Скачать:TXTPDF
Исламоведение. Э. Р. Кулиев

песка. В Коране по этому поводу сказано: «Адиты же были истреблены ветром завывающим, лютым. Он заставил его бушевать над ними в течение семи ночей и восьми дней без перерыва, и ты мог бы увидеть людей, которые были повержены, словно рухнувшие сгнившие пальмовые стволы» (сура 69 «Неминуемое», аяты 6–7).

В ходе раскопок, проведённых в Южном Йемене, были обнаружены предметы утвари, принадлежавшие самудянам — другому погубленному народу, упомянутому в Коране. Эти выходцы из Южной Аравии обосновались среди садов и источников в местности под названием Хиджр, расположенной на севере Аравии. Это был народ, воздвигавший удивительные дворцы и высекавший жилища в скалистых горах. Наскальные рисунки и надписи, принадлежавшие самудянам, были найдены археологами во всей Центральной Аравии.

Согласно Корану, самудяне поклонялись идолам, и Аллах послал к ним пророка Салиха. Тот призвал своих соплеменников отречься от ложных богов, поклоняться одному Аллаху и покаяться в злодеяниях. Но язычники объявили Салиха лжецом и обвинили его в том, что он принёс им несчастья. В наказание за неверие и пороки Аллах поразил их землетрясением и неистовым воплем. Спастись от возмездия удалось только Салиху и его верующим последователям: «Беззаконников поразил ужасный вопль, и они оказались повергнуты ниц в своих домах, словно они никогда не жили там» (сура 11 «Худ», аяты 67–68).

Из аятов Корана следует, что после пришествия пророка Мусы Аллах больше не подвергал неверующие народы полному истреблению. Участь, постигшая древние цивилизации Месопотамии и Ирама, Хиджра и Мадьяна, о гибели которых сообщается в священной книге мусульман, больше не постигала целые народы. Призыв пророка Мусы увенчался успехом, сыны Исраила уверовали: в него и приняли Божье руководство, ниспосланное в Торе. Начался новый этап в истории духовного и культурного развития человечества: «Погубив первые поколения. Мы даровали Мусе Писание в качестве наглядного наставления для людей, верного руководства и милости, чтобы они могли помянуть назидание» (сура 28 «Рассказ», аят 43). Этот этап был ознаменован ниспосланием Священного Писания, которое освещало людям прямой путь и помогало им отличать истину от заблуждения. Аллах отправлял к сынам Исраила пророков, которые разъясняли Тору и принимали решения в соответствии с ней. Кульминацией этого этапа стало пришествие Пророка Мухаммада, посланного ко всему человечеству и принёсшего Священный Коран, который завершил череду небесных посланий.

Коран о сотворении Вселенной. Современные представления о возникновении Вселенной сводятся к теории «Большого взрыва», с которого началось существование времени и пространства. Эту теорию независимо друг от друга выдвинули в 20-х годах прошлого века советский математик и геофизик А. Фридман и бельгийский математик Ж. Леметр. Суть её сводится к тому, что Вселенная возникла и начала расширяться в результате Большого взрыва, посредством которого она вышла из состояния пространственно-временной сингулярности, то есть из состояния, когда всё известное пространство было спрессовано.

Эти представления совпадают с коранической концепцией сотворения Вселенной, согласно которой Аллах вначале создал первичную субстанцию, а потом из неё создал Вселенную. Коран утверждает, что материя и пространство были единым целым, пока взрыв не разделил их: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым, и что Мы разделили их» (сура 21 «Пророки», аят 30).

Благодаря исследованиям американских учёных Г. Гамова, Р. Альфера и Р. Хормана было установлено, что весь процесс проходил при очень высокой температуре. Газовая масса, медленно вращалась и состояла главным образом из водорода. Возможно, она также содержала гелий и другие лёгкие элементы. Впоследствии она разделилась на многочисленные фракции больших размеров и массы, из которых возникли галактики. Потом газовая масса начала постепенно уплотняться с образованием звёзд.

В Коране подчёркивается, что Вселенная в своём первоначальном виде представляла собой гигантскую газовую смесь: «Потом Он обратился к небу, которое было дымом» (сура 41 «Разъяснены», аят 11).

В 1965 г. было сделано важное открытие, подтвердившее теорию Большого взрыва и позволившее утверждать, что Вселенная постоянно расширяется. Выяснилось, что частоты излучений далёких галактик постоянно смещаются в сторону красной части спектра, что доказывает расширение Вселенной.

Это открытие тоже совпало с кораническим указанием на расширение небес с момента их сотворения: «Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы [его] расширяем» (сура 51 «Рассеивающие прах», аят 47).

Несмотря на то что сведения о сотворении Вселенной, упомянутые в Коране, ничуть не противоречат современным представлениям, опирающимся на сравнительно недавние открытия в области астрофизики и космологии, следует понимать, что Коран — это не энциклопедия естественных наук. Аяты о сотворении Вселенной были призваны вдохновить людей на изучение мирских наук, познание некоторых качеств Аллаха и размышление над смыслом бытия. Эти откровения не похожи на современные научные формулировки. Они отличаются лаконичностью и глубоким смыслом, не содержа при этом подробностей, выяснение которых возложено на разум и науку. Благодаря новейшим технологиям и мощным телескопам учёным удалось пролить свет на некоторые из тайн возникновения Вселенной. Так было установлено, что коранические откровения опередили эмпирическую науку на целых четырнадцать столетий.

