им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучастники!» (9:30–31).
Пророк Иса после исполнения своей миссии был взят Аллахом на небо. Перед концом света он вновь появится на земле, чтобы победить обманщика Даджжала и установить царство справедливости.
Букв. «покорность». Первоначально — откровение, ниспосланное Аллахом Мухаммадом, затем — вероисповедание и образ жизни населения мусульманских государств. Наряду с христианством и буддизмом ислам признается мировой религией. На сегодняшний день эту веру исповедуют свыше 1 миллиарда человек.
По замечанию Л. С. Васильева, «ислам, пожалуй, наиболее сильная из религий мира. Это объясняется, в частности, тем, что как религиозная доктрина и форма социальной организации он всегда играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели, скажем, христианство на Западе. Никогда, даже в пору полного своего господства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти. Ислам же заполонил собой все поры мусульманского общества, определил характер экономических отношений и формы политической администрации, социальную структуру, культуру и быт правоверных. Духовная жизнь в исламских странах протекала в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с вероучением, все равно ислам был тем фундаментом, на котором стояли и от которого отталкивались правоверные. Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или иные суры и хадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно. Нельзя было не потому, что это кем-то категорически воспрещалось, а потому, что в условиях всеобщности ислама, его интегральности выступить против него означало выступить против всего того, что есть в жизни и обществе мусульман, то есть противопоставить себя этому обществу, оказаться вне его и вне закона.
Из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. И сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но, прежде всего, в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины, основы которой были заложены еще Мухаммадом. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме».
ИСМАИЛ
Сын пророка Ибрахима, добровольно согласившийся быть принесенным в жертву во имя Аллаха. В память об этом событии и чудесном спасении Исмаила (ангел возвестил его отцу Ибрахиму, что это было испытание Аллаха) в мусульманских странах ежегодно отмечается Праздник жертвоприношения — Ид ал-адха, или Курбан-байрам.
В Мекке Исмаил породнился с местным племенем, поэтому мусульманская традиция считает его прародителем северных арабов.
ИСМАИЛИТЫ
Шиитская секта, приверженцы Исмаила, старшего сына шестого имама Джафара ас-Садика. Поскольку Исмаил умер на три года раньше отца и поскольку Джафар назначил своим преемником четвертого сына Мусу ал-Казима, а не внука от Исмаила, часть шиитов откололась от общины, признав имамом Мухаммада, старшего сына Исмаила. Противостояние исмаилитов и имамитов (сторонников ал-Казима) растянулось на много лет.
Согласно одной из исмаилитских доктрин, Мухаммад ибн Исмаил — последний имам, со смертью которого в мир должен прийти спаситель ал-Каим ал-Махди. Этого учения придерживались исмаилиты-семиричники, или карматы. По учению же низаритов и фатимидских (египетских, наименование по Фатимидскому халифату, существовавшему в Северной Африке в 909-1171 годах) исмаилитов, преемственность имамов продолжалась. По замечанию М. А. Родионова, «опираясь на учение древнегреческого философа Платона и его последователей, исмаилиты создали развитую теорию Вселенной, в которой время делится на циклы, а миры последовательно творятся абсолютным Богом с помощью эманаций-излияний (файд). Они соединили единобожие с множественностью духовных и материальных проявлений Божества, а также приняли учение о переселении душ».
ИСНАД
В мусульманском праве способ фиксации знания, передаваемого «по наследству», от первоисточника к последующим «стадиям». Способ иснад является главным критерием отбора хадисов и установления их достоверности. Различают сильный и слабый иснад. Сильным иснад признается в том случае, когда его связывают с именами ближайших сподвижников и родственников Мухаммада. Слабый иснад — имеющий пропуски или восходящий к сомнительным источникам.
А. А. Хисматулин видит в иснаде проявление принципа силсила («цепи»), который является неотъемлемой частью мусульманского образа жизни: «Принцип силсила пронизывает насквозь всю культуру и присутствует практически во всех значимых сферах жизни мусульманского общества, связанных с трансляцией какого-либо наследия. Одновременно он уравнивает каждое из звеньев цепи, низводя его до уровня простого передатчика традиции, ничем не отличающегося от многих других, и не требует от него привносить ничего нового от себя, но в то же время придает ему статус носителя традиции, важного связующего элемента, определяя его место, цель жизни и, что самое главное, заставляя его отвечать условиям, при которых осуществляется трансляция».
ИСРАИЛ (АСРАИЛ)
Ангел смерти, один из четырех приближенных к Аллаху ангелов. Об Исраиле и других ангелах смерти Коран говорит: «Клянусь вырывающими с силой, извлекающими стремительно, плавающими плавно, опережающими быстро и распространяющими приказ!» (79:1–5). Предание гласит, что Исраил был сделан ангелом смерти после того, как сумел вырвать из сопротивлявшейся земли глину для создания Адама.
Когда с Древа жизни слетает лист с именем человека, которому суждено умереть, Исраил в течение сорока дней разлучает между собой тело и душу умирающего. У праведных он изымает душу осторожно, а у грешников — резким движением.
ИСРАФИЛ
Ангел-вестник Страшного суда. В канун этого события Исрафил встанет на горе над Иерусалимом и звуками трубы возвестит о воскрешении мертвых.
