если супруги не способны самостоятельно прийти к согласию, то для примирения их следует прибегнуть к посредничеству двух родственников: одного — со стороны мужа, а другого — со стороны жены. Примирители могут убедить супругов в возможности и целесообразности сохранения семьи. Если же их уговоры не дают результата, то супруги оказываются перед выбором: либо разойтись по-хорошему, либо продолжать невыносимую сов местную жизнь. Безусловно, здравый смысл в этом случае говорит о целесообразности развода.
Согласно исламу, правом на расторжение брака обладает муж, и он обязан распоряжаться им строго в соответствии с Шариатом. По мнению учёных, женщины не получили равного права на развод из-за их импульсивности, эмоциональности и сентиментальности. Однако при наличии законных оснований жена имеет право потребовать развод, вернув мужу брачный дар, и такая форма расторжения брака называется хул. Это допустимо в тех случаях, когда супруг уклоняется от выполнения своих обязанностей, причиняет жене страдания и принуждает её к совершению дурных поступков.
В зависимости от срока расторжения брака развод бывает неокончательным и окончательным. Если муж объявляет развод впервые, то супруги не считаются окончательно разведёнными вплоть до истечения трех менструальных циклов. Этот срок называется идда, и в течение его жена не имеет права покидать дом своего мужа, а он имеет право восстановить брак, если сочтёт возможным сохранение семьи. В этот период каждая сторона обязана проявлять сдержанность и избегать ошибок, так как причины, приведшие к размолвке, могут исчезнуть. Если муж отказывается восстановить брак, то по истечении срока идда супруги считаются окончательно разведёнными.
Неокончательный развод можно объявлять дважды, но если муж дважды вернёт жену, а потом объявит развод в третий раз, то их брак считается окончательно расторгнутым. В этом случае они не имеют права пожениться заново даже при взаимном согласии, если только жена не выйдет замуж за другого мужчину, после чего они разойдутся. Окончательным также считается развод, объявленный жене до супружеского соития.
Коран называет брак «суровым заветом», и потому Шариат запрещает супругам легкомысленно относиться к браку и его расторжению. В одном из хадисов Пророка говорится: «Три вещи воспринимаются всерьёз, и когда их объявляют всерьёз, и когда их объявляют ради забавы. Это брак, развод и возобновление брака».
§ 2. Статус женщины
Роль женщины в обществе. Мы уже говорили о том, что ислам предоставляет мужчинам и женщинам одинаковые права и возлагает на них одинаковые обязанности, за исключением тех случаев, когда этого требуют физиологические и психологические различия между полами. В хадисе говорится: «Женщины — родные сестры мужчин».
Однако ислам не ограничился провозглашением законов, закрепляющих за женщинами их права, а создал условия для их активного участия в общественно-политической жизни. В истории ислама немало примеров того, как женщины давали советы халифам и правителям, опротестовывали их решения и указы. В ответ на их вопросы ниспосылались коранические аяты и шариатские предписания.
Ислам не ставит женщин в зависимость от их отцов и мужей даже в политических вопросах, и поэтому Пророк Мухаммад принимал присягу непосредственно от женщин, руководствуясь аятом: «Если верующие женщины придут к тебе, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушиваться тебя в благих делах, то прими у них присягу» (сура 60 «Испытуемая», аят 12).
Участие женщин в общественной жизни может быть ограничено только нравственными нормами и ответственностью женщин за выполнение материнских и супружеских обязанностей. Жизненная практика Пророка была прекрасным примером того, как мусульмане должны советоваться с женщинами по различным вопросам. Праведные халифы регулярно обращались за советами к жёнам Пророка и другим авторитетным сподвижницам, а в период правления Омейядов и Аббасидов матери и жёны халифов нередко влияли на принятие важных государственных решений.
Женщины в мусульманских государствах легко возвышались до уровня учёных, проповедников, общественных деятелей. Они возглавляли Диван жалоб и занимали другие государственные посты. Законоведы расходились во мнениях лишь относительно правомочности назначения женщины на должность кади. Хотя большинство имамов не допускало этого, такие выдающиеся учёные, как Абу Ханифа и Ибн Джарир ат-Табари, считали такое назначение законным.
Ярким свидетельством признания права женщин на участие в общественных делах является признание предоставленных ими гарантий безопасности. Когда двое свойственников сподвижницы по имени Умм Хани попали в плен, она взяла их под своё покровительство, и Пророк признал её действия законными. Он сказал ей: «Мы гарантируем безопасность каждому, кому ты гарантировала безопасность».
В мусульманском обществе особое внимание уделяется образованности женщин, от которых во многом зависит нравственное и интеллектуальное здоровье будущих поколений. Не случайно мать правоверных Аиша достигла в богословии, литературе и других науках таких высот, что даже выдающиеся сподвижники обращались к ней за советом. Она настолько часто комментировала суждения других учёных, напоминая им об их упущениях, что имам аз-Заркаши собрал предания об этом в отдельную книгу.
Вопреки распространённому мнению, мусульманка имеет право учиться и работать, заниматься общественной деятельностью и выражать свою гражданскую позицию. Однако главной обязанностью женщины всегда остаётся забота о семье и воспитание детей.
