победу истинного мусульманского искусства над многоликим музыкальным мещанством. Причем они добьются этого не только не утратив своего национального своеобразия, но и выявив его так полно и ярко, как это не сумели сделать светские певцы и композиторы, будут настойчиво стремиться к коренному обновлению музыкального языка, сочетая легкость и чистоту тембров с интенсивностью красок и полнотой звучания. И тогда даже самые закоренелым скептикам станет ясно, что мусульманское музыкальное искусство — разнообразное, яркое и глубоко человечное — это драгоценный вклад Исламской цивилизации в мировую музыкальную культуру, оказавший на ее развитие неоспоримо плодотворное влияние. Огромную роль в этом отношении может сыграть и мусульманское оперное искусство. Наверняка найдутся отдельные люди, которые спросят меня, дескать, не кощунственно ли это? Я в свою очередь хотел бы задать им прямой вопрос: а что, собственно, кощунственного в том, что истинно верующие люди в мусульманских одеждах, с соблюдением всех канонов Шариата, прекрасными голосами исполнят на сцене театра классическую оперу: «Хиджра» или «Святой Пророк в Таифе», восхваляя Всемогущего Аллаха (Хвала Ему и велик Он!), мужество Его благородного Посланника и беспощадно-правдиво изображая жестокость и мерзость язычников, отвергнувших тогда учение Ислама и стремившихся во что бы то ни стало погубить Мухаммада? Вот именно, ничего. Ну, тогда пусть исполняют! Вновь и вновь обращаясь к традиционной Исламской тематике, черпая неповторимые поэтические интонации и образы в сокровищнице устного народного творчества, воспевая духовно-нравственные ценности нашей религии в неисчерпаемо разнообразных сочетаниях музыкальных образов, мусульманские композиторы с большой художественной силой будут воссоздавать в богатых и разнообразных формах классической оперы как героические эпизоды из истории раннего Ислама, так и картины нашей повседневной действительности, стремясь многограннее раскрыть психологию нового человека. Решительно выступая против тех, у кого не существует ни чести, ни совести, приоткрывая завесу над темными сторонами нашей действительности, демонстрируя сложность и противоречивость характеров мещан и обывателей, повсюду противопоставляя им душевную красоту, благородство и милосердие истинно верующих людей, последовательно утверждая свободолюбие и веротерпимость, самоотверженное и патриотическое отношение к Родине, бескорыстие и уважение к людям из народа, талантливые и демократически настроенные мусульманские композиторы должны воссоздать широкие картины нашей жизни, не останавливая дерзания своих героев на полпути. Их социально острые произведения должны быть написаны колоритным языком, насыщены живыми сценами и подчинены единому художественному замыслу, напряженное развитие действия в операх мусульманских композиторов должно гармонично сочетаться с раскрытием внутреннего мира их героев, быть согрето глубоким сочувствием к судьбам верующих людей. Их сочинения должны заставлять зрителей задумываться об извечных и непреходящих вопросах нашего земного бытия, о жизни и смерти, о высоком предназначении человека и его месте в бескрайней Вселенной, о его победах и поражениях, его мужестве и внутренней красоте, повествовать о радости высокоинтеллектуального труда и о скромном величии простой физической работы. При этом наши верующие композиторы должны избегать характерных ошибок своих светских коллег, выражающихся в излишней усложненности их музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств музыкальной выразительности, в слабости идейно-тематическому замысла, что заметно ослабляет художественную силу их произведений, обедняет основное содержание и не раскрывает до конца смысл и причины изображаемых на сцене событий. Мусульманские композиторы должны создавать не только серьезные произведения, которые захватывают зрителей своим напряженным драматизмом, непременно нужна и комедия веселая, остроумная, с ярким мусульманским и национальным колоритом, мягким юмором и проникновенным лиризмом. Причем если мусульманский юмор должен всегда быть мягок и добродушен, то сатира непременно должна быть серьезнее и острее, беспощадно бичевать, жалить и язвить, срывая маски с