Скачать:TXTPDF
Ислам вчера, сегодня и завтра. Али Апшерони

наив «великий писатель русской земли», как назвал Л. Н. Толстого И. Тургенев, пронес через всю свою жизнь, так и не найдя в итоге правильного ответа на фундаментальный вопрос, который поставил перед собой еще в начале 80-х годов 19 века в своем трактате под названием: «Так что же нам делать?». Еще тогда Лев Николаевич, будучи, несомненно, очень добрым, милосердным человеком, пришел к однозначному выводу: «Нельзя так жить, нельзя!» однако, к сожалению, он так и не смог подсказать нам как все-таки следует жить во всех 90 томах своих замечательных в литературном отношении произведений. И вот, в то же самое время, когда все эти вышеперечисленные мыслители демонстрируют перед нами плачевную картину своих жизненных неудач, издают этот своеобразный вопль бессилия и отчаяния, они хотят от нас чтобы мы еще и руководствовались их премудростью в нашей собственной жизни? Что касается советской философии второй половины 20 века, то в целом, среди ученых того времени были, несомненно, и весьма оригинальные мыслители, однако их философские искания изначально были заужены идеологической конъюнктурой, в угоду которой им нередко приходилось на словах соединять логически несоединимое, идти против совести и в целях самосохранения вынужденно проповедовать очевидный утопизм. Эта трагическая раздвоенность предопределила общую неопределенность их реальных взглядов и позиций, отсутствие собственного философского кредо, ну а общий порок всех тогдашних философских формулировок я усматриваю в их спекулятивности, в отсутствии надежного и убедительного логического обоснования. Наиболее ретивые и недобросовестные философы прилагали в то время большие усилия для того, чтобы дискредитировать теологию, в том числе и посредством злой иронии, основной материал для которой давало их собственное, весьма упрощенное и неуклюжее переложение основного содержания взглядов религиозных мыслителей прошлого. При этом, в своем болезненном увлечении, они нередко доходили до самых необоснованных и неверных утверждений, аморального и бессмысленного богохульства, в целом же бредовая марксистская философема о классовом характере советской науки, как о совершенно необходимом условии правильного отношения к предмету, является убедительным примером трагического надлома мыслящих людей утративших веру в Бога, примером бесплодного мудрствования мертвых умов и сердец, что в свою очередь лишний раз доказывает, насколько может быть опасно знание, оторванное от духовно-нравственного начала. Что же касается современных западных мыслителей, то в подавляющем большинстве они пребывают сегодня в глубокой растерянности и представляют собой жалкое зрелище этакого «философского бессилия» перед неумолимыми реалиями стремительно надвигающейся техногенной цивилизации, с каждым годом ускоряющей биение пульса условного времени, качественный уровень, скорость и объем общемирового информационного потока, пронизывающего современное человечество. Эти растерянность и замешательство, будучи помноженными на нравственную рыхлость и традиционную для западной цивилизации психологию воинствующего индивидуализма, вновь привели тамошнюю философскую мысль к ошибочному осмыслению реальности, перерастающему, в свою очередь, в уже знакомые нам по истории утопические теории преображения действительности, с незначительной поправкой на специфические особенности нынешнего общества. Пытаясь укрыться от жестокой правды жизни, будучи не в силах самостоятельно найти ответы на вопросы измученных страхом и неопределенностью людей, не сумев указать им единственно правильный путь искоренения зла и несправедливости, царящих в этом безумном мире, одни из философов Запада мысленно уходят вглубь самих себя, укрываясь в собственных психологических бастионах и бессовестно бросая страждущее человечество на произвол судьбы. Их деятельность в основном оторвана от живой реальности, погружена в отвлеченное, безнадежно абстрактное и за последнее время такие «мыслители» поставили перед человечеством больше вопросов, нежели дали на них конкретных, логичных ответов. С каждым годом они все глубже