Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Исламоведение. Э. Р. Кулиев

его плече остался след от подкладки плаща. Бедуин сказал; «Мухаммад, вели людям дать мне немного из тех богатств Аллаха, которые есть у тебя». Какой же была реакция Посланника Аллаха? Он не разгневался и не стал наказывать невежественного человека, несмотря на то что в тот период власть мусульман распространилась на значительную часть Аравийского полуострова. Он лишь улыбнулся в лицо бедуину и приказал дать ему кое-что из пожертвований. Всем своим поведением он показывал, каким должен быть подлинный верующий и как он должен относиться к людям. В одном из хадисов Пророка говорится: «Силён не тот, кто одерживает верх над другими, а тот, кто одерживает верх над самим собой».

Скромность и стыдливость. Истинный верующий всегда отличается скромностью и смирением. Осознав совершенство Аллаха и свою бесконечную нужду в Нём, человек просто не может превозноситься и бахвалиться. Мусульманин не считает себя лучше других и осознаёт свои недостатки. Он старается скрыть свои достижения, не приписывает себе несуществующих заслуг и заботится о чувствах тех, кто ниже по положению или наделён меньшим богатством. Все свои успехи он связывает не только с собственными стараниями и способностями, но и с милостью и волей Аллаха. Он исполнен желания стать лучше и чище, избавиться от грехов и внутренних пороков.

Пророк Мухаммад уделял большое внимание воспитанию скромности в своих учениках, поскольку это душевное качество — одно из самых характерных свидетельств чистой веры. Пророк говорил: «Аллах внушил мне, чтобы вы блюли скромность, и не превозносились друг над другом, и не обижали друг друга». В другом хадисе сказано: «Богатство не скудеет от пожертвований. Аллах непременно умножает могущество того, кто умеет прощать, и возвеличивает того, кто скромен и смирен пред Ним».

Скромность и стыдливость — это подлинное богатство души, ибо сильное чувство, как правило, стыдливо и молчаливо. В известном хадисе говорится: «Воистину, у каждой религии есть своя мораль, а мусульманская мораль — это стыдливость».

Стыдливость в наибольшей степени присуща мусульманским женщинам. Их богатый внутренний мир отражается в их скромном внешнем виде. Мусульманка не привлекает внимания посторонних мужчин ни своим поведением, ни одеждой, ни украшениями, а платок, покрывающий её голову, является символом её скромности и благочестия. В обществе она по обыкновению своему опускает взор, сохраняя свои чувства и эмоции целиком для своих родных и любимых.

Прекрасным образцом скромности были праведные халифы и ближайшие соратники Пророка Мухаммада. Сообщается, что Абу Бакр после избрания его халифом отправился на рынок, чтобы, как обычно, торговать и зарабатывать себе на жизнь. Он согласился получать назначенное ему жалование лишь под давлением других сподвижников, но, несмотря на это, тратил его только на самое необходимое. Незадолго до смерти он наказал своей дочери Аише: «Верблюдица, молоко которой мы пили, и котёл, в котором мы готовили еду, и одежда, которую мы носили, — всем этим мы пользовались, когда управляли делами мусульман. Когда я умру, верни их Умару». Когда он скончался, Аиша так и поступила, и Умар сказал: «Да смилостивится над тобой Аллах, Абу Бакр! Ты поставил в трудное положение тех, кто: придёт после тебя».

Когда в период правления Умара бин аль-Хаттаба мусульмане захватили Иерусалим (16/638), патриарх Софроний согласился передать ключи от древнего города только самому правителю мусульман. Главнокомандующий мусульманской армии Абу Убейда бин аль-Джаррах написал об этом халифу, и тот отправился в Иерусалим на верблюдице, взяв с собой одного слугу. Они ехали верхом по очереди, и, когда добрались до Иерусалима, слуга сидел на верблюдице, а Умар в изношенной одежде шёл рядом и держал её за поводья. Мусульмане посоветовали ему принарядиться и пересесть на верблюдицу, чтобы патриарх и жители города увидели его в достойном обличии, но халиф отказался и произнёс исторические слова: «Аллах возвысил нас благодаря исламу, и если мы станем искать величие в чём-либо другом, то Он унизит нас».

§ 2. Пороки и пути избавления от них

Ложь и предательство. Призыв к нравственному совершенству в Коране сочетается с предостережением от дурных поступков и порочных качеств. Человек не способен вкусить прелесть веры, пока не освободится от бремени душевных пороков. Одним из самых низких качеств, которые порицаются исламом, является лживость. Однажды Пророка Мухаммада спросили: «Может ли верующий быть трусом?» Он ответил: «Да». Его спросили: «А может ли он быть скупым?» Он ответил: «Да». Его спросили: «А может ли он быть лжецом?» Пророк сказал: «Нет». Конечно, трусость и скупость не являются добродетелями, но нередко случается так, что забота о детях и близких вынуждает человека скупиться на пожертвования или проявлять малодушие. Но ложь не совместима с верой, и сподвижники рассказывали, что из всех дурных качеств ненавистнее всего Пророку была ложь. В хадисе говорится: «Остерегайтесь лжи, потому что она приводит к греху, а грех приводит в Ад. Если человек непрестанно лжёт и придерживается лжи, то у Аллаха будет записано, что он — лжец».

