Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Исламоведение. Э. Р. Кулиев

узнали люди».

Сознательный мусульманин избегает лжи во всех словах и поступках, от малых до великих, и стремится к тому, чтобы правдивость стала неотъемлемым качеством его души. Он говорит правду даже тогда, когда хочет пошутить, и воздерживается от пересказа лживых историй и анекдотов, руководствуясь словами Пророка Мухаммада: «Тот, кто оставит спор, даже будучи правым, получит обитель в низовьях Рая. Тот, кто не станет лгать, даже в шутку, получит обитель в его средней части. А тот, кто обладает превосходным нравом, получит обитель на райских возвышенностях». В другом хадисе сказано: «Горе тому, кто рассказывает лживые истории, чтобы рассмешить людей! Горе ему, горе ему!»

Но если необходимо солгать для того, чтобы помирить двух поссорившихся друзей или предотвратить их размолвку, то ислам разрешает поступить так. Поддержание добрых отношений с людьми, мира и согласия в обществе — одна из высших целей Шариата, и поэтому разрешается прийти к одному из поссорившихся товарищей и сказать ему, что другой товарищ, который недавно обидел его, сожалеет о случившемся и желает примириться, если даже в действительности это не так.

Говорить правду не означает высказывать людям всё, что думаешь о них и постоянно указывать на их недостатки. Праведный верующий старается замечать в людях их лучшие качества и говорит им об их недостатках только тогда, когда ему представляется возможность дать добрый совет или наставление. Пророк Мухаммад говорил: «Аллах не послал меня для того, чтобы я был излишне требователен и выискивал чужие ошибки. Он послал меня, чтобы я обучал и облегчал». Пророк предостерегал от грубости и жестокосердия, ибо самое худшее место перед Аллахом занимают те, кого люди избегают из-за их злого языка.

В силу своей правдивости и искренности мусульманин характеризуется простосердечием, которое нередко граничит с наивностью и доверчивостью. По этой причине он иногда ошибается в людях и даже попадает под их влияние. Но как бы велико ни было его заблуждение, совестливость и внутренняя потребность в истине в конце концов помогают ему преодолеть искушение и вернуться на прямой путь, и это, поистине, является одним из величайших благ правдивости.

О пользе этого замечательного качества прекрасно свидетельствует поучительная история о трёх мусульманах, которые ослушались приказа Пророка и не отправились в поход на Табук вместе с остальными сподвижниками. Кроме них в походе не приняли участие свыше восьмидесяти лицемеров, которые предпочли отсидеться дома. Когда Пророк вернулся из похода, Лицемеры явились к нему и стали придумывать себе лживые оправдания. Пророк принял их извинения, несмотря на то что они были неискренни с ним. И только трое мусульман — Кааб бин Малик ас-Сулями, Мурара бин ар-Раби аль-Амри и Хилял бин Умейя аль-Вакифи — признались, что у них нет оправдания. Пророк сказал собравшимся, что только эти трое сказали правду, и велел выждать, пока Аллах не вынесет им приговор. Отношение жителей Медины к этим троим мусульманам изменилось, люди стали избегать их и перестали общаться с ними. Так продолжалось в течение пятидесяти дней, однако раскаявшиеся в своем проступке мусульмане стойко выдержали выпавшее на их долю испытание. Они не изменили вере и не отвернулись от Пророка, несмотря на то что гассанидский правитель изъявил готовность принять их взамен на их обращение в христианство. А по прошествии пятидесяти дней Пророку были ниспосланы аяты о том, что Аллах принял покаяние этих троих мусульман и простил их. Более того, они были наречены правдивыми, а всем остальным верующим было приказано держаться вместе с ними: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (сура 9 «Покаяние», аят 119). По прошествии многих лет после того события Кааб бин Малик говорил: «Клянусь Аллахом, с тех пор, как я рассказал правду Посланнику Аллаха, я не встретил ни одного мусульманина, которого бы Аллах подверг более прекрасному испытанию из-за его правдивости. С тех пор я ни разу преднамеренно не солгал, и надеюсь, что Аллах будет оберегать меня от этого и всю оставшуюся жизнь».

Искренность и верность. Одно из важнейших требований ислама — искренность в отношениях с Аллахом, самим собой и окружающими людьми. Искренность больше, чем правдивость; она обязывает верующего соблюдать коранические заповеди и руководствоваться наставлениями Пророка, быть благодарным Аллаху и делать добро Его творениям, беззаветно любить Родину и служить своему народу. Для мусульманина понятия «ислам», «вера» и «искренность» неотделимы друг от друга, поскольку, вставая на путь поклонения одному Аллаху, человек очищает свою душу от всего, что несовместимо с единобожием и благочестием. Недаром, принося присягу верности Пророку Мухаммаду, сподвижники клялись искренне выполнять свои обязанности перед Аллахом и перед людьми. Джарир бин Абдаллах рассказывал: «Я поклялся Посланнику Аллаха, что буду совершать намаз, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину».

Добропорядочный мусульманинверный друг и честный товарищ. Он не завидует своим друзьям и не желает зла своим соперникам, воздерживается от грубости и дурных манер, не следит за людьми и избегает злословия за их спиной, не насмехается над другими и не проявляет высокомерия. Его искренность поддерживается горячим желанием всегда приносить людям одну только пользу, следуя завету Пророка Мухаммада: «Не причиняй вреда первым и не причиняй вреда в ответ».

