Скачать:TXTPDF
Ислам классический: энциклопедия. А. Лактионов

общей молитвы.

Ш

ШАЙТАН

Другое имя Иблиса. В Коране враг Аллаха зовется Иблисом в эпизоде преклонения ангелов перед Адамом и шайтаном — в эпизоде грехопадения людей.

Также шайтанами называют неправедных джиннов, подчинившихся Иблису.

ШАРИАТ

«Прямой путь повеления», свод установлений и предписаний, обязательных для мусульманина. В отличие от фикха (человеческого права) шариат является Божественным правом, поскольку основан на Слове Аллаха — Коране. Впрочем, в повседневной жизни эти два понятия часто смешиваются и под шариатом понимают как сам шариат, так и фикх.

ШАФИИТЫ

Один из мазхабов в мусульманском праве, получивший название по имени своего основоположника Мухаммада аш-Шафии. Этот мазхаб объединяет учения ханафитов и маликитов, привлекает местное право и прямую аналогию, избегает крайностей — то есть изощренности ханафитов и традиционализма маликитов.

Шафиитский мазхаб распространен в Сирии, Палестине и Иордании, у суннитов Йемена и Ирана.

ШАХАДА

Свидетельство веры, то есть признание того, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Божий.

ШАХИД

Мученик за веру, погибающий в сражении с шахадой на устах.

ШЕЙХ

В учении суфиев «мудрый старец», духовный наставник суфийского братства. Первоначально шейхами называли подвижников-аскетов, образ жизни которых привлекал к ним учеников. С превращением этих кружков в суфийские братства роль шейхов существенно возросла. По замечанию Р. И. Султанова, «из наставника и советчика небольшого круга людей шейх превратился в руководителя большой религиозной организации, в которой мюриды, лично знавшие учителя, были окружены многочисленными почитателями, учениками второй, третьей и последующих степеней близости».

Кроме того, «шейх» — титул мусульманских правителей.

ШИИТЫ

Направление в исламе, сторонники четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба, считающие, что власть в мусульманской общине должна передаваться по наследству исключительно среди потомков Пророка, то есть среди потомков Али и дочери Мухаммада Фатимы. Это мнение, высказанное публично и поддержанное оружием, привело к первому расколу в общине.

Шииты отрицают правомочность трех первых праведных халифов и называют их узурпаторами. В дополнение к Корану и Сунне они пользуются собственным Священным Преданием (Ахбар), включающим в себя описания деяний и изречения Али ибн Абу Талиба.

Сегодня шиитов насчитывается около 40 миллионов человек. Шиизм является государственной религией Исламской республики Иран.

ШИРК

Многобожие, придание Аллаху «сотоварищей», самый страшный грех, какой только может совершить мусульманин

Библиография

Источники

Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. М., 1980.

Азиз ад-Дин ибн Мухаммад Насафи. Зубдат ал-хакаик // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.

Ибн ал-Араби. Мекканские откровения. СПб., 1995.

Ирано-таджикская поэзия: Рудаки. Носир Хисроу. Омар Хайям. Руми. Саади. Хафиз. Джами. М., 1974.

Коран: Русский пер. акад. И. Ю. Крачковского. М., 1963.

МухйидДин Абу Закарийа ибн Шариф ан-Навави. Рийаз ас-Салихин (Сады правоверных). Душанбе, 2002.

Омар Хайям. Рубаи. М., 1998.

Страбон. География. М., 1993.

Тысяча и одна ночь. М., 1929.

Фарид ад-Дин Аттар. Зикр Малика Динара // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.

Фарид ад-Дин Аттар. Зикр Хасана Басри // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.

Хишам ибн Мухаммад ал-Калби. Книга об идолах. М., 1984.

Литература

Апшерони А. Ислам вчера, сегодня и завтра. Астана, 2002. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2000. Бартольд В. В. Сочинения. Т. 6. Работы по истории ислама и Арабского Халифата. М., 1966.Бертельс Е. Э. Избранные труды. Т. 3. Суфизм и суфийская литература. М., 1965.