погружаются в проблемы вообще не входящие в круг той задачи, которой занимается философия, бездумно сжигают остатки здравого смысла, уцелевшего от боевиков и порнофильмов, на исследования темной стороны человеческой натуры, проявляющейся при болезненных состояниях интеллекта. Не столько светлая, сколько темная сторона человеческой жизни интересует подобных мыслителей, их привлекает все грубое, слепое и бесчеловечное, их идеал человека — это поистине демоническая личность, в приступе ее чудовищного эгоизма, в безумном стремлении все отнести к себе, и все определить собою. Однако, если принимать это болезненное извращение за норму, то нельзя прийти ни к чему кроме насилия и хаоса, такая философия способна только вызывать в людях страх и будить эгоистические интересы, ведь истинная свобода личности заключается вовсе не в том, чтобы не сдерживать себя в своих эгоистических порывах, а, напротив, в том чтобы владеть собой, в неуклонном и бескомпромиссном стремлении к истине. В основу всей жизни, переживаний и стремлений человеческого разума должно быть положено постижение высшего смысла бытия и тайны мироздания, приобщение к божественному свету и осознание зияющей пропасти ада. Истинная философия должна побуждать серьезные натуры к глубокому и реалистическому осмыслению окружающего мира, поощрять человека стремиться к гораздо более высокой степени морального и умственного развития, к последовательному продвижению вперед, с опорой на уже достигнутые знания. Однако, вместо того чтобы сбросить с себя весь этот мертвящий кошмар и вернуться к активной и актуальной работе разума, подобного рода философы проповедуют лишь оторванное от духовности учение, которое только играет на темных инстинктах больных и малообразованных людей, распространяя бредовые идеи, которые больше во вред дальнейшему прогрессу человечества, нежели ему на пользу. Доверчиво полагаясь на свои же собственные утопии, они выдвигают концепции, искаженные бесконечными нелепостями и переносящие людей в сферу наивных грез, в силу чего их учения никогда не смогут достичь состояния внутренней завершенности и иллюстрируют лишь трагическое ощущение тупика, переживаемое этими философами в связи с утерей животворящей духовной почвы. Другие западные интеллектуалы страдают тем, что усматривают хорошее только лишь в прошлом, не желая бороться с действительностью и преобразовывать последнюю к лучшему, при этом они старательно делают вид, будто бы не замечают изменений в окружающем мире, продолжая жить вчерашним и позавчерашним днем. В силу этого прискорбного явления за границами их рассуждений всегда остается существенная проблематика, поиск лучшего устройства общественной жизни, в которую нужно как можно скорее внести искру духовного озарения, в конечном итоге их выводы носят весьма поверхностный характер потому что все эти явления следует рассматривать только в динамике. В сво ем наивном отказе от восприятия реалий стремительно меняющейся жизни такие философы напоминают мне страуса, спрятавшего голову в песок и вообразившего, будто этим он надежно защитился от любых неприятностей, однако несмотря на такой страусиный подход этих горе-мыслителей, противоречия нашей действительности от этого вовсе не ослабевают, а напротив, с каждым годом проявляются все резче и контрастней. Третьи мыслители Запада, впавшие в фатальный, безнадежный пессимизм, вообще договорились до того, что «жизнь есть ни что иное, как заранее проигранная битва» так как в итоге всех нас ожидает неминуемая смерть, которая безжалостно перечеркнет все наши достижения и сделает усилия бесполезными. В силу этого обстоятельства, наставляют такие «философы» своих недалеких, наивных последователей, нам уже не остается ничего другого как только лишь выбрать себе подходящий способ, как поскорее уйти из этой ненавистной жизни, поскольку она, мол, сама по себе совершенно бессмысленна и может принести лишь горькие разочарования. Ими приводятся также и сотни других, столь же бездоказательных и извращающих истинный смысл бытия «объяснений», толкающих и без того измученных, отягощенных бесконечными проблемами людей на безрассудное и глупое