ИФРИТЫ
Особый род джиннов. Согласно Корану, именно один из ифритов взялся принести Сулайману трон царицы Савской: «Сказал Ифрит из джиннов: «Я приду к тебе с ним, прежде чем ты встанешь с места; я ведь для этого силен и верен» (Коран 27:39). В арабском фольклоре ифрит — дух умершего насильственной смертью. Считается, что из каждой капли крови убитого возникает по ифриту. Эти ифриты принимаются разыскивать убийцу и, если находят, — не дают тому покоя. Обликом ифриты напоминают призраков, у них полупрозрачные тела, но налитые кровью глаза. А в некоторых поздних источниках утверждается, что на поясе у каждого ифрита висит пистолет. Единственный способ избавиться от ифритов — вбивать гвозди в пятна крови, пригвождая таким образом джиннов к земле.
ИХРАМ
Особое состояние внешней и внутренней чистоты, необходимое для вступления в Мекку во время совершения паломничества.
Так же называется одеяние паломников, состоящее из двух отрезов простой белой ткнаи.
Й
ЙАДЖУДЖ И МАДЖУДЖ
Чудовищные народы, противники истинной веры, обитающие далеко на востоке. По преданию, эти народы отгородил железной стеной от мира правоверных Искендер Зул-Карнайн (Александр Македонский). В «Искендер-наме» Низами говорится:
За грядой этих гор, за грядою высокой, Страшный край растянулся равниной широкой.
Там народ по названью яджудж. Словно мы, Он породы людской, но исчадием тьмы
Ты сочтешь его сам. Словно волки, когтисты Эти дивы, свирепы они и плечисты.
Их тела в волосах от макушки до пят, Все лицо в волосах. Эти джинны вопят
И рычат, рвут зубами и режут клыками. Их косматые лапы не схожи с руками.
На врагов они толпами яростно мчат, Их алмазные когти пронзают булат. Только спят и едят сонмы всех этих злобных. Каждый тысячу там порождает подобных…
Царь, яджуджи на нас нападают порой. Грабит наши жилища их яростный рой,
Угоняет овец пышнорунного стада,
Всю сжирает еду. Нет с клыкастыми слада!..
Чтоб избегнуть их гнета, их лютой расправы Убиенья, угона в их дикие травы,
Словно птицы, от зверя взлетевшие ввысь, На гранит этих гор мы от них взобрались.
Нету сил у безмозглого злого народа Ввысь взобраться. Но вот твоего мы прихода
Дождались. Отврати от покорных напасть! Дай, о царь, пред тобой с благодарностью пасть!»
И, проведав, что лапы любого яджуджа Опрокинут слонов многомощного Уджа,
Царь воздвиг свой железный, невиданный вал, Чтоб до Судного дня он в веках простоял1.
Перед концом света йаджудж и маджудж сломают эту стену, покорят весь мир, выпьют всю воду из Тигра, Евфрата и Тивериадского озера и перебьют всех людей. Во главе этих народов встанет искуситель Даджжал. Аллах погубит их, наслав червей, которые закупорят им уши, носы и горла.
ЙАСРИБ (ЯСРИБ, ЯТРИБ)
Древнее название плодородного оазиса в 350 км севернее Мекки. В Йасрибе обитали не только арабские, но и еврейские племена, а также христиане. Проповедь Мухаммада, услышанная в Мекке, произвела на арабов Йасриба столь сильное впечатление, что они пригласили Мухаммада к себе в качестве хакима — третейского судьи. Об этом приглашении Мухаммад вспомнил, когда оставаться в Мекке стало невозможно из-за преследований язычников.
Переселение мусульман из Мекки в Йасриб получило название Хиджра и стало впоследствии началом мусульманского летосчисления. Именно в Йасрибе сложилась первоначальная мусульманская община-умма, которую составили беглецы из Мекки (мухаджиры) и местные жители, принявшие ислам (ансары). Впоследствии Йасриб стал именоваться Мадинат ан-Наби (Город Пророка), в современном написании — Медина.
К
КААБА
Находящаяся в мечети Мекки главная мусульманская святыня — здание из серого камня в форме куба (отсюда название — «кааба» означает «куб»). В европейской традиции принято называть Каабой хранящийся в святилище Черный камень, но правильнее распространить название на здание в целом.
Черный камень вмонтирован в восточный угол здания. Снаружи Кааба покрыта черной парчой (кисва), на которой золотом вышиты строки из Корана.
По сообщению географа Птолемея, мекканский храм и Кааба существовали уже во II в. н. э. Мекканский храм и его окрестности считались заповедной территорией, в пределах которой запрещено было проливать кровь не только людей, но и животных, и носить оружие. Во время паломничества военные действия между враждующими племенами прекращались. В Каабе находили убежище невольные убийцы, опасавшиеся кровавой мести.
Согласно мусульманским преданиям, первую Каабу по воле Аллаха построил Адам — над Черным камнем, который на заре времен был белым и сквозь который можно увидеть рай. Всемирный потоп разрушил Каабу, но Ибрахим и Исмаил восстановили ее. Впоследствии в Каабе помещалось капище «многобожников», пока Мухаммад не изгнал язычников и не совершил обряд очищения. Иван Бунин писал о Черном камне:
Он драгоценной яшмой был когда-то, Он был неизреченной белизны — Как цвет садов блаженного Джанната, Как горный снег в дни солнца и весны.
Дух Гавриил для старца Авраама Его нашел среди песков и скал, И гении хранили двери храма, Где он жемчужной грудою сверкал.
Но шли века — со всех концов вселенной К нему неслись молитвы, и рекой Текли во храм, далекий и священный, Сердца обремененные тоской…
Аллах! Аллах! Померк твой дар бесценный — Померк от слез и горести людской.
Посещение Каабы и прикосновение к Черному камню — непременная часть обрядов паломничества.
КАДАРИТЫ
В мусульманской теологии направление, отстаивавшее наличие у человека свободы воли.
КАДИ
Судья, отправляющий правосудие на основе шариата. Действуя по поручению халифа, посылавшего ему