опасность для правоверных мусульман? В том, что она отравляет жизнь души, ведомой верой и совестью, ведет к тому, что человек, утрачивая связь с духовностью, начинает смотреть на окружающий его мир сквозь пелену разврата и невежества, что приводит к нравственной и интеллектуальной деградации, ну а в конечном счете — к полному моральному разложению. Поэтому священный долг всех здоровых культурных сил мусульманского общества всемерно препятствовать проникновению пошлой западной субкультуры в мусульманскую среду, не позволяя отравлять культурное сознание единоверцев и именно по этому критерию сегодня следует судить о том, насколько носители нашей культуры остаются на деле верны ее сущности. К сожалению, сегодня некоторые наши соотечественники, судя по всему, даже порой стесняются того, что они родились мусульманами и стараются держаться так, чтобы это было как можно менее заметно. Это особенно бросается в глаза во время их контактов с европейцами, причем забавно наблюдать со стороны, как такие господа из кожи лезут вон, чтобы показать заезжим иностранцам, что они, дескать, уже полностью порвали со своими духовными, культурными и национальными корнями и не являются, как таковые, мусульманами. Вот посмотрите, мол, мы пьем вино, мы одеваемся, мы говорим, да и вообще ведем себя как европейцы! Мы никогда в своих речах не упомянем имени Всевышнего Аллаха, мы уже давным-давно отвернулись от всего того, что связывало нас с мусульманской культурой, мы регулярно посещаем ночные стриптиз-клубы, просаживаем деньги в казино и все такое прочее, а наши дочери и жены ходят по улицам в таких коротких юбках, старательно выставляя свои ноги напоказ, что видно даже нижнее белье, короче говоря — мы все уже давно ничем не отличаемся от вас, западных людей, ну так признайте нас скорее равными себе! Не подумайте, что в нас еще хоть что-нибудь осталось от веры и культуры наших предков! Какая глупая наивность! Ведь эти чересчур вестернизированные люди попросту не понимают того, что западное общество можно условно разделить на две неравных части, первая из которых это достойные, добрые люди, которые не видят в их подобострастном кривлянии ничего заслуживающего одобрения, ибо они уважают достоинство других народов и цивилизаций, их самобытность, непохожесть на других и ценят в людях преданность родной культуре. Такие добропорядочные европейцы не требуют от своих азиатских партнеров отречения от их национальных и религиозных корней в качестве предварительного условия для плодотворного сотрудничества с ними. Другая же, меньшая, часть западного общества — это люди стоящие на позициях своеобразного культурного высокомерия и относящиеся ко всему неевропейскому довольно свысока. Эта морально нездоровая часть европейского общества исповедует идею «великой цивилизаторской миссии европейского человека» и сколько бы ни рядились наши чересчур вестернизированные соотечественники в их европейские личины, такие европейцы все равно в душе считают и будут впредь всегда считать их намного ниже себя. Поэтому я обращаюсь к этой части наших, по сути, попросту заблудших, соотечественников — не нужно так бояться веры ваших славных предков, дамы и господа! Не надо отрекаться от родной мусульманской культуры! Не стоит так сильно кривляться перед европейцами, ибо в обоих случаях ваше примитивное подражание нелепо и бессмысленно, ибо ни те, ни другие вас все равно за это больше уважать не станут! Поверьте, вы сумеете добиться всего чего хотите в этой жизни и без подобных унижений перед западной цивилизацией, без отречения от своих культурных корней и духовных истоков и в итоге европейцы положительно воспримут вас такими, какие вы есть!
Возвращаясь к разговору о культурологии, скажу, что в то время, как современная светская культура черпает свои ценности из источников самого различного происхождения, в том числе и довольно сомнительных, первоисточником непреходящей чистоты и главной пружиной развития замечательной мусульманской культуры является высокая Исламская духовность. Все слагаемые нашей культуры как бы проникнуты единой духовной мусульманской сущностью, порождающей особый тип человека, устремленного к культурному и творческому самовыражению. Характерными чертами благородной мусульманской культуры являются ее неповторимое своеобразие и глубочайшее понимание того, что есть культурный человек, каким он должен быть и каким должен стать его внутренний мир. Традиционная Исламская культура — это одна из высших форм существования человеческого духа, она есть результат колоссальной духовной работы многих поколений наиболее талантливых из мусульман, помогающий людям открыть двери разума для мудрости и красоты, то есть кратчайший путь для достижения конечной цели их устремлений к здоровому и гармоничному существованию. Наша, мусульманская, культура всегда исходит из того, что все люди равны перед Всевышним Аллахом (Хвала Ему и велик Он!) в своем морально-нравственном достоинстве и что чему не способствует Бог, то не сопровождается успехом. Короче говоря, традиционная Исламская культура есть совершенно уникальный пласт человеческого бытия, обладающий огромным мировым значением и никто не вправе забывать, как много ценного и доброго обрело человечество благодаря мусульманской цивилизации. В свою очередь, характерными чертами мусульманской культурологии являются целостное понимание феномена культуры в бесконечном многообразии ее связей с прочим миром, особый взгляд на все происходящие в лоне культуры процессы, стремление всемерно подержать Исламские культурные традиции, каждая из которых имеет самостоятельную ценность и значение. С дотошностью и внимательностью, говорящей о чувстве высокой ответственности, мусульманские культурологи выработали целую систему критериев и норм глубокого и всестороннего анализа культурологической реальности, тем самым оказав огромное влияние на облик мировой культурологии. Исламская культурология также нацелена на поддержание традиции культурного добрососедства мусульман с представителями всех остальных цивилизаций, иначе говоря, на диалог культур и постоянный культурный взаимообмен. И в этом равноправном диалоге различных культурных традиций мы видим суть современной логики гуманистического мышления. Сегодня уровень готовности Ислама к мирному и плодотворному культурному существованию с иными культурными традициями как никогда велика, ибо мы хорошо понимаем, что только лишь высокая духовность и культура, терпимость и взаимоуважение способны обуздать жестокость в наш безумный век, когда миллионы людей возможно уничтожить посредством простого нажатия ядерной кнопки. Причем, как представители одной из наиболее продвинутых в культурном отношении цивилизаций мира, мы, правоверные, должны служить примером для народов, имеющих желание избавиться от устаревших культурных стереотипов и бескорыстно помогать им в этом, руководствуясь идеями человеколюбия, о котором постоянно говорил Святой Пророк (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!), в своих многочисленных проповедях.