самоубийство, в целом же все вышеприведенные примеры убедительно свидетельствуют о том, что многие мыслители Запада еще не осознали своей высокой ответственности перед человечеством и пока не ощущают грандиозности задач, стоящих перед современной наукой. В своем заумном мудрствовании эти горе-философы за тысячи лет так и не продвинулись дальше Платона, а потому и несложный по сути вопрос, — чем же является их философия, в чем заключена ее непреходящая ценность, так и остается там по прежнему спорным. Мне представляется, что их «философия» являет собой лишь собрание весьма противоречивых суждений, а потому и неудивительно, что она по сей день не имеет каких-то общезначимых результатов, хотя люди по прежнему ждут от нее мудрого, полезного совета. Для современного человека мир действительно выглядит пугающе, ибо повсюду он видит соперничество между могущественными супердержавами, способными под горячую руку в любую минуту уничтожить все живое на нашей планете, наблюдает беспощадную экономическую конкуренцию, эксплуатацию слабого сильным, ожесточенное идеологическое противоборство и бесконечные кровавые конфликты. Для того чтобы побороть свой страх, обрести долгожданное душевное спокойствие и прожить свою жизнь с максимальной пользой как для самого себя, так и для общества, современный человек нуждается в философии совершенно иного порядка. В качестве исходной модели такой философии может служить классическая мусульманская философия, представленная великими мыслителями Ислама: Аль-Фараби, Аль-Кинди и Ар-Рази, творчеством Абу Али Ибн Сина и Ибн Рушда а также других выдающихся «фаласифа». Однако, поскольку все эти мыслители жили довольно давно, их учение нуждается в разумной адаптации к мировоззрению современности, тем не менее в основных своих посылках оно несомненно останется прежним. Дело в том, что каждый из них говорил языком своей эпохи и разделял отдельные заблуждения своих современников, изредка смешивал объективное и субъективное, отсюда очевидно, что мусульманская философия уже выросла из прежних классических форм и несомненно нуждается в новых. Для того чтобы избежать ошибок всех вышеупомянутых «учений», современная мусульманская философия должна, на мой взгляд, развивать только два основных направления, которые я назвал бы «философией жизни» и «философией мироздания». Основной задачей философии жизни следует считать стремление к равновесию между духовной и чувственной составляющими человеческой натуры, образующими единое целое, которое может быть разложено на части лишь только в абстрактном воображении, обоснование такого поведения, которое изначально гарантирует верующему человеку жизненный успех, если он будет относится к этому вопросу ответственно. Она должна помогать человеку достигнуть того глубокого внутреннего спокойствия и широты миросозерцания, которые необходимы ему для видения отдаленной перспективы, для умиротворения души и устроения основ своей счастливой жизни. Иными словами — философия жизни должна быть воплощением основополагающих морально-этических принципов Ислама, быть первоосновой мировоззрения верующего человека, систематизированным воплощением социальной мудрости и колоссального житейского опыта, накопленного поколениями мусульман в процессе полутора тысячелетнего развития своей цивилизации, причем изложенного не в каких-то там заумных энциклопедических понятиях и абстрактных, неудобоваримых терминах, а непременно в простой и понятной форме, доступной пониманию каждого. Следуя этой глубоко продуманной философии человек, как существо, несущее в себе одновременно материальное и духовное начало, должен с ее помощью достичь высокого уровня гармонии между ними и только такой человек, с соизволения Всевышнего Аллаха (Хвала Ему и велик Он!), в недалеком будущем может приступить к освоению бескрайней Вселенной. Жизнь без веры, смысла и высоких идеалов — тяжелейшее из всех возможных испытаний как для отдельной личности, так и для

Скачать:TXTPDF

вчера, сегодня и завтра. Али Апшерони Ислам читать, вчера, сегодня и завтра. Али Апшерони Ислам читать бесплатно, вчера, сегодня и завтра. Али Апшерони Ислам читать онлайн