Гольдциэр И. Ислам и арабское общество. СПб., 1904.

Грюнебаум Г. фон. Классический ислам. М., 1988.

Дози Р. Исламское вероучение и богопочитание. СПб.,

1904.

Дози Р. Коран, Сунна и легенды. СПб., 1904. Дози Р. Мухаммад. СПб., 1904. Журавский А. В. Ислам. М., 2004.

Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете // Страницы. 1996. № 3.

Игнатенко А. А. Обыкновенный ваххабизм // Русский журнал, сентябрь 2001 г.

Игнатенко А. А. Расколотая умма в ожидании Судного дня // Отечественные записки, 2003, № 5.

Идрис Шах. Путь суфиев. М., 1997.

Ирмияева Т. Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000.

Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

Климович Л. В. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.

Королев К. М. Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997; второе издание, с испр. и доп. М.; СПб., 2003.

Королев К. М. Энциклопедия символов, знаков, эмблем.

М.; СПб., 2004.

Крымский А. Е. Об источниках и пособиях для истории Мухаммада. М., 1904.

Кулиев Э. Р. На пути к Корану. М., 2003.

Мелетинский Е. М. [Гл. ред., авт. ст. ]: Мифология: Большой энциклопедический словарь. М., 1998.

Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Под ред.

С. А. Токарева. М., 1982.

Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991.Религии мира: Энциклопедия. М., 1999.

Родионов М. А. Ислам классический. СПб., 2004.

Салье М. А. Комментарии к сказкам 1001 ночи // Тысяча и одна ночь. М., 1929.

Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.

Хисматулин А. А. Суфизм. СПб., 2003.

Шюон Ф. Понять ислам // Вопросы философии. 1994. № 7–8.

Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М.;

СПб., 1997.

Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

Примечания

1

См. главу 2 третьей части.

2

Перевод Г. А. Стратановского

3

Греческие и латинские надписи представляют особый интерес, поскольку отождествляют местных богов с гречеcкого и римского пантеонов божествами

4

Тот же Р. Дози прибавляет: «В VI веке богопочитание потеряло свой первоначальный смысл. У людей суеверных оно выродилось в грубый фетишизм. «Когда мы находили красивый камень, — рассказывает один современник Мухаммада, — мы ему и поклонялись; если же такого камня не находили, то наваливали кучу песка, ставили над нею верблюдицу с обильным выменем, выдаивали над этим песком и поклонялись ему все время, пока стояли в этой местности»».

5

Вероятно, имя «Аллат» является заменой запретного имени богини и означает «известная богиня».

6

Арабское божество неясного происхождения; Геродот отождествлял его с Дионисом.

7

Здесь и далее цитаты из Корана в переводе И. Ю. Крачковского

8

Ибрахима (Авраама) мусульманская традиция считает одним из пророков-предшественников Мухаммада; Иса (Иисус) — также пророк и предшественник Мухаммада; в Коране о нем говорится: «Обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, — только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите — три!» (4:169); «И вот сказал Иса, сын Марйам: «О сыны Исраила! Я — посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому будет Ахмад»» (61:6). Марйам — не Богоматерь, как Мария у христиан, а лишь мать пророка Исы.

9

Иначе хунафа (мн. ч. от ханиф)

10

У мусульман считается, что перевод Корана на другие языки принципиально невозможен, ибо при переводе утрачивается божественность откровений. Поэтому все чаще существующие переводы Корана называют «переводами смыслов»

11

СПб., 1790–1791, 2 т.

12

СПб., 1792

13

Разумеется, несогласие мутазилитов с ортодоксальной доктриной проявлялось не только в их отношении к божественности Корана. Так, мутазилиты признавали свободу человеческой воли (вопреки догмату о предопределенности событий человеческой жизни — «все во власти Аллаха»), а также воли ангелов и сатаны-Иблиса. Кроме того, мутазилиты исповедовали «корень единобожия», отрицавший человекоподобность Бога, «то есть наличие у Него рук, ног, глаз, ушей и языка, а также реальность и предвечность Божественных качеств, откуда утверждение о сотворенности Корана» (М. А. Родионов) выводилось)

14

Ср., например, известное высказывание суннитского теолога Абу Ханифы (ум. в 767 г.): «Пред Творцом Коран не есть сотворенное»

15

Перевод М. А. Родионова. Джаханнам — преисподня

16

Хадисы со слабым иснадом

17

Подробнее о книгах Откровения и пророках-предшественниках Мухаммада см. в следующей части.

