меня — пусть прочтет молитву», говорил правоверным Святой Пророк, неизменно напоминая при этом: «Но не меня просите о помощи, а Аллаха просите.» Обращение к Всевышнему Аллаху через Его Пророка также является богоугодным делом и за это человек получает «баракат», то есть благословение, подобным образом обращались к Аллаху (Хвала Ему и велик Он!) благородные сподвижники Пророка — сахаба, в том числе и хазрет Омар, второй праведный халиф, известный под именем Аль-Фарук, что значит «отличающий истину от неправды». Пророческая миссия Мухаммада (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!) несомненно, является важнейшим событием в жизни цивилизованного человечества, круто изменившим ход его истории в сторону духовности и прогресса. Безмерное уважение и искренняя любовь, которые питали к Святому Пророку (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!) все последующие поколения мусульман, сменившие ушедших из жизни благородных сподвижников Мухаммада, имевших безмерное счастье общаться с ним лично, вызвали к жизни праздник, который не является в Исламе официальным, но, тем не менее, отмечается практически повсеместно. Это торжество называется «маулид» — праздник рождения Святого Пророка (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!), во время которого правоверные собираются для чтения Священного Корана, вспоминают эпизоды из героической биографии Мухаммада и раздают милостыню, с надеждой на получение благословения Всевышнего Аллаха за совершение этого доброго дела. Маулид является благочестивым новшеством в Исламе, так как во времена Посланника Аллаха такого праздника не было, впервые эта дата стала отмечаться в начале седьмого века хиджры по инициативе правителя Ирбиля, который тоже был ученым Ислама и благочестивым, набожным человеком. Постепенно это нововведение получило одобрение у всех авторитетных мусульманских теологов на основании высказывания Святого Пророка (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!) который однажды сказал, что: «Вносящий в Ислам хорошее новшество, соответствующее Шариату (то есть не противоречащее Священному Корану и Сунне) получит за это вознаграждение от Аллаха. Кроме того, ему ниспошлется дополнительно столько воздаяния, сколько получат все соблюдающие это благочестивое новшество после него». В Коране сказано: «Аллах и ангелы Его посылают благословения Пророку. О, вы, верующие, благословляйте и вы его, и пожелайте ему мира с полным уважением», поэтому участвуйте и вы, дорогие братья и сестры, в праздновании Маулида и да пребудет со всеми вами милость Всевышнего Аллаха!
О СОВМЕСТИМОСТИ НАУКИ И РЕЛИГИИ
Мне неоднократно доводилось слышать утверждения некоторых ученых об абсолютной, по их мнению, несовместимости науки и религии, причем что интересно — под религией, будучи знакомы с нею понаслышке, они обычно подразумевают лишь набор различных сказок, всевозможных небылиц и примитивных суеверий, ну а под наукой, конечно же, всю совокупность современных знаний шагнувшего в космос человечества. Порой мне даже кажется, что представления этих людей о взаимоотношениях науки и религии застыли где-то на уровне мрачного средневековья, и стоит лишь упомянуть об этом, как перед их глазами тотчас предстает коленопреклоненный Галилей, вынуждаемый отречься от теории Коперника, проносятся искры костра сожженного инквизицией Джордано Бруно, ну и заканчивается все это обычно тем, что, яростно сжимая кулаки, они предрекают: не пройдет и нескольких десятилетий как научно-технический прогресс, ниспровергая религиозные догмы одну за другой, камня на камне не оставит в сердцах людей от веры в Бога, окончательно вытеснив ее на задворки человеческой цивилизации! Справедливости ради следует отметить, что среди духовенства различных конфессий действительно кое-где еще встречаются темные, невежественные люди, по прежнему уверенные в том, что Солнце вращается вокруг Земли, однако давайте, отставив в сторону и тех и других, попробуем сами разобраться в том, насколько вообще утверждения о несовместимости науки и религии соответствуют действительности? Начнем с того, что истинная и неискаженная религия не может иметь ничего общего с мистикой или невежеством, фанатизмом или предрассудками и с точки зрения Ислама наука и религия не только не вступают между собой в противоречия, но и напротив — взаимно дополняют друг друга. Возможно это и звучит несколько парадоксально, но ведь иначе, собственно, и быть не может, поскольку и наука, и религия исходят из единого первоисточника, ведь именно Всевышний (Хвала Ему и велик Он!) и никто другой, является источником истинной веры, а также источником всякого верного знания, чего никак не могут или же просто не хотят понять ни легковерные последователи Чарльза Дарвина, по прежнему уверенные в своем происхождении от обезьяны, ни невероятно расплодившиеся за последние годы псевдорелигиозные грамотеи, забивающие людям головы заумными, непонятными даже им самим религиозно-философскими построениями. Наука и религия вовсе не опровергают друг друга, а просто следуют в земной цивилизации различными путями, используя разные способы познания истины и продвигаясь к ней с двух противоположных сторон. Наука, например, не принимает ничего на веру без доказательств и опускает в копилку человеческих знаний лишь твердо установленные ею факты, проверенные экспериментальным путем, используя их в дальнейшем в качестве базы для новых поисков. В ходе этой титанической, многовековой работы все бездоказательные утверждения, псевдонаучные измышления и неподтвердившиеся гипотезы безжалостно отметаются в сторону сменяющими друг друга поколениями ученых, чем собственно и объясняется наличие определенных уровней научных представлений, характерных для каждой эпохи, причем отказ от собственных вчерашних заблуждений на авторитете науки никак не отражается. Что ж, наука своими открытиями оказала человечеству достаточно большие услуги, чтобы иметь право быть строгой