Скачать:TXTPDF
Ислам классический: энциклопедия. А. Лактионов

дочь мекканца Абу Суфйана, и других; всего, по разрешению свыше, у Пророка было одиннадцать жен.

38

Подробнее о ритуалах хаджа и их значении см. часть третью

39

Название связано с тем, что, как гласит предание, персы, стоявшие в первых рядах шахского войска, связывали себя цепями, дабы укрепить строй.

40

Различие в мировоззрении «развращенных» иранцев и мусульман наглядно демонстрирует переписка халифа Омара и шаха Йездигерда. Последний сообщал халифу, что «во всем мире нет двора более многолюдного, чем Наш двор, нет казнохранилища более благоустроенного, чем Наше казнохранилище, нет войска более отважного, чем Наше войско, никто не имеет столько людей и снаряжения, сколько находится у Нас». На это Омар ответил: «Да, двор ваш многолюден, но жалобщиками, ваше казнохранилище благоустроено, но неправильными налогами, ваше войско отважно, но непослушливо. Когда уходит державность, не приносит пользы снаряжение и многолюдство. И в том доказательство вашей бездержавности. От вашего упадка спасение в том, чтобы ваш султан самолично творил справедливость, чтобы все стали справедливыми и чтобы никто не питал вожделения к недозволенному»

41

В 665 году наместник восточной части халифата построил в Басре мечеть, ставшую образцом для последующих. Через пять лет такую же мечеть построили в Куфе. Это были квадратные здания с квадратным же внутренним двором, окруженным со всех сторон колоннадами. Мечеть являлась центральным зданием города или квартала и служила местом сбора для пятничной молитвы всех взрослых мусульман. Имамами выбирались те, кто лучше всех знал Коран и молитвы. Обычно эту обязанность выполняли наместники или начальники гарнизонов. Кроме того, мечеть одновременно служила и школой. В Дамаске в середине XII века было более двухсот сорока мечетей, а в его пригородах — сто сорок восемь. Главные мечети городов стали называться ал-масджид ал-джами.

Рядом с главной мечетью обычно находилась резиденция наместника. Дальше начинались базары — торговые ряды, расположение которых было строго регламентировано. Сначала шли лавки ювелиров, торговцев тканями, пряностями, другими ценными товарами, а затем остальные. За базарами располагались жилые кварталы, а ближе к окраинам — ремесленные мастерские, у дверей которых выставлялся на продажу произведенный товар

42

Установив новое летосчисление, Омар строго запретил добавлять к двенадцати месяцам мусульманского календаря дополнительный 13-й месяц (и добавочные дни к отдельным месяцам) для согласования с продолжительностью солнечного года. Исключениеодин добавочный день в високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355; этот добавочный день включается в месяц зул-хиджа — последний месяц года, и тогда в нем количество дней становится равным 30.

Существует два основных цикла, согласно которым добавляется дополнительный день в високосный лунный год — «арабский» цикл, основанный на 30-летней периодичности, и «турецкий», с периодичностью в 8 лет.

Поскольку лунный год короче солнечного приблизительно на 11 суток, начало каждого лунного года переходит на все более ранние даты солнечного календаря, поэтому для перевода дат мусульманского календаря в григорианский составлены специальные таблицы, учитывающие смещение дат

43

Пять лет спустя киприоты взбунтовались, Византия выслала им на подмогу свой флот, но в сражении у Фойника этот флот был взят мусульманами на абордаж и практически полностью уничтожен. Восстание на Кипре подавили, а Средиземное море стало безопасным для арабских купцов.

44

Сохранился мирный договор между мусульманским полководцем Абдаллахом ибн Амиром и жителями областей Герата: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Этим договором Абдаллах ибн Амир повелевает правителю Герата, Бушанджа и Бадгиса повиноваться Аллаху, наставлять мусульман, держать в исправном состоянии земли, находящиеся под его управлением, — в договор входят все равнины и горные места Герата. А также он должен платить джизйу, сообразно условиям заключенного им мира. Сумму выплачиваемой джизйи следует разделить на все земли поровну и справедливо. И тот, кто отказался от того, что возложено на него, не будет ему ни гарантии безопасности, ни защиты. Написал Раби ибн Нахшах и приложил печать Ибн Амир».