Отношение к женщине в семье. В мусульманских семьях женщина всегда пользуется большим авторитетом. Это почтенная мать, любимая жена и дорогая сестра. Её искренняя забота принимается с благодарностью и признательностью, её мудрые решения исполняются охотно и с любовью, к её добрым советам и наставлениям прислушиваются. Женщина — хранительница семейного очага и распорядительница в доме своего мужа. Она ответственна за сохранность его имущества, поддержание атмосферы любви и согласия в семье. Она создана для того, чтобы любить и быть любимой, дарить покой своему мужу и непрестанно чувствовать его твёрдое плечо, дарить жизнь и воспитывать детей. Для исполнения этой славной миссии она наделена прекрасными качествами, которые обычно не проявляются у мужчин с такой силой и выразительностью. Она обладает удивительным терпением и бескорыстной добротой, от которой угасает ненависть и исчезает злоба.
В мусульманской семье отношение к жене определяется тем, что она помогает мужу восполнить целую половину веры, и поэтому доброе отношение к жене считается одной из высших добродетелей. В одном из хадисов Пророка говорится: «Самой совершенной верой обладают верующие с самым прекрасным нравом, а самые лучшие из вас — те, которые лучше других относятся к своим жёнам».
Отношение к матери определяется тем неоплатным долгом, в котором находятся дети перед своими родителями. В Священном Коране сказано: «Мы заповедали человеку [делать добро] его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей» (сура 31 «Лукман», аят 14).
Сестра имеет право на искреннюю братскую любовь до конца дней своих, а также право на заботу и опеку до тех пор, пока она не выйдет замуж. Отношение к другим близким родственницам опирается на необходимость поддержания родственных уз, и тётушки имеют на это больше прав, чем многие другие родственники. Пророк Мухаммад сказал: «Тётя по материнской линии подобна матери».
Во времена ниспослания Корана ислам изменил представления людей о роли и месте женщины в обществе и семье, и сегодня мусульмане свято чтят эти традиции, оберегая женщину от всего, что может причинить ей физический или моральный вред. О том, как ислам ломал старые стереотипы и воспитывал в мужчинах уважение к женщине, прекрасно свидетельствует хадис, переданный имамом Муслимом. В нём сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб сказал: «Во времена невежества мы считали, что женщины не могут высказывать своего мнения. Это продолжалось до тех пор, пока Аллах не ниспослал откровение о них и не наделил их соответствующими правами». Однажды он размышлял о важном деле и жена посоветовала ему: «Тебе следовало бы поступить так-то». Он сказал: «Какое тебе дело? Зачем ты взваливаешь на себя мои заботы?» Она ответила: «Ибн аль-Хаттаб! Ты не любишь, когда тебе советуют, а ведь твоя дочь даёт Посланнику Аллаха столько советов, что он весь день ходит разгневанный». Услышав это, Умар отправился к своей дочери Хафсе, которая была замужем за Пророком, и предостерёг её от наказания Аллаха и гнева Его Посланника. После разговора с ней он поделился своими переживаниями с другой женой Пророка, Умм Салямой, которая приходилась ему родственницей. Она сказала: «Я удивляюсь тебе, Ибн аль-Хаттаб, ты вмешиваешься во все дела и теперь хочешь вмешаться в отношения Посланника Аллаха сего жёнами!» После этих слов Умар успокоился и призадумался над мудростью Пророка, а его жена продолжала помогать ему своими советами даже тогда, когда он встал во главе Халифата.
Внешний вид мусульманки. Заботливое отношение ислама к женщине проявляется и в ряде предписаний, касающихся одежды. Согласно традиции, женское платье должно покрывать всё тело, за исключением лица и кистей рук, не облегая тело и не подчёркивая фигуру: «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы» (сура 24 «Свет», аят 31). Снимать покрывало и обнажать голову мусульманкам разрешается только в присутствии женщин и близких родственников, перечисленных в окончании этого аята.
Женскую одежду, соответствующую требованиям Шариата, принято называть хиджаб, хотя в арабском языке это слово означает «преграда», «завеса» и практически не используется для указания на женскую одежду. В этом слове кроется глубокий смысл, определяющий значимость хиджаба для верующей женщины, ведь это не просто кусок материи, оберегающий тело от мороза или загара. Это занавес целомудрия, скромности и благопристойности, которым мусульманка окружает свою душу.
Ношение хиджаба является свидетельством покорности Аллаху не только в исламе, но и в других религиях. Покрывало было неотъемлемой частью женского убранства с древнейших времен, и эта традиция была сохранена и в иудаизме, и в христианстве. В Первом послании к коринфянам сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (11:5–6).
Хиджаб — это символ скромности, приличествующей и женщинам, и мужчинам: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры» (сура 24 «Свет», аят 30). В следующем аяте аналогичное повеление обращено к верующим женщинам. Ношение покрывала позволяет мусульманке избегать высокомерия, самолюбования и бахвальства — опасных грехов, отравляющих человеческую душу. В одном из хадисов Пророка говорится: «На того, кто наденет вызывающую высокомерие одежду, Аллах наденет такую одежду в День Воскресения, а затем сожжёт его в огне».
Хиджаб освобождает женщину из плена предрассудков и страстей, избавляет её от необходимости слепо отдавать дань моде, вдохновляет её на поиск оригинальных способов