Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Ислам вчера, сегодня и завтра. Али Апшерони

акынов очаровывает не количеством строчек, а силой своего воздействия на человеческие сердца, ну а секрет поистине волшебного очарования мусульманской поэзии заключается именно в ее высокой Исламской духовности, красоте и своеобразии ее языка. Зорко подмечающая даже самые, на первый взгляд, незначительные детали, она содержит много остроумных наблюдений, верных и тонких мыслей и всегда исполнена глубокого нравственного смысла, чтобы постигнуть который необходимо не только внимательно прочесть, но и обязательно глубоко осмыслить прочитанное. Кроме того, она обладает удивительной музыкальностью и поэтому многие произведения мусульманских поэтов ложатся в основу песен, страстно и активно воспринимающих окружающий мир, воспевающих любовь, дружбу и родственные отношения, радости семейной жизни и счастье материнства, воспевающих мир красоты в противовес миру крикливой пошлости и помогающих людям не завязнуть в тине повседневной житейской лжи. Бережно сохраняются в памяти благодарных потомков светлые имена благородных поэтов Ислама — Каба ибн Зухайра и аль-Бусири, чьи знаменитые касиды, восхваляющие величие и могущество Всевышнего Аллаха (Хвала Ему и велик Он!), светлый образ Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!) и раскрывающие перед нами духовный мир истинно верующего человека, давным-давно стали классикой и легли в основу фундамента всей мусульманской поэзии. С непревзойденным мастерством воплощения богатой гаммы человеческих чувств в разное время творили Низами Гянджеви (1141–1209), автор всемирно известной поэмы «Хамсэ», Мухаммад Физули (1494–1556) — непревзойденный мастер любовной лирики, создававший свои газели, то есть двустишные строфы с постоянной рифмой на конце каждого двустишия, Алишер Навои (1441–1501), Махтумкули, Фирдоуси, Саади, а также Хафиз, чьи поэтические газели принесли ему славу одного из крупнейших лириков мира. По-разному воплощаются в их стихах, поэмах и песнях раздумья о жизни, родине, смерти и любви, однако все они были едины в главном: это были верующие люди, все их творчество было пронизано животворящим светом высокой мусульманской духовности и наряду с великими учеными Ислама все они были ее носителями. Их понятия о поэзии были чисты и возвышенны, они воистину были совестью мусульманского мира, возглавляя борьбу передовых людей своего времени с варварством и бесчеловечностью, всех их объединяла неустанная погоня за знаниями, впечатлениями и правдой, что по достоинству ценили современники, с восторгом встречая каждое их произведение, а также благодарные потомки, по праву относящие их стихи к числу лучших созданий мусульманского поэтического гения. Что же касается рифмоплетов, вроде пресловутого Омара Хаяма, то я принципиально не отношу его к числу великих мусульманских поэтов, поскольку, в отличии о вышеупомянутых мастеров поэтического слова, этот старый алкоголик в своих четверостишиях — рубаи неоднократно призывал верующих мусульман пренебречь исполнением канонов Ислама, постом и молитвой, чем давно и по праву заслужил себе место в аду. Возвращаясь к тем мусульманским поэтам, которыми гордится все просвещенное человечество, скажу что особое место в этом почетном ряду занимают сыновья казахского народа — Абай, Шахкарим и другие. Каким же с точки зрения Ислама должен быть современный мусульманский поэт? Ну, прежде всего, он должен постоянно находиться в самой гуще общественно-политических событий, причем выступать не как бесстрастный наблюдатель, а ясно и четко выражать свое отношение ко всему происходящему как в своей собственной стране, так и на планете в целом, надувая ветром своего творчества паруса эпохи. Главная цель и предназначение мусульманского поэта — быть устами своего народа, выражать его чаяния, мысли и чувства, помогать ему правильно видеть свои цели и настойчиво идти к их достижению, или иначе говоря — быть мудрым советчиком своего народа. Сплачивая передовые силы, осуждая всякое человеконенавистничество и постоянно напоминая сильным мира сего о том, как непрочен порядок, основанный на насилии и обмане, он должен противопоставить миру