45

Как пишет М. А. Родионов, «в мире существует несколько экземпляров «Корана Османа» с пятнами крови на страницах». Среди этих экземпляров и «Коран Османа», многие годы хранившийся в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Подробнее об этом списке Корана см. главу 2 части первой.

46

О культе Али у шиитов см. часть третью.

47

По преданию, монголы завернули халифа ал-Мустасима в ковер, и он задохнулся. Мусульманские книги они побросали в Тигр, и река несколько дней текла чернилами.

48

Как духовный институт халифат был упразднен в 1924 году первым президентом Турции Кемалем Ататюрком

49

По легенде, внук халифа Али Абдаллах ибн Мухаммад добровольно передал права Алидов на халифат правнуку Аббаса Мухаммаду ибн Али ибн Абдаллаху.

50

Г. фон Грюнебаум писал: «Можно согласиться с этой оценкой, не причисляя его, однако, к великим правителям, так как ему недоставало ни суровой энергии Мансура, ни интеллектуальной тонкости Мамуна».

51

Ср.: «Ни один человек не мог быть по положению равен Аббасидам, поэтому они женились только на рабынях; после 800 г. ни один халиф не был рожден свободной матерью» (Грюнебаум).

52

Мусульмане неарабского происхождения.

53

Законовед.

54

Здесь и далее цитаты из «Тысячи и одной ночи» в переводе М. А. Салье

55

Количество бусин на мусульманских четках кратно числу Прекрасных имен Аллаха.

56

По преданию, первоначально камень был белым и, заглянув в него, можно увидеть рай. Аллах даровал этот камень Адаму. С течением лет камень почернел от грехов и порочности людей. Всякий, кому посчастливится узреть сквозь камень рай, обязательно попадет туда после смерти.

Первую Каабу построил Адам. Она была разрушена всемирным потопом, но Ибрахим и Исмаил отстроили ее заново

57

Как говорится в хадисах, «лучший из дней — пятница. В пятницу сотворен человек, в пятницу он войдет в рай, в пятницу он выйдет оттуда, часы остановятся только в пятницу».

58

Об институте шариата см. следующую главу

59

Арабская мера веса, равная приблизительно 4,5 грамма.

60

Старинная арабская серебряная монета.

61

Предание гласит, что Сара, желая обезобразить соперницу, продырявила ей уши. Однако ангел Джибрил принес Хаджар из рая украшения, которые она вдела в уши и стала еще прекраснее. Отсюда, по преданию, пошел обычай носить серьги.

62

В Коране говорится, что о необходимости хаджа Аллах впервые поведал людям именно через Ибрахима: «И вот Мы устроили для Ибрахима место дома: «Не придавай Мне в сотоварищи ничего и очисти дом Мой для обходящих его, и стоящих, и кланяющихся с преклонением. И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой глубокой расщелины, чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными им животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка! Потом пусть они покончат со своею неопрятностью и полностью выполнят свои обеты и пусть обойдут кругом древнего дома»» (22:27–30).

63

При Мухаммаде кисва изготовлялась в Йемене. При халифе Омаре кисву стали делать в Египте. Эта традиция сохраняется до сих пор. Ежегодно новую кисву отправляют в Мекку с египетским караваном паломников, совершающих хадж. Старую кисву снимают, и она поступает в распоряжение хранителей Каабы и шарифа Мекки.

64

Цитируется по работе Р. В. Шариповой «Обряды ислама».

65

В преданиях говорится, что рога жертвенного барана еще при жизни Мухаммада были выставлены в Каабе для всеобщего обозрения

66

Цитируется по книге «Ислам. Энциклопедический словарь».