и она принимает что-либо новое лишь при условии успешных результатов и строжайшего опытно-экспериментального контроля. В религии все обстоит по другому. Здесь изначально достоверные знания о законах природы и тайнах мироздания, исходящие из божественного первоисточника, были в свое время изложены в ниспосланных людям священных писаниях за тысячи лет до появления первой научной энциклопедии. То есть верующие изначально располагали абсолютно точной информацией, повествующей в сжатом или зашифрованном виде практически обо всем — к примеру о строении атома, периодической таблице элементов и т. д., однако они, в подавляющем большинстве, попросту не понимали колоссальной научной ценности этой уникальной информации. Лишь узкий круг высокообразованных духовных лиц подолгу ломал голову над непонятным смыслом этих строк, обнаруживая их среди пространных описаний религиозных ритуалов, исторических эпизодов, нравственных поучений и притч, так что Исламское духовенство было лишь надежным хранителем этих божественных откровений и свято верило в истинность, достоверность всего содержания этих священных текстов, не требуя каких либо дополнительных доказательств. Ученые признают в качестве реально существующего лишь только то, что уже подтверждено экспериментальным путем. Всего остального для них как бы не существует, поскольку они не всегда понимают, что блага, без которых немыслимо счастье людей на любой ступени развития человеческого общества, уже испокон веков существуют в окружающем мире и что ученые-экспериментаторы всего лишь открывают это для людей, а вовсе не изобретают и не создают. Скажем, возможность оторваться от земли и подняться в воздух существовала за миллиарды лет до сооружения первого воздушного шара. Электричество, к примеру, было изучено и стало использовать людьми лишь сравнительно недавно, несмотря на то, что оно существовало всегда, причем совершенно независимо от наших знаний о нем. И существовало не только в виде молний, которые, как всем известно, представляют собой электрические разряды огромной мощности, в силу чего они не могли быть исследованы без современных научно-технических средств, а находилось у людей буквально под руками и ногами на протяжении всей истории человечества. Я имею в виду то обстоятельство, что в тропических морях, а также в мутных реках Африки и Южной Америки живет аж сразу несколько десятков видов рыб, способных время от времени или постоянно испускать электрические разряды различной мощности. Своим электротоком они пользуются не только для защиты и нападения, но и сигнализируют им друг другу, заблаговременно обнаруживают препятствия. Так вот эти самые электрические рыбы существуют на Земле миллионы лет и их останки найдены в очень древних отложениях земной коры. Люди были прекрасно осведомлены об их существовании и необычных свойствах, о чем убедительно свидетельствует тот факт, что изображения электрического морского ската торпедо, к примеру, встречаются на древнегреческих вазах. В сочинениях античных писателей-натуралистов содержится большое количество упоминаний о необыкновенной и непонятной силе которой наделен торпедо. Более того, врачи древнего Рима даже содержали этих скатов в больших аквариумах и пытались использовать их для лечения различных болезней, заставляя своих несчастных пациентов прикасаться к ним голыми руками. Электрические разряды торпедо чрезвычайно сильны и современному человеку, прекрасно знакомому с электричеством, нетрудно представить себе картину такого «лечения», ведь за полминуты эта рыба испускает тысячи коротких разрядов, ну а напряжение у разных видов скатов колеблется от 80 до 300 В, при силе тока в 7–8 ампер. Инерция устоявшихся привычек человечества столь велика, что даже в наше время на побережье Средиземного моря пожилые люди иногда еще бродят босиком по мелководью, надеясь излечиться от ревматизма и подагры электричеством торпедо, хотя с тем же успехом могли бы сунуть пальцы в розетку не выходя из собственного дома.
Некоторые ученые считают, что Ислам не только не содействует прогрессу, но даже является препятствием на его пути и для обоснования своей позиции нередко прибегают к соответственно препарированным примерам из жизни мусульман. В некоторых странах, чтобы ослабить влияние духовенства, сознательно распространялось мнение, будто арабский алфавит крайне затрудняет распространение грамотности в массах, вследствие чего его и заменили латинизированным алфавитом, хотя это, вне всякого сомнения, является абсурдом, поскольку оба эти алфавита приблизительно равны по сложности. Зачастую ученые скептически относятся к тем, кто избирает духовный путь, поскольку чаще всего представляют себе Ислам как чтение набора религиозных текстов, ношение чалмы и перебирание четок. При этом они забывают о том колоссальном вкладе, который мусульманские ученые внесли в развитие мировой науки, причем внесли как раз тогда, когда в Европе по причине фанатизма и невежества происходили жесточайшие расправы над людьми которые стремились к знаниям. Ведь в те времена там вовсю полыхали костры инквизиции, а в странах Ислама происходил настоящий расцвет науки и культуры, и это объяснялось тем, что Ислам считает науку естественным проявлением человеческой деятельности, согласно его канонам каждый верующий обязан всемерно стремиться к знаниям и это повсеместно поощрялось просвещенным мусульманским духовенством. В те времена когда библиотеки в Европе можно было буквально пересчитать по пальцам, только в багдадском «Доме мудрости» основанном халифом Аль-Мамуном, было около четырех миллионов научных и религиозных фолиантов, причем подобная картина наблюдалась повсеместно. Доктора-мусульмане смеялись над европейскими медиками, сопровождавшими крестоносцев в их завоевательных походах, за их грубые и примитивные действия по уходу за ранеными и больными. Они давали им много полезных советов, ведь именно мусульмане изобрели искусство смешивания медикаментов в пилюлях