Для грешников со злыми помыслами ложь является средством достижения корыстных целей и обольщения простодушных людей ядовитыми измышлениями. Она гасит в душах Людей свет благочестия, разжигая в них огонь вероломства и предательства. Эти качества делают человека скрытным, лишают его покоя и уверенности. Он не расстаётся с мыслью о том, что люди уличат его в обмане и измене. Риск предательства усиливается, когда есть соблазн, когда разум уступает место жажде сиюминутной выгоды. Проявляясь в отношениях между сверстниками, ложь и предательство превращают добрых друзей во врагов.

Коран предостерегает людей от подобного поведения, запрещает выдавать чужие секреты и предавать друзей. Ложь и предательство, нарушение обещаний и несоблюдение договорённостей считаются качествами лицемеров — людей, которые из-за их неискренности, низости и вероломства занимают самое презренное место перед Аллахом. Пророк Мухаммад сказал: «Лицемера выдают три качества: если он рассказывает о чём-нибудь, то лжёт; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он предаёт его».

Лицемерие представляет угрозу не только нравственному облику индивида, но и всему обществу. Человек, обладающий этим качеством, не упускает возможности посеять вражду между друзьями и предать своего товарища. Он заверяет всех в том, что имеет самые чистые намерения и желает людям только добра, тогда как на самом деле он полон ненависти и злобы к тем, кто устанавливает в обществе мир и порядок.

Во времена Посланника Аллаха лицемеры подстрекали людей к преступлениям, призывали мусульман воздерживаться от пожертвований и добрых поступков, провоцировали междоусобицы и вооружённые столкновения между племенами. Их дурные качества и скверные деяния описаны в суре 2 «Корова», суре 9 «Покаяние» и многих других сурах Корана.

Высокомерие и тщеславие. Гордыня считается тем самым качеством, которое повлекло за собой грехопадение Иблиса и стало причиной его вражды с родом человеческим. Согласно традиции, Иблис отказался выполнить волю Господа и поклониться Адаму, потому что возгордился. Он решил, что он лучше человека, потому что Аллах сотворил его из чистого огня, тогда как Адам был создан из глины. Высокомерие породило в его душе неверие и стало причиной всех остальных грехов, которые совершаются шайтанами и людьми.

Священный Коран неоднократно напоминает верующим об опасности высокомерия и его тяжких последствиях. Человеку не приличествуют высокомерие и надменность, ведь все его достоинства и добродетели являются следствием милости Аллаха, а не его собственным приобретением: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь земли и не достигнешь гор высотой!» (сура 17 «Ночной перенос», аят 37). В другом аяте говорится: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (сура 31 «Лукман», аят 18).

Пророк Мухаммад учил тому, что Аллах непременно унизит каждого, кто заносчив и высокомерен. Добрые люди отворачиваются от такого человека, отказываются от его дружбы и помощи, и может случиться так, что с ним приключится беда и тогда он останется в окружении корыстолюбивых недругов, не желающих ему ни добра, ни избавления. Мусульмане верят, что гордыня и высокомерие обрекают человека на жалкое существование и плохой конец. Пророк сказал: «Тот, в чьей душе есть высокомерие весом на одну пылинку, не войдёт в Рай». Его спросили: «Но бывает, что человек любит, когда у него красивая одежда и красивая обувь». Он ответил: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное, высокомерие же — это надменное отрицание истины и пренебрежительное отношение к людям».

Высокомерие порождает в людях такие отрицательные качества, как тщеславие и самодовольство. Тщеславный человек завистлив и неискренен, его дружба ненадёжна и фальшива. Он упорно пытается сделать себя объектом обожания и навязывает свои капризные желания другим. Следствием этого нередко становятся подозрительность и пессимизм. Тщеславный человек полагает, что окружающие намереваются унизить его, и это вызывает у него чувство негодования и мстительность.

Высокомерие и тщеславие редко проявляются у бедных и нуждающихся людей. Как правило, эти недуги поражают тех, кто богат и не знает нужды в мирских благах. Они забывают о том, что источником их земного благоденствия является Аллах. Он наделил их богатством и всевозможными способностями для того, чтобы подвергнуть испытанию, пройти которое удаётся только тем, кто правильно распоряжается дарованными ему благами и творит добро. Но гораздо хуже, если высокомерие поражает сердце бедняка и слабого человека, ибо ничто не подталкивает его к такому греху. В хадисе сообщается, что Аллах не очистит душу заносчивого бедняка и даже не станет разговаривать с ним в День Воскресения.

Зависть и скупость. Одним из низких качеств, лишающих человека ощущения счастья и доставляющих ему беспокойство, является зависть. Она не только отравляет душу того, кто обладает этим скверным качеством, но и вредит тем, кому завидуют, и потому Коран предписывает верующим искать у Аллаха защиты от зла завистников.

Завистливый человек не просто жаждет получить то, что принадлежит другому. Фактически он выражает неудовлетворённость предопределением Аллаха, ведь богатства и способности были распределены среди творений в соответствии с Его мудрым решением. Коран призывает задуматься над этим и говорит: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням» (сура 43 «Украшения», аят 32). А в известном хадисе сказано: «Не смотрите на тех, кто выше вас, а смотрите на тех, кто ниже вас, ибо так легче благодарить Аллаха за блага, которые Он даровал вам».

Мусульманину разрешается завидовать лишь двум категориям людей: тем, кто наделён знаниями и живёт в соответствии с ними, и тем, кто обладает богатством и расходует его на благие цели. Такую зависть обычно называют «белой». Испытывать её может только человек благочестивый,

Скачать:TXTPDF

оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать, оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать бесплатно, оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать онлайн