Бог, Единый и Единосущий, Всемогущий, Всеведущий и Предвечный, Творец и Промыслитель. В Коране сказано: «Как вы не веруете в Аллаха? Вы были мертвыми, и Он оживил вас, потом Он умертвит вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены.

Он — тот, который сотворил вам все, что на земле, потом обратился к небу и строил его из семи небес. Он о всякой вещи знающ!» (2:26–27).

Важнейший догмат ислама — утверждение единственности Аллаха: «Нет божества, кроме Аллаха». Нарушением канонов веры считается «очеловечивание» Аллаха, придание Ему человекоподобия.

Аллах сотворил мир и семь небес, ангелов и джиннов, создал людей и предопределил их судьбы. Через Своих посланников и пророков он ниспослал людям священные книги, главная из которых — Коран, Слово Аллаха.

У Аллаха девяносто девять Прекрасных имен, через которые Он открывает людям свою сущность.

АНСАРЫ

Жители оазиса Йасриб, заключившие договор с Мухаммадом и принявшие ислам. После Хиджры ансары вместе с мухаджирами составили в Йасрибе мусульманскую общину.

АСАССИНЫ

Члены шиитской секты исмаилитов-низаритов, последователи духовного вождя секты Хасана ибн Саббаха. В крепости Аламут, оплоте низаритов, для укрепления веры членов секты применялись как проповеди, так и, выражаясь современным языком, психотропные средства, в том числе гашиш. Поэтому со временем низаритов стали называть гашишинами, откуда вошедшее во все европейские языки слово «асассин».

АХБАР

Священное предание шиитов, включающее в себя рассказы о жизни и деяниях имама Али ибн Абу Талиба, его изречения и письма.

АХЛ АЛ-БАЙТ (АХЛ АЛ-БЕЙТ)

Буквально «люди семьи». Ближайшие родственники Пророка Мухаммада и его потомки.

АХЛ АЛ-КИТАБ

Буквально «люди писания». Приверженцы религий, отличных от ислама, но имеющих в своей основе Священную Книгу. Чаще всего это определение используется применительно к иудеям и христианам. АШУРА

Десять дней скорби, траур, соблюдаемый шиитами в память о гибели в 680 году сына Али ибн Абу Талиба, имама Хусайна.

АЯТ(АЙАТ)

Буквально «чудо, знамение». Наименование стихов Корана. Аяты объединяются в суры, последние для удобства декламации и запоминания в свою очередь объединяются в джузы (части) и хизбы (отрезки). Джуз насчитывается 30, хизб вдвое больше.

Б

БИДА

Нововведение, противоречащее установлениям веры.

БУРАК (АЛ-БУРАК)

Чудесное животное с человеческой головой и лицом, на котором Мухаммад совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим. Это животное по размерам — нечто среднее между ослом и мулом; оно белого цвета, с длинными ушами, на ногах у него белые крылья. В Иерусалиме до наших дней сохранилось кольцо, к которому Пророк привязывал животное.

Предание гласит, что до Мухаммада Бурак возил на себе предшественников Посланника Аллаха — пророков Ибрахима, Мусу и Ису.

В

ВАЛИ

Набожные и преданные вере люди, обладающие, по распространенному убеждению, святостью (валайа, вилайа). Культ святых (авлийа, мн. число от вали) в исламе восходит к почитанию Пророка Мухаммада и его родственников и сподвижников. Крайнее проявление этого культа — обожествление первого имама Али ибн Абу Талиба некоторыми шиитскими сектами.

Помимо Мухаммада и его семьи, объектами почитания становятся пророки, духовные учителя и мученики за веру.

С культом святых непосредственно связан обряд зийара (посещение могил).

ВАХАББИТЫ

Традиционалистское движение в исламе, возникшее в XVII веке на Аравийском полуострове и получившее свое наименование по имени основателя — Мухаммада ибн Абд ал-Вахха-ба. Ваххабитов отличает непримиримость по отношению ко всему, что они считают «проявлениями язычества» в исламе — от культа святых до малейших отступлений от норм шариата. Радикализм ваххабитов, как правило, осуждается духовными лидерами и суннитов, и шиитов.

Г

ГАЗАВАТ

Одна из форм джихада (борьбы за веру), также называемая джихадом меча, то есть вооруженная борьба с неверными. Считается, что павшие в этой борьбе обретают вечное блаженство.

ГАРЕМ

Искаженное арабское харам — «запретное». Женская половина в доме мусульманина, обычно располагалась на верхнем этаже.

В переносном значении «гарем» — жены и невольницы хозяина дома.

ГУЛАТЫ

«Крайние» секты шиитов, доходящие в почитании имама Али ибн Абу Талиба до прямого обожествления последнего.

ГУЛИ

Разновидность джиннов. Различают собственно гулей — женского рода, и кутрубов, или гулей мужского пола. У них омерзительные лица, тела состоят из некоей призрачной субстанции, однако гули обладают чудовищной силой. Питаются они мертвечиной, разрывают могилы, но не брезгуют и живыми людьми. Меняя облик, гули заманивают путников, которых потом съедают. Чаще всего они незримо появляются на пышных похоронах, дожидаются, пока все разойдутся, а затем раскапывают могилу и принимаются пировать. Поэтому считается, что чем меньше шума и пышности на похоронах, тем

Скачать:TXTPDF

классический: энциклопедия. А. Лактионов Ислам читать, классический: энциклопедия. А. Лактионов Ислам читать бесплатно, классический: энциклопедия. А. Лактионов Ислам читать онлайн