Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Исламоведение. Э. Р. Кулиев

наркомания, алкоголизм, социальная несправедливость, моральное разложение, культурный колониализм, ксенофобия, загрязнение окружающей среды и т. д.

Российская Федерация — многонациональная страна, в которой мирно сосуществуют и взаимно обогащаются различные религии и культуры. Счастливое будущее российского народа во многом зависит от его способности сберечь сложившуюся веками внутреннюю гармонию, сохранить существующее единство в разнообразии и научить будущие поколения ценить друг в друге все хорошее и прекрасное.

Отношение ислама к терроризму и религиозному экстремизму. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О противодействии терроризму», принятому 6 марта 2006 г., терроризм — это идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризмявление социальное, а не религиозное, однако во многих случаях террористы скрывают свои политические цели за религиозными лозунгами. Они неверно интерпретируют смысл религиозных заповедей, искажая их суть и нравственное наполнение, что даёт повод определённым лицам говорить о религиозном терроризме.

Ислам не имеет ничего общего с терроризмом: ни цели, ни методы тех, кто прибегает к насилию для достижения политических целей, не могут быть оправданы Кораном и Сунной. Ислам объявляет неприкосновенными жизнь и имущество людей, даже если они не исповедуют этой религии, но живут в мире с мусульманами. Пророк Мухаммад сказал: «Человек, который убил неверующего, заключившего мирный договор с мусульманами, даже не почувствует благоухание Рая, несмотря на то что оно распространяется на расстояние сорока лет».

Ислам рассматривает террористические акты как тяжкие преступления против человечества и распространение на земле нечестия, что категорически воспрещается Кораном: «Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок» (сура 7 «Ограды», аят 56).

Покушение на жизнь невинных граждан — тяжкий грех: «Мы предписали сынам Исраила: кто убьёт человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (сура 5 «Трапеза», аят 32). Если человек осмеливается лишить жизни себе подобного вопреки запрету Аллаха, то это значит, что он потакает своим дурным желаниям и готов убить любого. Вот почему на нём лежит грех, равноценный убийству всего человечества.

Коран называет убийства мирных людей и грабежи на дорогах «сражением против Аллаха и Его Посланника» (сура 5 «Трапеза», аят 33). Захват заложников и взрывы в общественных местах, разрушение систем коммуникации и объектов государственного значения, устрашение мирных граждан и подрыв общественной стабильности — гораздо более тяжкое преступление, чем грабежи на дорогах, и потому терроризм — одно из тягчайших преступлений. Его тяжесть усугубляется тем, что жертвами террористических актов нередко становятся женщины и дети. А ведь ислам запрещает покушаться на их жизнь даже в военное время.

Оправданием подобным поступкам не могут служить ни призывы к джихаду, ни даже несправедливые действия по отношению к мусульманам: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнёт вас к несправедливости» (сура 5 «Трапеза», аят 8).

Истинный мусульманин не приемлет террор и экстремизм в любой форме, ибо не считает, что цель оправдывает средства. И если кто-либо надеется достичь благой цели, творя зло и принося несчастья людям, то он уже сбился с прямого пути. Ислам служит спасению человека и общества, а для этого в душе каждого верующего должен воцариться мир. Это делает его мудрым и сильным, способным нести людям благо и противостоять насилию.

§ 5. Ислам и забота об окружающей среде

Экология, общество и ислам. Правильное восприятие человеком своего положения во Вселенной и справедливое отношение к окружающему миру имеют большое значение для формирования личности мусульманина. Окружающая среда — это мир, полный знамений, указывающих на величие и совершенство Творца. Ислам видит в нём не самостоятельную область реальности, а зеркало, отражающее Высшую Реальность. Размышлять об этом мире и заботиться о его сохранении — одна из обязанностей верующего.

В Коране неоднократно указывается на существующий в природе мудрый порядок, установленный Аллахом. Сохранение и поддержание этого порядка возложено на человека. Злоупотребление властью над природой, которая приличествует человеку как наместнику на земле, и пренебрежение законами мироздания чреваты суровыми последствиями: «А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них» (сура 23 «Верующие», аят 71).

Иными словами, жизнедеятельность человека тесно связана с вопросами экологической безопасности. Однако это не означает, что ислам призывает к ограничению экономического роста или технологического развития. Согласно Корану, развитие возможно и при постоянном технологическом прогрессе, если только человек не нарушает экологического равновесия: «Мы предоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не кормите. Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере» (сура 15 «Хиджр», аяты 20–21).

Но если экспансия человека нарушает существующий в природе баланс, то природа отвечает ему взаимностью: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что вы совершили сами» (сура 42 «Совет», аят 30). Современные масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду привели к тому, что потребление ресурсов Земли превышает темпы их естественного воспроизводства. Отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют биосферу, нарушая существующий в ней круговорот веществ, и создают угрозу для здоровья людей.

Учёные заговорили о возможных экологических проблемах в конце XIX века. Первым документом в области международно-правовой охраны окружающей среды считается Парижская конвенция 1902 г., посвящённая проблеме охраны птиц, полезных для сельского хозяйства. Современная система международной охраны окружающей среды зародилась в 1972 г. на Конференции ООН, прошедшей в Стокгольме, хотя некоторые международные соглашения, в частности, по проблеме загрязнения морской среды, были подписаны ещё раньше.