мунафиков-лицемеров, лжесвятых, лжепророков и проходимцев любого сорта. Одним словом, мусульманское оперное искусство должно принадлежать к самым проникновенным страницам современного музыкального творчества. Сохраняя ясность и естественность мелодии, живую связь с тысячелетней мудростью Ислама, наши композиторы должны создавать шедевры, овеянные религиозной и романтической одухотворенностью, стремящиеся к отражению красоты и богатства внутреннего мира истинно верующей личности, постоянно использовать национальный фольклор мусульманских народов в утверждении прекрасного и неприязни ко всему грубому, обывательскому, каждый по своему отражая в своем творчестве новые приметы времени. Богатство их творческих индивидуальностей, самостоятельность и неповторимость художественного преломления ими устремлений своей эпохи обязательно приведут к появлению между верующими композиторами своеобразной творческой переклички. Оно и не может быть иначе, поскольку их интересуют общие духовные вопросы, они стремятся к общим высокогуманным целям и потому должны образовать свое, особое течение в мировом сценическом искусстве. При этом нужно хорошо понимать, что благодаря безотказному действию механизма культурной диффузии, в дальнейшем это приведет к заимствованию светскими мастерами искусств из их религиозного течения сходных идей и представлений, а затем, в процессе непрестанного взаимовлияния, произойдет уравнивание культурного потенциала всей Исламской цивилизации за счет использования достижений вырвавшихся вперед мусульманских народов. Желая показать нашей творческой интеллигенции иной путь, нежели тот, которым она идет сейчас, и с учетом всего вышесказанного, я настоятельно призываю всех казахстанских композиторов, драматургов, художественных руководителей, актеров и певцов мусульманского вероисповедания активней создавать и чаще исполнять на наших сценах произведения духовной направленности и высоконравственного содержания, прославляющие величие и милосердие Всевышнего Аллаха (Хвала Ему и велик Он!), непревзойденную духовную стойкость Святого Пророка, самоотверженные подвиги первых мусульман и национальных героев всех народов, исповедующих Ислам, иными словами — воспевать все доброе и светлое, что наша прекрасная и мудрая религия несет цивилизованному человечеству.
О МУСУЛЬМАНСКОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ
Кино — это одно из самых молодых искусств, появившееся лишь на рубеже 19 и 20-го веков, причем сначала фильмы были полностью немыми, черно-белыми, и снимались с одной-единственной точки, но постепенно кинематограф из аттракциона превратился в настоящее искусство, качество изображений стало постепенно улучшаться, появилась выразительная композиция кинокадра, стали разнообразными ракурсы киноаппарата, а светотень приобрела тончайшие оттенки. Через 30 лет кино овладело звуком, экран заговорил, запел и зашумел, зазвучала специально созданная для кинофильмов музыка, а еще через 5-10 лет были освоены цвет и объем, то есть стереоскопия. Впоследствии освоен был объемный звук, то есть стереофония и даже созданы киноэкраны меняющие в ходе сеанса свои геометрические очертания и размеры в зависимости от задумки режиссера. Кино может сделать невозможное возможным, создать фантастический мир, в одно мгновение перенести нас с Северного полюса на Южный, с Земли на Марс, оттуда на Юпитер и так далее. Кинокадр может вместить и пейзаж, и толпу людей, и огромное здание целиком, богатые возможности таят в себе как ускорение, так и замедление съемки, всевозможные трюковые и комбинированные кадры, словом, средствами кино можно изобразить почти что все, все времена и эры, все континенты, города и страны, передать все состояния человека, оттенки его мыслей, чувств, правдиво показать действительность или, напротив, совершенно ее исказить. Кинематограф объединяет в себе элементы всех остальных искусств: литературы, — это речи действующих лиц и текст от автора, живописи — это композиция и колорит, а также светотень, театра — это мастерство актеров, мизансцены, ну и, конечно, музыки — вокальной, инструментальной, оркестровой, ведь в кинофильме все это соединяется в единое художественное целое, поэтому кино так богато выразительными