целого народа, при этом верность религии, ее философским и морально-этическим принципам должна быть особенно строго хранима перед лицом несчастья или какого-то бедствия. Эта мудрая философия поможет человеку благополучно преодолеть разрыв между идеалом и действительностью, заполнить его земное существование полезными и интересными делами, поможет подняться до понимания высоких духовных истин и украсит его жизнь благословенным просветлением души, восходящим к порогу святости. Вкусы человека, его интересы и взгляды на мир первоначально всегда обусловлены особенностями той среды, в которой он вырос и в настоящее время живет, однако чем больше развивается человек, тем шире раскрываются перед ним все новые горизонты знаний, расширяется его социальный опыт и кругозор. Молодого человека, если он действительно желает преуспеть в этой жизни и добиться всестороннего успеха, должна привлекать не дискотека, и не рюмка, а книга. Нашим юношам и девушкам нужно хорошо понимать, что никакие институты и колледжи, никакие дипломы или свидетельства сами по себе еще не в состоянии сделать человека умным и широко образованным, что единственной основой для расширения его кругозора и последовательного раскрепощения интеллекта является лишь непрерывное чтение и размышление над смыслом прочитанного. Систематическое и осмысленное чтение есть основной и наиболее действенный инструмент самообразования человека, помимо всего прочего это еще и надежный социальный лифт, который способен, при целенаправленном, упорном приложении усилий, принести ему успех в любой конкретной области наук, а также обеспечить высокий общественный статус, независимо от того, каковы его нынешний материальный достаток или профессиональный уровень. Современный человек нуждается в знаниях не меньше чем в еде, он должен настойчиво заниматься самообразованием и самовоспитанием, взять лучшее из того что накопила к этому времени цивилизация и на основе уже достигнутого продвинуться в области знаний настолько далеко вперед, насколько это вообще окажется возможным. Для занятого интересным делом человека год никогда не бывает долгим так как он постоянно находится в творческом поиске, им движет беспокойная идея созидания которая до краев наполняет его жизнь благородным, возвышенным смыслом, вырывает его из потока бессознательного бытия. Следует помнить, что неинтересной работы на свете попросту не существует, а существуют лишь только ленивые, скучные люди, которые не то что бы не могут, а скорее просто не хотят найти себе занятие по душе. Возвращаясь к главной теме нашего разговора, замечу, что, если европейская философия имела своей первоначальной основой антиклерикальную направленность светских ученых, то в основе нашей философии, напротив, лежит высокая мусульманская духовность. Именно она определяет основное направление этических исканий мыслителей Ислама, позволяет им видеть не только обильные блага нашей современной цивилизации, но и ее обратную сторону. Мусульманская жизненная философия должна служить надежной интеллектуальной опорой нравственного богословия, учить людей тому, что подлинная красота присуща лишь всему здоровому и высокоморальному, помогать человеку избавляться от недостатков своего характера и упорно вырабатывать в себе необходимые, полезные качества. Она должна учить их не стыдиться признавать свои ошибки, а поскорей исправлять, памятуя, что величие умного человека проявляется вовсе не в том, что он упорствует в своих ошибках и заблуждениях, а в стремлении к нравственному совершенству, к разносторонним знаниям, в его доброте и любви к справедливости. Мусульманская философия постоянно должна быть нацелена на преобразование действительности в сторону ее гуманизации и всестороннего улучшения, настойчиво разъясняя людям что первое следствие уродливого уклада общественной жизни — это жалкий и ничтожный человек с его низменными устремлениями, мелкой душонкой и гадким характером, должна учить молодых людей строить свою жизнь таким замечательным образом, чтобы она приносила счастье не только им самим, но и их соотечественникам, объединяя народ в радостном чувстве всеобщего братства и общегражданского единения. Мусульманская философия должна быть проникнута могучим