В конце XX века широкое распространение получил термин «устойчивое развитие», под которым понимается социально-экономическое и экологическое развитие, направленное на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на поддержание мира, бережное использование ресурсов планеты и сохранение природной среды.

В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер и вызывают беспокойство не только потому, что масштабы надвигающейся катастрофы могут превзойти все опасения, но и потому, что истощение природных ресурсов стало оказывать ощутимое влияние на развитие мировой экономики. Тем не менее, современные правовые механизмы экологической безопасности несовершенны, а предлагаемые способы разрешения глобальных проблем не подразумевают системного преобразования действующих принципов техногенно-потребительского развития.

Загрязнение окружающей среды и истощение ресурсов нашей планеты имеют антропогенный характер, и поэтому ислам видит решение этих проблем в целенаправленном регулировании человеческой деятельности, формировании ценностно-ориентированной экологической культуры. В свете этого особую значимость приобретает экологическое просвещение. Человечество должно компенсировать своё воздействие на природу, и Коран возлагает на человека ответственность за всё, что происходит с ним и вокруг него, в том числе — за восстановление среды его обитания: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура 13 «Гром», аят 11).

Экологическая ответственность в исламе. Человек и окружающий мир во все времена рассматривались мусульманами как часть космоса, внутреннее единство которого обусловлено мудростью Аллаха: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым, а Мы разделили их и сотворили всё живое из воды?» (сура 21 «Пророки», аят 30). В свете такого мировосприятия в исламском мире развиваются и право, и наука, и искусство.

Ислам рассматривает природную среду как источник жизнеобеспечения человека, за который он несёт ответственность. В десятках коранических аятов содержится призыв размышлять над природными явлениями, изучать отношения между живыми организмами и окружающей средой. Каждый элемент в природе связан с остальными элементами, и человек как один из биологических видов тоже неразрывно связан с окружающей средой. Коран указывает на необходимость организации рационального взаимодействия человека и природы, ибо только в этом случае возможно поступательное развитие общества: «Он поместил на земле незыблемые горы, дабы она не колебалась вместе с вами, а также реки и дороги, дабы вы могли идти верным путём» (сура 16 «Пчёлы», аят 15).

В одном из хадисов общество сравнивается с мореплавателями, отправившимися в путь на корабле. Одни разместились на нижней палубе, а другие — на верхней. Всякий раз, когда люди с нижней палубы хотели зачерпнуть воды, они доставляли беспокойство тем, кто наверху. Наконец, они решили проделать дыру в днище, чтобы набирать воду через нее, не беспокоя остальных. «Если они предоставят их самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех остальных», — говорится в хадисе Пророка. Иными словами, ислам сравнивает тех, кто посягает на окружающий мир и варварски уничтожает его, с теми, кто проделывает брешь планетарного масштаба, а ответственность за сохранение планеты возлагается на всё человечество.

Известно, что исламское право опирается на аяты Корана и хадисы Пророка. По своей форме они отличаются от современных правовых документов, однако в них чётко очерчены границы допустимой активности человека, которые он не должен преступать ни при каких обстоятельствах. Учёные извлекают из них законы, касающиеся животного мира, водной среды, зелёных насаждений, дикой природы, бесхозных земель, роста городов и других аспектов использования природных ресурсов и влияния на естественные процессы. К примеру, Шариат уделяет внимание сохранению разнообразия форм жизни на Земле. Пророк Мухаммад запретил охотиться на животных ради забавы и сказал: «Не выбирайте мишенью тварь, обладающую душой».

Человек стоит на вершине иерархии земных существ, но для того чтобы сохранить за собой это высокое положение, он должен постичь законы мироздания и жить в соответствии с ними. Коран напоминает, что человечество — лишь частица Божьего творения: «Воистину, сотворение небес и земли есть нечто большее, чем сотворение людей» (сура 40 «Прощающий», аят 57). Подчёркивая это, ислам указывает на несостоятельность антропоцентрического мировосприятия. Человек не имеет права разрушать мир, который он не создавал. Законы Шариата ограничивают его вмешательство в природу, оберегая лесные массивы от уничтожения, источники питьевой воды и воздух — от загрязнения, а экосистемы — от гибели и разрушения.

Охрана окружающей среды в исламе. Заботливое отношение к природной среде является частью мусульманской культуры. Мусульманин учится любить и беречь природу с того момента, как постигает смысл свидетельства веры. Будучи ещё ребёнком и изучая правила совершения намаза и очищения, он узнаёт, что нужно бережливо относиться к воде и нельзя осквернять источники и водоёмы. Чрезмерное потребление воды порицается даже при ритуальном омовении, предшествующем намазу. Коран гласит: «Воистину, расточители — братья шайтанов, а ведь шайтан неблагодарен своему Господу» (сура 17 «Ночной перенос», аят 27).

Необходимость бережливого отношения к водным ресурсам в исламе объясняется тем, что существование всех

Скачать:TXTPDF

оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать, оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать бесплатно, оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать онлайн