фальши и мелкой борьбы пробужденных страстей зрелость и последовательность своего мировоззрения, не потерять своего светлого пути и не забывать об общественных обязанностях мусульманской поэзии. Он непременно должен быть глубоко верующим человеком, последовательным защитником нашей веры и именно мусульманская духовность должна служить главным источником его творческого вдохновения. Современного Исламского поэта постоянно должна волновать тема сегодняшнего кризиса нашей духовной культуры, он должен сам хорошо понимать и объяснять другим, что оторванность от религии, от своего народа, особенно в эпоху серьезных перемен, неизбежно приводит к духовному обнищанию человеческой личности. Он всегда должен помнить о том, что поэт только тогда является истинным сыном своего народа, если его действительно, по настоящему, волнует судьба родины и он хорошо понимает, что нет ничего более омерзительного, чем равнодушие человека к своей же собственной стране и ее народу. Решительно вступая в борьбу с темными силами зла, беспощадно изобличая невежество и суеверия, он должен принадлежать к славной когорте мусульманских просветителей, для которых была неприемлема даже сама мысль о примирении с неправдой и которые всегда стремились освободить свой народ от предрассудков и вредных привычек. Мусульманский поэт обязан с любовью и состраданием относиться к простому народу, поднимая свой голос в защиту его прав и исконных интересов, направляя мысли своих соотечественников к высшему смыслу человеческого существования, к благородству душевного облика человека, к подлинному патриотизму, требующему реальных дел, а не только высоких слов. Он должен решительно ломать традиции излишне выспренней, а потому и чуждой народу салонной поэзии, презирать литературу рассчитанную на низменные вкусы или отражающую чьи-то мрачные, болезненные настроения, должен писать стихи на понятном народу языке, смело вводить в поэзию простую народную речь, пословицы и поговорки, расширяя тем самым горизонты мусульманской поэзии, и такие произведения, в свою очередь, сами станут источником новых народных пословиц и поговорок. Мастерски используя классические мусульманские формы стихосложения и национальные поэтические источники, он должен бережно сохранять устное творчество своего народа, его самобытный национальный колорит. Он должен мечтать о торжестве справедливости и великом духовном возрождении человечества и писать стихи, в которых ярко раскрывалось бы духовно-нравственное богатство его души, исполненной высоких гражданских чувств, поддерживая своим творчеством честных, трудолюбивых и талантливых соотечественников. В то время, как некоторые светские поэты уже открыто стали служить западному денежному мешку, оправдывая его политику неоколониализма, он должен писать вольнолюбивые стихи, пробуждать патриотические чувства в своих соплеменниках, учить их высокому гражданскому долгу и воспитывать в них любовь к своему Отечеству. Он должен неустанно бороться против разрушителей нашей многонациональной культуры, высмеивать самовлюбленность, тупость и ограниченность националистов, великодержавных шовинистов и сепаратистов всех мастей. Новаторский подход к жизненному материалу, новый современный взгляд на человека и на его место в обществе должны преобладать в его художественном мышлении над частными вопросами или узконациональными проблемами. Не растерять свой поэтический дар, чтобы приверженность к земным благам не лишила его той нравственной силы и необыкновенной пытливости, которой должен обладать истинный глашатай своего народа. Мусульманский поэт должен видеть острее и глубже своих современников, уметь безошибочно разобраться в хаосе мыслей и чувств современного ему человека, ведь необыкновенное умение поэтов Ислама воссоздавать жизнь, быт и психологию людей, масштабность их поэтического мышления и способность к глубоким философско-публицистическим обобщениям позволяли им во все времена одерживать моральную победу над затхлой мещанской средой, в которой они жили. Призывы мусульманских поэтов современности должны быть, прежде всего, обращены к молодому поколению казахстанцев и они должны стремиться заставить своих читателей трезво и сурово