18

Ср. высказывание отечественной исследовательницы Т. Ю. Ирмияевой: «Написать историю мусульманского мира не такое уж простое дело прежде всего потому, что требуется основательный пересмотр сложившихся в исторической науке стереотипов. С европейской точки зрения, событие — это результат борьбы интересов различных политических группировок, находящихся у власти или стремящихся эту власть захватить. Сложилась традиция рассматривать народ как некую инертную массу, которую политики волнуют, раскачивают и затем направляют куда им нужно, словно у самого народа нет собственных интересов или они так ничтожны, что ими можно пренебречь. Современные исламоведы, европейские и американские, демонстрируют именно такой подход — все внимание они концентрируют на политической стороне событий, и поэтому история мусульманского мира, которую они воссоздают, имеет тенденцию походить на некую историю, которая могла бы быть, если бы мусульмане были «разумнее» и «просвещеннее». Нежелание видеть реальные вещи — самая заметная черта европоцентризма.

Современные ученые плохо переносят тот факт, что история мусульманского мира содержит парадокс, свойственный только ей: это история превращения арабской религиозной общины в универсальное религиозное сообщество, которое играло определяющую роль в политических событиях, оказывая тем самым заметное влияние на другие культуры. Иными словами, не физическое господство, а духовная мощь нового учения, не географический и не интеллектуальный факторы, но внутренне присущий исламу универсализм были решающими в его развитии. Очень скоро отошло на второй план и отождествление ислама с арабским народом, главным оказалось новое представление о Божественном».

19

Это толкование основывается, в частности, на коранической суре «Милосердный», в которой говорится: «Господь обоих востоков и Господь обоих западов. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся» (55:16–20) и: «А тому, кто боится сада Господа своего, — два сада, — какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? — обладающие ветвями. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? В них два источника протекают. Какое же из благодеяний Господа вашего вы сочтете ложным? В них — из всяких плодов два сорта» (55:46–52).

20

Имеются в виду девы-гурии; см. ниже

21

А. Е. Крымский в своих работах приводит отрывок из поэмы «Мухаммадией» турецкого религиозного поэта Языджи-оглу (XV в.), где содержится, в частности, весьма «плотское» описание рая:

Что за места, то райские будут жилища. И раздолье ж там будет насчет всякой пищи! А в любовницы будут даны все лишь хури, Кои блещут сияньем светлейшей лазури. Говорят: «Коль они световые созданья, Как возможны тогда им объятья, лобзанья?» Но на этот вопрос нам готов уж ответ: Их субстанция есть осязательный свет, Так что можно от них наслажденье вкушать, Целовать, обнимать, душу негой питать. Пред их свежестью лиц день горит от стыда, Перед нежностью слов их трепещет луна. И не портят рожденьем детей своих тел; Чувство ревности вовсе не есть их удел. Вновь становятся девами каждую ночь. Этой сладости мыслям постигнуть невмочь! По пяти сотен хури всем будет дано, Да таких, что и ста не видал здесь никто!

Он же приводит отрывок из предания, напечатанного в египетском сборнике хадисов 1872 г. «Знайте, о правоверные, что даже наименее заслуженный между вами, как только войдет в дверь рая, будет встречен множеством слуг, которые приставлены будут для его повелений. Они ему скажут: «Добро пожаловать! Давно уж пора была, чтобы наш господин посетил

Скачать:TXTPDF

классический: энциклопедия. А. Лактионов Ислам читать, классический: энциклопедия. А. Лактионов Ислам читать бесплатно, классический: энциклопедия. А. Лактионов Ислам читать онлайн