личности. У многих людей частое употребление спиртных напитков вызывает болезнь, известную как алкоголизм.
Во времена невежества арабы часто употребляли вино и даже называли виноградное дерево «деревом щедрости», потому что богатые язычники в пьяном состоянии раздавали милостыню беднякам. Пристрастие арабов к алкогольным напиткам было настолько велико, что требовалось немало времени и усилий для того, чтобы они прекратили употреблять их. Поэтому первый аят об опьяняющих напитках был ниспослан лишь после Хиджры в Медину. В нём сказано: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: „В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы“» (сура 2 «Корова», аят 219). Это откровение не содержало запрета на употребление алкоголя, но стало предупреждением для мусульман, которые уже почувствовали сладость веры и не желали совершать поступки, от которых вреда больше, чем пользы.
Спустя некоторое время верующим было запрещено молиться в нетрезвом виде. Когда же пристрастие к спиртным напиткам было обуздано, Всевышний Аллах ниспослал окончательный запрет на употребление всего, что опьяняет человека и дурманит рассудок: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её» (сура 5 «Трапеза», аят 90).
Вера в Аллаха и стремление к праведности побудили мусульман отказаться от того, что прежде было неотъемлемой частью их повседневной жизни. В день ниспослания этого аята жители Медины опустошили все свои бочки с вином, которое текло рекой по узким улочкам города. И можно с уверенностью сказать, что это был единственный случай успешной борьбы с употреблением алкоголя в истории человечества.
Пророк Мухаммад также запретил все, что имеет непосредственное отношение в алкогольным напиткам. Благочестивый мусульманин никогда не пожелает другому того, чего не желает себе самому, и поэтому он не станет продавать, хранить, разносить или разливать алкогольные напитки. В хадисах подчёркивается, что опьяняющие напитки нельзя принимать внутрь даже в качестве целебного средства. Пророк сказал: «Аллах не сделал для вас исцеления в том, что запрещено».
Наряду с алкоголем ислам категорически запрещает употребление наркотиков и любых других одурманивающих веществ. Употребление и распространение средств, вызывающих наркотическую зависимость, сурово пресекается в мусульманских странах. Употребление наркотиков вызывает разрушение зубов, повреждение слизистой оболочки желудка. Наркоманы обычно страдают запорами, у них плохой аппетит. Незначительный перерыв в приёме наркотиков вызывает ломку, которая сопровождается судорогами, а иногда приводит к параличу конечностей. Регулярное применение наркотиков вырабатывает у человека страх перед очередным приступом, подталкивает его на совершение преступлений в поисках средств для приобретения новой дозы. Дети у наркоманов рождаются больными и слабыми, нередко с врождёнными дефектами. В конечном итоге многие наркоманы или умирают от передозировки наркотиков, или совершают самоубийство, не выдержав нестерпимой боли во время ломки.
Глава 9. Мусульманская культура, наука и искусство
§ 1. Мусульманская культура
Особенности мусульманской культуры. Мусульманская культура сформировалась в результате взаимодействия культур различных народов, обратившихся в ислам. Каждый из них внёс свой вклад в развитие исламских традиций и обычаев, общественных норм и устоев. Каждая культура имеет материальную и духовную составляющие. Материальная составляющая — это тело культуры. Она выражается в архитектурных памятниках, сооружениях, средствах производства, одежде и прочих материальных достижениях. Духовная составляющая культуры — это совокупность убеждений и представлений, обычаев и норм поведения, которые выражаются в поступках людей, взаимоотношениях между ними, их взглядах на бытие, Вселенную и человека.
Мусульманская культура своеобразна, самобытна и не похожа, на культуры других цивилизаций. Она отражает внутренний мир последователей ислама, и для правильного её понимания необходимо иметь верные представления о кораническом вероучении. Как пишет наш современник, известный исследователь мусульманского Востока М. А. Родионов, «всем нам необходимо учиться разговаривать с носителями мусульманской традиции, учиться понимать и быть понятыми. Только на этом пути мы откроем для себя подлинное богатство исламского мировосприятия и завяжем плодотворную беседу с мусульманской культурой».
Священный Коран лежит в основе мусульманской культуры. Исламский монотеизм и признание Аллаха единственным Творцом, Кормильцем и Законотворцем считаются основными факторами, под влиянием которых формировались исламские ценности. Религиозное мировосприятие оказало огромное влияние на быт, обычаи и нравы мусульман, придало им форму и наполнило их содержанием. Вера в Единственного Бога стимулировала мусульман к постижению знаний, борьбе с произволом и насилием, труду во имя общественного прогресса.
Мусульманская культура гармонична, в ней идеально сочетаются материальная и духовная стороны жизни. Обычаи и нравы мусульман опираются на справедливые и умеренные законы Корана, порицающие как чрезмерную жёсткость, так и преступную небрежность. Дух умеренности, пронизывающий все стороны жизни мусульман, просматривается в словах Аллаха: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (сура 28 «Рассказ», аят 77).
Мусульманская культура гуманистична, ибо человек является ее главной ценностью и средством. Ислам призывает к тому, чтобы все наши поступки были направлены на обеспечение мира и согласия, счастья и процветания всего человечества: «Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» (сура 20 «Та ха», аят 2). В мусульманском мире особое внимание уделялось повышению качества жизни, распространению грамоты и знаний, развитию системы здравоохранения, обеспечению и защите прав человека. Одной из важнейших ценностей в исламе считалась душевная гармония, без которой немыслимы ни личное счастье, ни общественное благополучие. Коран возложил на человека ответственность за благоустройство земного мира, наделил его правами наместника, вдохновил на пользование всеми благами, какие есть на земле и в её недрах, чтобы человек мог прожить достойную жизнь, поклоняясь Аллаху и указывая путь грядущим поколениям. Для достижения этой цели человек нуждается в глубоких знаниях, и поэтому ислам придаёт огромное значение изучению и религиозных, и светских наук.