жизнеутверждающих духом, быть нравственным стержнем человеческой натуры, изобличать моральную дряхлость как источник бесчисленных бед и олицетворять собой убедительную победу человеческого разума над интеллектуальным бессилием и ограниченностью, пессимизмом и суевериями. Она должна неутомимо, настойчиво звать человечество к знаниям, к смелому поиску, символизировать влияние прогресса нравственного на прогресс научно-технический, способствовать полнейшему раскрытию духовного, патриотического, научного и образовательного потенциала наших юношей и девушек. Нужно чтобы эта философия оправдывала свое первоначальное предназначение и олицетворяла собой непреходящую любовь к мудрости, бесценную сокровищницу знаний и многослойного социального опыта, чтобы она положила начало всеобъемлющему умственному раскрепощению человечества, осознанию им радости интеллектуального труда. Жизненная философия должна представлять собой целостное и универсальное течение в могучем потоке общемусульманской мысли, обладать огромной мобилизующей силой, воспитывать у верующих своеобразную «дисциплину ума», помогающую им, не «растекаясь мыслию по древу», сосредотачиваться именно на том, что для них на текущем этапе действительно важно и нужно, не распыляя внимание на все, что попадает в поле зрения и не разбрасываясь на второстепенные вопросы. Одним словом, первое направление современной мусульманской философии должно, на мой взгляд, представлять собой высшую школу житейской мудрости, постановки сложнейших вопросов человеческого бытия и поиск честного ответа на них, своеобразный гимн человечности, искренности и взаимной поддержки верующих людей и, как таковое, видимо, не требует дальнейших пояснений. При определении того что собственно является предметом изучения второго основного направления современной мусульманской философии «философии мироздания», следует иметь в виду, что мудрое учение Ислама содержит глубочайший научный и философский анализ всего окружающего мира. Основная задача этого направления религиозной мысли заключается в изучении и осмыслении фундаментальных законов Всевышнего (Хвала Ему и велик Он!) положенных Им в основу всего мироздания, в глубоком анализе тонкой гармонии жизни, разлитой в бескрайнем, таинственном космосе, объяснение всего сущего во Вселенной и формирование у верующих людей правильных мировоззренческих позиций. В поле зрения этого философского направления находится и наша голубая планета, от полюса до полюса, все происходящее на ней сегодня, ее далекое прошлое, ну и конечно же будущее. Осевую линию философии мироздания, которой мы должны главным образом, если не всецело, руководствоваться в этих исканиях, составляет учение о беспредельном могуществе Всевышнего Аллаха, символизирующем божественную власть Творца Вселенной (Хвала Ему и велик Он!), во всех ее разнообразных проявлениях. Должен сказать, что я также являюсь весьма убежденным сторонником этого мировоззрения и все мое существо восстает против жалких попыток отдельных ученых вменить Всевышнему Аллаху (Хвала Ему и велик Он!) какое-либо несовершенство. Опираясь на это надежное основание, мы всегда сумеем отличить вечное от преходящего, существенное от второстепенного, безошибочно ответить на вопрос, в чем же собственно заключаются истоки и высшая сущность всякого бытия, сможем проникнуть в огромную, загадочную область знаний, которая неподвластна человеческим законам и наблюдениям светских мыслителей, осуществляемым ими в узких рамках субъективного опыта, с соизволения Всевышнего Аллаха (Хвала Ему и велик Он!) познаем высокую истину в ее первозданной неделимости. Словом, здесь мы имеем дело с настоящим философским творчеством, вырастающим в лоне религиозного сознания, первоистоки которого лежат в различных плоскостях религиозной мысли, однако путем своеобразного интеллектуального синтеза объединяются впоследствии в одно гармоничное целое. Такое сочетание, помимо всего прочего, гарантирует верующим людям приобщение ко всем составляющим высшего философского знания, с огромной силой и непревзойденной глубиной вскрывает пласты неведомого, осуществляет отбор наиболее важных и плодотворных идей, способствует необычайному развитию философского глубокомыслия, помогает