Как известно, вдохновение есть ничто иное, как совмещение творческой деятельности человека с высшей степенью сосредоточенности его сознания, быстро исчезающее при переутомлении. К сожалению, творческое озарение длится обычно недолго — всего несколько дней, часов, а иногда и минут отпущено человеку на то, чтобы создать свой шедевр или составить замысел будущего произведения. Что только не объявляли причиной творческого вдохновения за тысячелетия существования человечества! Тут и Луна, и соловьи, и розы, и родинки на щеке, крылатые Пегасы и какие-то глупые музы, словом — все что угодно, кроме Всемогущего Аллаха (Хвала Ему и велик Он!), наделившего человека способностью понимать прекрасное и создавать шедевры. Необходимо исправить это вопиющее недоразумение, поскольку именно религия лучше всего достигает главной цели искусства, заключающейся в том, чтобы возвышать человека над обыденностью и пробуждать в нем высокое чувство прекрасного!
О МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭСТЕТИКЕ
Как известно, эстетический опыт человечества богат и разнообразен. Истоки эстетических знаний уходят вглубь человеческой истории и, обращаясь к летописи эстетических учений, мы можем легко убедиться в том, что они являются итогом длительного процесса эстетического взаимодействия человека с окружающим его миром. В то же время, жажда красоты и постоянное стремление к гармонии есть один из основных законов человеческой природы, изначально заложенный в нас Всемогущим Аллахом (Хвала Ему и велик Он!), который в лице человека стремился создать существо просвещенное, ищущее, подчиняющее все свои поступки пониманию добра и тонко чувствующего окружающую красоту. Несмотря на то, что, в целом, человечество пошло не по тому пути, который указал ему Аллах (Хвала Ему и велик Он!), люди все же научились находить в природе и в общественной жизни разнообразные эстетические ценности. В условиях, когда сама действительность неутомимо порождает все новые такие ценности, человек на протяжении веков пытался найти объективный критерий эстетического вкуса, критерии оценки эстетических достоинств тех или иных произведений, иначе говоря — работал над решением ключевых эстетических проблем. Все, с чем при этом сталкивался человек, оценивалось им как объект исследований, который он рассматривал со всех сторон и так, и эдак, подмечая то, что соответствовало его жизненному опыту и представлениям о красоте, которая, вне всякого сомнения, была задумана и изначально создана Аллахом (Хвала Ему и велик Он!) как один из важнейших источников жизненного импульса человека и должна была стать для людей не только предметом эстетического наслаждения, но и одним из средств познания жизни. Все это обусловило высокую востребованность эстетического знания, необходимость толкования вопросов, подпадающих под компетенцию эстетики, иначе говоря, формирования и поэтапного развития эстетики как самостоятельной научной дисциплины. Так что же тогда изучает эстетика, каково ее проблемное поле и в чем заключена специфика предмета эстетической науки? Начнем с того, что мировая эстетическая мысль на протяжении тысячелетий сосредотачивала все свое внимание на проблемах красоты и вкуса, на вопросах философского осмысления искусства, эстетики быта и человеческих отношений, а также на преодолении вульгаризаторства в истолковании различных эстетических феноменов. Иначе говоря, эстетика — это наука вкуса и безвкусия, которая веками учит человека наслаждаться красотой и по достоинству ценить прекрасное, при этом чувство красоты, заложенное в нас Аллахом (Хвала Ему и велик Он!), неразрывно связано с моралью, поскольку красота нередко выступает также и своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Воспитание красотой и через красоту развивает способности к творчеству, к созданию культурных ценностей, ибо в основе эстетического восприятия лежит способность человека откликаться на прекрасное и создавать произведения искусства по его законам. Эстетика это искусство правильно воспринимать искусство, ценить сокровища огромного мира культурных ценностей, понимать их значение и красоту. Не меньшую роль здесь играет и вкус, то есть эстетически значимое свойство личности, формируемое и развиваемое в процессе ее общения с искусством. Причем степени вкуса бесчисленны, ведь он зависит от множества свойств человека — и врожденных, и возникших в результате обучения и воспитания, определяющих в целом направленность его эстетических воззрений. Эстетические чувства неизменно пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке, от их наличия и степени развития зависит напрямую и его интеллигентность. Наличие подобных чувств обычно характеризуется состоянием внутренней упорядоченности и душевной гармонии, возникающих благодаря доминированию высших, общечеловеческих идеалов в душе человека, они знакомят его с ощущением радости быть человеком, способствуют все более глубокому осознанию им смысла своего существования, красоты и неповторимости жизни. Эстетическая и