Мусульманская культура — культура знаний и просвещения, Кораническое вероучение пробуждает пытливые умы и вдохновляет учёных на передачу знаний молодому поколению, обещая им признание и добрую молву в этом мире, а также щедрую награду в будущей жизни. Мусульмане во все времена уделяли внимание развитию общественной и философской мысли, легко усваивали достижения других цивилизаций и вносили свой вклад в мировую науку. Следуя кораническим заповедям, они ценили время и постоянно совершенствовали механизмы управления.
Мусульманская культура динамична. Она легко усваивается представителями немусульманских народов, обращающихся в ислам, не требует от них отказываться от национальных традиций, не противоречащих основам монотеизма и общечеловеческим ценностям. Она вобрала в себя лучшие качества древних цивилизаций и продолжает развиваться, обогащаясь достижениями мусульманских и немусульманских народов. Она не ограничивается географическими, национальными или историческими рамками, и потому её вполне можно назвать достоянием всего человечества.
Вакфы и благотворительные фонды. Доброта и благотворительность во все времена были показателями цивилизованности общества, и в этой области мусульманская цивилизация достигла больших высот. Коран призывает верующих делать добро всем творениям Аллаха, оказывая им материальную и духовную поддержку: «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 92).
Со времён Пророка Мухаммада мусульмане не только раздавали пожертвования беднякам и нуждающимся, но и объявляли часть своего имущества вакфом — неотчуждаемой собственностью, которая не могла быть продана, подарена или передана по наследству. Так сформировались социальные институты и фонды, занимающиеся различного рода благотворительной деятельностью. Средства вакфов расходовались на освобождение рабов, кормление путников, обеспечение бедняков, строительство дорог, мечетей, больниц и другие благотворительные цели.
Сообщается, что после Хиджры в Медину мусульмане испытывали трудности в связи с недостатком питьевой воды. Единственным колодцем с питьевой водой владел мужчина из племени бану гифар, и он обменивал ведро воды на пригоршню фиников. Пророк предложил ему пожертвовать колодец, чтобы все люди могли бесплатно пользоваться им, обещав ему взамен родник в Раю, но мужчина сказал: «Посланник Аллаха, но у меня и моих детей нет другой собственности». Тогда Усман бин Аффан выкупил у него колодец за 35 тысяч дирхемов и спросил Пророка: «Получу ли я то, что ты обещал ему?» Он сказал: «Да». Усман сказал: «Тогда я дарю его мусульманам».
Умар бин аль-Хаттаб при жизни Пророка пожертвовал свои земельные угодья в Хейбаре при условии, что они не будут проданы, унаследованы или подарены, а их урожай будет расходоваться на освобождение рабов и на пути Аллаха, на кормление бедняков, путников и гостей. Распорядитель мог расходовать часть урожая на кормление своей семьи и своих друзей, но не оставлял себе даже часть урожая.
Следуя примеру славных сподвижников, мусульмане во все времена считали за честь израсходовать часть своего состояния за строительство и благоустройство мечетей, медресе, библиотек и прочих общественных заведений. Вакуфное имущество расходовалось на строительство приютов для нуждающихся и беспомощных, а также караван-сараев, в которых путники могли бесплатно отдохнуть, поесть и получить ночлег. На эти пожертвования благоустраивались дороги, освещались улицы, возводились мосты, строились фонтаны, системы водоснабжения и даже канализации. Богатые люди жертвовали свое имущество для приобретения больших земельных участков, которые отводились под городские кладбища. Всего в мусульманском мире существовало около тридцати видов благотворительных фондов. Одни из них учреждались частными лицами, а другие — на средства государства.
Одни фонды занимались строительством и финансированием деятельности больниц и детских приютов, другие заботились о заключённых, обеспечивая их продуктами питания, лекарствами, бельём, книгами и всем, что необходимо для поддержания физического и духовного здоровья. Некоторые фонды занимались ежедневным уходом за слепыми и парализованными людьми, и при желании слепой человек мог получить поводыря, который сопровождал его повсюду. Фонды поддержки молодых семей брали на себя все расходы, связанные со свадьбой. Существовали фонды, обеспечивавшие молодых матерей всеми продуктами, необходимыми для кормления грудных детей. Известно, что Салах-ад-дин Айюби установил у крепостных ворот Дамаска два крана, из которых любой желающий мог бесплатно набрать молока и подслащённой воды.
Некоторые фонды занимались уходом за животными, оказывали медицинскую помощь домашним животным и даже кормили диких животных в окрестностях крупных городов. Один из таких вакфов аль-Мардж аль-ахдар располагался в Дамаске на том самом месте, где ныне находится футбольный стадион. Там состарившиеся лошади и другие животные, которые больше не могли служить своим хозяевам, получали медицинскую помощь и хороший уход вплоть до своей смерти.
Медресе и учебные заведения. С момента возникновения мусульманского государства ведущую роль в просвещении играли мечети, где люди разных возрастов могли обучиться грамоте и арабскому языку, изучить Коран и Сунну Пророка, а также другие религиозные и некоторые светские дисциплины. Вблизи мечетей функционировали мактабы — начальные школы, в которых наряду со Священным Кораном преподавались арабский язык, математика, история. В мусульманских городах работало много таких начальных школ. По свидетельству Ибн Хаукала, только в одном из городов на Сицилии он насчитал 300 мактабов. В некоторых мактабах,