Согласно Корану, Аллах сотворил небеса и землю за шесть дней: «Воистину, ваш ГосподьАллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на Трон» (сура 6 «Скот», аят 54). Слово «день» в арабском языке может означать длительный период времени. Так, в Священном Коране отмечается, что день на небесах может длиться тысячу земных лет (сура 32 «Земной поклон», аят 5) и даже пятьдесят тысяч лет (сура 70 «Ступени», аят 4). Эти сведения соответствуют современным представлениям об относительности времени.

Процесс сотворения, согласно Корану, начался в воскресенье и завершился в пятницу. В течение первых двух дней была создана земля, после чего Аллах обратился к небесам, которые состояли из пыли и газа. Сотворение семи небес заняло ещё два дня. Над высшим небом находится океан, над которым — Престол, объемлющий небеса и землю. Престол — это подножие Трона Аллаха. В последние два дня Аллах придал земле её окончательный вид и создал из воды всё живое. В шестой день сотворения был сотворён человек. Все твари были в сборе, и этот день был назван «днём сбора» (джумуа).

Мусульмане считают, что до сотворения Вселенной не было никого и ничего, кроме Аллаха. Он создал миры не потому, что нуждался в них или страдал от одиночества, но для: того, чтобы оказать им милость и продемонстрировать Свою мудрость и могущество.

Коран о сотворении человека. Человек — одно из почтённых творений Аллаха. Он создан из земли и возвращается в неё, чтобы потом воскреснуть и вернуться к своему Создателю: «На ней вы будете жить, на ней будете умирать и из неё будете выведены» (сура 7 «Ограды», аят 25).

Согласно Корану, сотворение человека проходило в два этапа.

На первом этапе был создан общий предок всего человечества — Адам. Аллах сотворил его из глины, придал ему человеческое обличье, а потом вдохнул в него дух и наделил его разумом. Адам появился на свет без родителей, а из его левого нижнего ребра была создана его жена — Хавва (библ. Ева), Они поселились в Раю, где им было позволено вкушать любые блага, но не приближаться к одному-единственному дереву. Но шайтан соблазнил их, и они отведали плодов того дерева, ослушавшись своего Господа. Осознав свой грех, Адам и Хавва покаялись, и Аллах простил их, но низвёл на Землю для того, чтобы они вместе с их потомками прошли через испытание и вернулись к Нему.

35. Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников».

36. Дьявол же побудил их споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определённого срока».

37. Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он — Принимающий покаяние, Милосердный.

38. Мы сказали: «Низвергнитесь [из Рая] все!» Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены.

39. А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пребудут там вечно (сура 2 «Корова», аяты 35–39).

Второй этап сотворения человека — умножение рода человеческого и расселение его на Земле. Вопреки бытовавшим в средневековье представлениям о том, что зародыш возникает из крови матери, Коран утверждает, что в процессе зачатия участвуют жидкости обоих родителей: «Мы создали человека из смешанной капли» (сура 76 «Человек», аят 2). Дальнейший процесс развития человеческого эмбриона подробно описывается в Коране:«Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжёванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении» (сура 23 «Верующие», аяты 13–14).

Если говорить на языке современной науки, то поначалу эмбрион человека представляет собой крошечную каплю, помещённую в надёжном месте — утробе матери. Спустя некоторое время он вытягивается, приобретая форму пиявки. Арабское слово алака имеет несколько значений: «сгусток крови», «пиявка», «нечто подвешенное».

На этой стадии зародыш получает питательные вещества из крови матери, подобно тому как пиявка питается кровью других организмов. Он прикрепляется к стенке хорионического мешка и располагается в амниотической жидкости в подвешенном состоянии. Таким образом, слово алака соответствует и внешнему виду зародыша, и способу его крепления к поверхности матки.

Не менее важно и то, что зародыш человека и эмбриональные мешочки на этой стадии имеют внешнее сходство со сгустком крови. Причина этого в том, что в зародыше на этой стадии имеется относительно большое количество крови. Однако кровь в эмбрионе пока ещё не циркулирует, и так продолжается до конца третьей недели развития. Поэтому эмбрион на этой стадии похож на сгусток крови. Одним словом, три значения слова алака точно описывают эмбрион человека в начале четвёртой недели развития.

Следующая стадия, упомянутая в аяте, называется стадией разжёванного кусочка. Арабское слово мудга означает «нечто разжёванное». Если взять пластинку жевательной резинки и разжевать её во рту, а затем сравнить её с эмбрионом на двадцать пятыйдвадцать шестой день развития, то сходство между ними будет очевидно: сомиты, располагающиеся в спинной части эмбриона, напоминают отпечаток, оставляемый зубами на разжёванной пластинке.

Согласно коранической классификации, далее начинается стадия формирования костей. Первичные центры оссификации появляются лишь на седьмой неделе развития. Вслед за этим наступает стадия облечения костей мясом: формирование креплений мышц происходит после начала процесса оссификации средних и концевых фрагментов костей (на седьмойвосьмой неделе развития). На девятой

Скачать:TXTPDF

оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать, оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать бесплатно, оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать онлайн