оценить свою собственную жизнь, свои повседневные поступки, ставить перед ними важные нравственные проблемы, от которых не должен отворачиваться человек. Поэты Ислама должны уделять большое внимание насущным проблемам, которые с особой остротой встают перед нашей молодежью и хорошо понимать, что сегодня, в новых общественно-исторических условиях, развивается новая личность, усложняются ее духовные, культурные и социальные запросы. Они должны помогать тем юношам и девушкам, чьи представления о жизни весьма поверхностны и бессодержательны, тем, кто живет иллюзиями или не может постоять за себя, побуждая их своим творчеством к глубоким раздумьям, к всестороннему познанию жизни через приобретение личного опыта, обязаны уберечь нашу молодежь от пошлости и разлагающего, тлетворного влияния низкопробной западной субкультуры. Мусульманский поэт должен много сил отдавать воспитанию поэтической молодежи, нового поколения мусульманских художников слова и ставить перед ними извечные вопросы человеческого бытия, — каким должен быть человек? В чем смысл его жизни? В чьих руках его судьба и где его место в этом огромном и сложном мире? Раскрывая нашу сегодняшнюю жизнь в ее повседневном течении, мусульманский поэт должен быть способным воссоздать величайшее напряжение текущего исторического момента, помогать своим соотечественникам искоренить социальные язвы общества, сделать жизнь казахстанцев счастливее и лучше. Его творчество не должно быть отражением каких-то отсталых взглядов или нести черты слепой покорности судьбе, людям или обстоятельствам, терпимого отношения к социальному неравенству, в нем должна присутствовать реальная картина жизни рабочей бедноты в современном капиталистическом городе, реальная картина жизни наших сельских тружеников. От этого, кстати, еще далеки даже признанные светские поэты современности, которые то и дело попадают в сложное положение, а иногда и попросту впросак, из-за незнания или непонимания реальной жизни нашего современного общества, раздираемого внутренними противоречиями и социальными контрастами. Осуждая праздное безделье и прославляя трудисточник личного и общественного богатства, счастья и гармоничного развития личности, мусульманский поэт должен на деле воплощать собой самые характерные черты своего народа, его высокие гражданские, патриотические чувства и быть в готовности пожертвовать собой во имя свободы, счастья и процветания своей страны, во имя конечной победы добра и торжества справедливости. Таков, если вкратце, должен быть с точки зрения Ислама величественный образ современного мусульманского поэта, вдохновляемого большими идеями, хорошо знающего многовековую трагическую историю человечества и размышляющего о путях его дальнейшего развития, и только такой поэт способен создавать произведения, которыми будет по праву гордится все просвещенное человечество.

О МУСУЛЬМАНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Теперь наш разговор пойдет о мусульманской художественной литературе. Наверное, кто-то, услышав подобное словосочетание, очень удивится, поскольку был уверен, что Ислам и художественная литература — понятия несовместимые. Должен разочаровать этих скептиков, ведь, как известно, литература создает словесные картины человеческой жизни и нигде, — ни в Священном Коране, не в Сунне Пророка нашего Мухаммада (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!) не содержится прямого или косвенного запрета на правдивое изображение человеческой жизни в словесных художественных образах. Напротив, благодаря мусульманской художественной литературе мы можем безгранично много узнать как о нашем прошлом, так и о настоящем, ну и кроме того — в то время, как светские нравственные идеалы то и дело меняются в зависимости от общественно-политической обстановки и условий жизни, высокие духовно-нравственные идеалы Ислама остаются неизменными на протяжении всей его многовековой истории. В целом, сущность литературы заключается в том, что она позволяет каждому отдельному

Скачать:TXTPDF

вчера, сегодня и завтра. Али Апшерони Ислам читать, вчера, сегодня и завтра. Али Апшерони Ислам читать бесплатно, вчера, сегодня и завтра. Али Апшерони Ислам читать онлайн