средствами и художественными возможностями, его произведения наглядны, впечатляющи и общедоступны. Дело кинорежиссера — подчинить слагаемые фильма единой идейно-художественной задаче, сами фильмы тоже бывают разные — художественные, документальные, научно-популярные, а также мультипликационные, причем техническая база позволяет воспроизводить огромное количество совершенно одинаковых и равноценных копий каждого такого фильма. Количество копий, то есть тираж того или иного фильма, иногда достигает нескольких тысяч экземпляров, ну а при помощи видеозаписи их можно попросту растиражировать на видеокассетах миллионами. С учетом многоразового пользования ими, за относительно короткий промежуток времени число зрителей этих фильмов исчисляется десятками миллионов, а на протяжении продолжительного времени и миллиардами человек, поэтому неудивительно, что кино является ареной острого идейного противостояния между различными точками зрения. Ведь именно кино способно передать тончайшие движения души любого человека, его волнение и радость, его достоинства и недостатки, обладает огромной силой убеждения и воспитания. Но, не секрет, что и само воспитание может быть различным, может служить общественному благу, а может быть, как мы увидим дальше, направлено и против интересов общества. Возьмем, к примеру, западный кинематограф, уже создавший и сегодня продолжающий создавать огромное количество фильмов, большая часть из которых имеет такую направленность, которая крайне опасна для общества и становится весьма серьезным фактором, влияющим на его нравственное здоровье. В погоне за скорой наживой тамошние режиссеры день за днем, час за часом стараются отвлечь народ своими фильмами от злободневных проблем современности, запугать, одурманить людей, внушить им противоестественный ужас. Используя все то, что только может поразить воображение зрителей, шокировать и запугать, они стремятся заставить их снова и снова испытывать нервное потрясение, активизировать их основные инстинкты и пробудить в подсознании темные силы, ну а потом лицемерно вздыхают, недоуменно пожимая плечами, откуда это, мол, в нашем культурном обществе берутся маньяки-убийцы, развратники и извращенцы, откуда исходят столь дикие нравы, цинизм и жестокость, бесстыдство, суеверия и примитивность суждений? Ответить на этот вопрос чрезвычайно легко, достаточно вспомнить о том, кто является главными действующими лицами созданных ими фильмов, о ком они, собственно, сняты и кого популяризируют: бандиты, налетчики, киллеры, торговцы наркотиками и наркоманы, проститутки и сутенеры, шпионы и мафиози, маньяки и мертвецы, восставшие из могил, вампиры, колдуны и прочая нечисть. Такая работа достойная всяческого сожаления, ибо это уже не искусство, а скорее преднамеренное стремление нарушить интеллект и душевное равновесие человека, вогнать его в хронический невроз, вызвать умственные отклонения от нормы и сознательно привить ему стандарты поведения, недопустимые с моральной точки зрения. Насмотревшись до одури такой голливудской продукции, где главные герои по каким-то неясным причинам находятся вне психбольницы, где непрерывно происходит оргия утопающего в роскоши распутства и шабаш низменных страстей, где люди постоянно матерятся и изощряются друг перед другом в богохульстве, где то и дело попирается закон и признаются только нравы диких джунглей, где отношения между людьми искажены жестокой злобой, инстинктами и нездоровыми эмоциями, неискушенные в подлинных целях западных продюсеров кинозрители постепенно утрачивают здравомыслие и усваивают психологию ненормальных. День за днем впечатления от увиденного на экране нависают над ними, словно тяжелая мгла и очевидным образом влияют на психическое состояние человека, кстати, серия недавно проведенных научных экспериментов всецело подтверждает это утверждение. Выяснилось, что такие фильмы вполне могут стать причиной тяжелых психических заболеваний, мощным фактором в формировании негативной направленности личности, вызывать приливы и отливы неконтролируемых эмоций, подталкивая человека на жестокие дела, концентрируя его на той или иной маниакальной идее и в итоге приводя в состояние нервного краха и полнейшего душевного