Более того, согласно исламу, человек не обретёт истинной веры до тех пор, пока не станет желать другим людям того же, чего он желает самому себе. В хадисе сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает себе самому». Достичь такой степени совершенства и благонравия удаётся только тем, кто искренне любит окружающих — не за их доброе отношение к нему, а только ради Всевышнего Аллаха.

История ислама знает немало примеров такой бескорыстной любви, преданности и верности. Истинный верующий не делает различий между собой и остальными мусульманами и не считает, что у него есть больше прав на благополучие в этом мире, чем у других людей. Не случайно, что в Священном Коране сказано: «Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя приветствием от Аллаха, благословенным, благим» (сура 24 «Свет», аят 61). Здесь имеется в виду, что приветствовать надо тех, кто находится в доме, а выражение «приветствуйте себя» указывает на то, что существующие между верующими взаимная любовь и милосердие делают их единым целым. Поэтому неудивительно, что ещё в недалёком прошлом, если к кому-нибудь из торговцев в мусульманских странах приходил покупатель и приобретал у него что-нибудь, а потом к нему же подходил второй, в то время как его сосед ещё не успел ничего продать, торговец мягко говорил покупателю: «Иди и купи то, что тебе нужно, у моего соседа, потому что я уже продал что-то, а он ещё нет».

Ислам побуждает верующих оказывать помощь близким и нуждающимся в любых обстоятельствах. Мусульманин не бросает человека и не отказывает ему в помощи, если даже тот допустил ошибку или поступил несправедливо. Этому учил Пророк Мухаммад, сказавший: «Пусть человек оказывает помощь брату своему, независимо от того, он притесняет других или другие притесняют его. Если он — притеснитель, то пусть помогающий удержит его от этого, что и станет для него помощью, а если он — притесняемый, то пусть помогающий поддержит его». Это и есть подлинная искренность и гуманность, которые формируются в душе верующего под влиянием коранических назиданий и пророческих наставлений.

Терпение и выдержка. Ещё одним нравственным качеством, без которого немыслимы вера, благочестие и покорность Аллаху, является терпение. Оно помогает исправно выполнять обязанности, сторониться всего, что запрещено и приносит вред, стойко переносить выпадающие на долю человека трудности и несчастья. В Священном Коране много аятов, в которых верующим ведено запасаться терпением и прибегать к его помощи в трудную минуту. Поэтому четвёртый праведный халиф Али бин Абу Талиб говорил: «Вера без терпения всё равно, что тело без головы».

Однако далеко не каждому удаётся проявлять терпение и в радости, и в горе. Большинство людей сетуют на судьбу, если их достигает несчастье, и не торопятся благодарить Аллаха и делать добро Его творениям, когда их дела приходят в порядок. Попав в беду, люди беспокоятся только за себя, а выбравшись из неё, они зачастую отказывают в помощи другим. По этому поводу в Коране сказано: «Человек сотворён нетерпеливым» (сура 21 «Пророки», аят 37).

Следуя предписаниям Корана и Сунны, мусульманин вырабатывает в себе терпение, учится довольствоваться предопределением Аллаха и видеть пользу даже в том, что время от времени его постигают несчастья. Он не жалуется на трудности и старается не рассказывать о своих проблемах людям, если те не способны помочь ему в их решении, потому что знает, что этим он не доставит любящим его людям ничего, кроме беспокойства, но даст своим недругам повод для злорадства. Он сдерживает гнев и контролирует свои эмоции, а если на его пути встречаются невежественные люди, то он проявляет выдержку и мягкость. Известный сподвижник и комментатор Корана Ибн Аббас говорил: «Проявляйте терпение при гневе и прощайте плохое отношение к вам. Если люди станут поступать так, то Аллах защитит их, а их враги покорятся им, словно их близкие друзья».

Ислам призывает верующих воздерживаться от гнева и держать себя в руках, ведь в гневе человек может сказать или сделать то, о чём будет сожалеть всю оставшуюся жизнь. Сообщается, что однажды к Пророку пришёл какой-то мужчина и сказал: «Дай мне наставление, но не большое, дабы я мог запомнить его». Посланник Аллаха сказал: «Не гневайся!» Мужчина дважды попросил у него другого совета, но всякий раз он говорил: «Не гневайся!»

Воплощением выдержки и терпения был сам Пророк Мухаммад, на долю которого несчастья выпадали одно за другим с раннего детства. Он вырос сиротой и, ещё будучи ребенком, начал трудиться, чтобы заработать себе на жизнь. Все его дети, за исключением младшей дочери Фатимы, скончались при его жизни. Но самые страшные испытания ему пришлось пережить после того, как Аллах оказал ему милость и избрал Своим Посланником. Курейшиты подвергали его гонениям и унижениям, бойкотировали его и его родственников, убивали и нещадно пытали его последователей. Однако все эти трудности не породили в его душе ни беспокойства, ни ненависти. Напротив, он всегда оставался мягким и снисходительным человеком. Он прощал своих врагов и никогда не гневался на тех, кто обижал его. Он любил напоминать своим сподвижникам о том, что наибольшие трудности Аллах посылает именно пророкам и тем, кто больше всего походит на них.

Анас бин Малик рассказывал, что однажды к Пророку подошёл какой-то бедуин и резко потянул его за край плаща так, что на

Скачать:TXTPDF

оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать, оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать бесплатно, оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать онлайн