67

В мусульманском «Вопроснике» XI в. по этому поводу говорится: «Расскажи мне о молитве в оба праздника. — Два раката, — они установлены Сунной, — без азана и икамы, но молящийся говорит: «На соборную молитву!» — и произносит: «Аллах велик!» — при первом ракате семь раз, кроме запретительного возгласа, а при втором — пять раз, кроме возгласа при вставании, и молящийся произносит исповедание веры…»

68

В шиитской поэзии сложился особый стихотворный жанр, повествующий о злоключениях рода Алидов (самого Али ибн Абу Талиба и его потомков).

69

Книга Джихада. Перевод М. А. Родионова

70

Помимо законов шариата, мусульманская традиция признает также урф, установившийся порядок, и адат, или обычаи. Впрочем, считается, что если какие-либо обычаи противоречат любому другому правилу шариата, они являются недействительными

71

Из собрания хадисов ал-Бухари

72

Подробнее о мазхабах см. ниже.

73

Мухаммад аш-Шафия говорил о сборнике «ал-Муватта»: «Никогда после Книги Аллаха не появлялась более достоверная книга, чем Книга Малика»

74

Как свидетельствуют современники, Ибн Ханбал был настолько благочестив, что даже не любил молиться позади своего сына или дяди и не ел ничего в их домах, потому что оба приняли государственные должности от халифа. Рассказывают, что однажды он голодал в течение трех дней. Его жена заняла у соседки немного муки и взялась печь хлеб в доме своего сына. Ибн Ханбалу, поскольку его сын состоял на службе у халифа, это не понравилось, и с того дня он требовал, чтобы дверь, ведущая к дому сына, была закрыта.

В Йемене терпевшему лишения Ибн Ханбалу принесли горсть динаров от его учителя Абдура Разака, но Ибн Ханбал отверг дружескую помощь. А когда его единственное платье износилось настолько, что в нем уже нельзя было показаться на людях, он согласился принять в дар только один динар — с условием, что расплатится за него работой, то есть что-нибудь напишет или скопирует книгу.

Мухаддис Абу Дауд говорил об Ибн Ханбале, что сидеть в его обществе значит заслужить великую награду в мире ином. Рассказывают, что когда его попросили дать определение мутаваккила (человека, который полагается на Аллаха), Ибн Ханбал сказал: «Это тот, кто не возлагает надежды ни на кого, кроме Аллаха»

75

Имеются в виду гадательные стрелы. Как писал в комментариях к «Тысяче и одной ночи» М. А. Салье: «Задумав какое-нибудь дело, брали три стрелы и на одной из них писали: «Мой Господь приказал мне», на другой: «Мой Господь запретил мне» а третью стрелу оставляли без надписи. Эти стрелы клали в колчан и вынимали одну из них наудачу. В зависимости от надписи на вынутой стреле задуманное дело осуществлялось или откладывалось. Если вынимали стрелу без надписи, гадание повторялось еще раз»

76

В «Книге поучений и назиданий» египетского ученого ал-Мак-ризи говорится: «Помощники его [мухтасиба. — Ред. ] обходят ремесленников и торговцев, и приказывают они ставить печать на горшки, и осматривают их мясо, и справляются об убое. И то же самое проделывают в отношении поваров. И следят они за улицами, не допуская давки. И следят они, чтобы владельцы кораблей не брали груза больше, чем позволяется их безопасностью, и чтобы так поступали и погонщики животных. И предупреждают они школьных учителей, чтобы не били они учеников мучительным боем и не доводили до смерти. Они осуществляют также надзор за простонародьем, предупреждают проступки молодежи, осведомляются о тех, кто совершает злодеяния, несовместимые с приличием, а также следят за мерами и весами»

77

То есть жениться на двух сестрах.

78

Так считают ханафиты; представители остальных мазхабов настаивают на том, что иноверка должна принять ислам. не может распоряжаться им без согласия родителей или опекунов.

79

Достаточно вспомнить

Скачать:TXTPDF

классический: энциклопедия. А. Лактионов Ислам читать, классический: энциклопедия. А. Лактионов Ислам читать бесплатно, классический: энциклопедия. А. Лактионов Ислам читать онлайн