бороться с унификацией творческой мысли, служит надежным источником духовного спокойствия передовых религиозных мыслителей, свидетельством благородного мужества современного человечества, столь долго страдавшего, столь много веков обреченного на унизительное прозябание в темноте, а ныне стремительно вырывающегося из оков невежества, иными словами — символизирует великую победу человеческого разума, воли и духа над неизвестностью и всеразрушающим временем. Каким же должен быть современный мусульманский философ? Начнем с того, что цели современных корифеев мусульманской мысли должны быть столь же человеколюбивы и величественны, как и устремления их благородных предшественников. Воззрения современного религиозного мыслителя должны обладать несомненной ясностью, цельностью и непротиворечивостью, его труды должны быть таковы, что им никак нельзя было отказать в строгой логической выдержанности и законченности интеллектуальных построений, в продуманности и серьезной проработанности содержания, все мысли и идеи мусульманского философа должны быть глубоки, оригинальны и, конечно же, значимы для современников. Его мировоззрение должно быть сцементировано непреходящей мудростью Ислама, предельно ясными религиозно-философскими понятиями, которые в целостном и вместе с тем прекрасно структурированном виде, выражают его научное и философское кредо. Ему непременно должны быть присущи необычайная эрудиция, широта философских воззрений и высокая интеллектуальная культура, стойкий моральный дух и возвышенное творческое вдохновение, глубокая искренность и целеустремленность, несомненная этическая направленность ума и воздержанность чувств, способствующая очищению души. Являя собой пример истинно религиозного мыслителя без пресловутого ханженства и лицемерия, он должен бесстрашно смотреть правде жизни в глаза, настойчиво пытаться осмыслить окружающий мир, его разнообразные явления и загадочные феномены, достичь глубокого понимания сущности добра и зла, их обусловленности и влияния на человеческую жизнь, ясно представлять себе как и когда они незаметно перерастают друг в друга и трансформируются в доброе зло или злое добро. Он должен бороться с порочной философией распространяемой дьяволом, искушающим человеческие души, стараться придать разумную, ясную форму беспредельным и смутным влечениям беспокойного человеческого сердца, пробуждать в людях ненависть к лжи и обману, тяготение к правде и справедливости, нести им еще неслыханное миром мудрое слово, не заботясь об ином вознаграждении кроме милости Всевышнего Аллаха (Хвала Ему и велик Он!) и успешного продвижения в изысканиях. Он должен приучить себя к высокой дисциплине мышления, гармоничному соединению конкретного и абстрактного, избегать пустой суеты и политических страстей, сиюминутной выгоды и преходящей славы, уметь осмыслить новые общественные веяния которые несет с собой неутомимое время, побольше размышлять о судьбах своего отечества и мировой цивилизации в целом, вникая во все сложные социальные и психологические конфликты, оттачивать неистощимое, язвительное остроумие, обязательно помнить о том, что ничто не является таким опасным для мусульманского философа, как вера в свою личную непогрешимость, выводимая из чувственных впечатлений. Он должен стремиться к тому, чтобы каждый виток его творческой жизни не был изолированным от предыдущих, а осуществлялся с опорой на прошлые достижения, избегать нескромно выпячивать свои личные успехи, а стараться пополнить копилку совокупного знания древней мусульманской цивилизации новыми знаниями и современными открытиями, упорно совершенствовать свою аргументацию чтобы быть правильно понятым не только современниками, но и потомками, стремиться оказать огромное влияние на интеллектуальный и духовный климат своего государства. Сокровищница непреходящих религиозно-философских, этических и интеллектуальных ценностей есть несомненно тот самый бесценный дар, которым отравленный ядом сомнений и наполовину изверившийся Запад будет вечно обязан мусульманскому Востоку. Сколько бы ни стремились они бездумно отбрасывать все, что не вписывалось в границы их чистого рационализма, сколько бы ни старались опорочить мудрое учение Ислама гнусными