Скачать:TXTPDF
Исламоведение. Э. Р. Кулиев

сказано: «Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю» (сура 9 «Покаяние», аят 36).

Раджаб, зу-ль-каада, зу-ль-хиджжа и мухаррам считаются запретными месяцами. Обычай уважать запретные месяцы, воздерживаясь в этот период от сражений и кровной мести, существовал у арабов до появления ислама. В эти месяцы арабы снаряжали торговые караваны и отправлялись в поездки, не опасаясь нападений со стороны своих врагов. Ислам сохранил старый обычай, объявив запретным развязывание войн в эти четыре месяца.

Продолжительность лунного года составляет 354 или 355 дней. Лунный календарь не связан со сменой времён года. Так, например, если в одном году начало мухаррама приходится на середину лета, то через пятнадцать лет оно придётся на зиму. Благодаря этому такие религиозные обряды, как пост в рамадане или паломничество в Мекку, попадают на разные времена года, и мусульманские учёные усматривают в этом Божественную мудрость. Из-за различной продолжительности года в мусульманском и григорианском календарях перевод дат из одного летоисчисления в другое сопряжён с некоторыми сложностями. Чтобы установить, какому году нашей эры соответствует тот или иной год хиджры, пользуются либо различными формулами, либо справочными таблицами.

Хотя мусульмане не отмечают наступление нового года по мусульманскому календарю так же торжественно, как встречают новый год последователи ряда других религий, это событие не остаётся без внимания. Руководители мусульманских государств традиционно поздравляют друг друга с наступлением нового года, а верующие задумываются над тем, что они успели совершить за минувшие месяцы и что им предстоит исправить и восполнить в будущем году. Неслучайно самым лучшим после рамадана месяцем для соблюдения поста считается мухаррам.

§ 6. Основание мусульманского государства в Медине

Политическое объединение мухаджиров и жителей Медины. В первые месяцы после Хиджры положение мусульман оставалось крайне тяжёлым. Курейшиты пришли в ярость из-за того, что им не удалось покончить с Пророком, и, пользуясь своим положением среди арабов, стали подстрекать остальные племена против мусульман. Они нашли союзников и среди жителей Медины. Во главе их стоял старейшина хазраджитов Абдаллах бин Убейй, который был недоволен приездом мусульман и лидерством Мухаммада. Чтобы не потерять уважение своих соплеменников полностью, Абдаллах бин Убейй и его сторонники сделали вид, что обратились в ислам, хотя в душе они питали ненависть к Пророку и его: последователям. С такой категорией Людей мусульманам впервые пришлось столкнуться в Медине, и их стали называть лицемерами (мунафиками).

В этих условиях Пророку пришлось предпринимать свои, первые политические шаги, которые были направлены на обеспечение безопасности мусульман и достижение их единства, С этой целью между мухаджирами и ансарами было заключено соглашение, позволившее им преодолеть межплеменные распри и официально закрепившее за Пророком, помимо духовного лидерства, исполнительную и судебную власть.

Ближайшими соседями мусульман в Медине были иудейские племена бану кайнука, бану ан-надир и бану курайза. Первое племя, проживавшее на территории города, было союзником хазраджитов, а два других, чьи поселения находились в пригородах Медины, были союзниками ауситов. Поначалу они не оказывали сопротивления мусульманам и даже заключили с ними договор, по которому обе стороны получили право свободно исповедовать свою религию, а также обязались поддерживать друг с другом добрые отношения и оказывать друг другу помощь в случае военных действий против кого-либо из них.

После заключения этих соглашений Медина с её окрестностями превратилась в союзное государство во главе с Пророком Мухаммадом. Верующие получили возможность заниматься хозяйством, вести торговлю и свободно исповедовать ислам. Большое внимание уделялось обучению мусульман грамоте и военному делу. В то же время мир в Медине был шатким. Пастбища мусульман, находившиеся за пределами города, периодически подвергались набегам бедуинов, а прекращение вражды между ауситами и хазраджитами вызывало недовольство иудеев, которые лишились прибыли от ростовщических услуг и торговли оружием. Существовала вероятность того, что арабские племена потребуют назад свои пальмовые рощи, переданные им в качестве залога за долги. Вдобавок некоторые из иудеев принимали ислам, что также вызывало беспокойство их соплеменников.

В силу этих причин иудейские племена поддались на провокации курейшитов, которые всячески пытались навредить Мухаммаду. Они нарушили свои обязательства и несколько раз покушались на жизнь Пророка, из-за чего между ними и мусульманами произошло несколько сражений. В результате иудеи были вынуждены покинуть Медину, и некоторые из них поселились в Хайбаре — самом крупном иудейском оазисе в Центральной Аравии. Но эти события не повлияли на толерантное отношение к иудеям, и они на протяжении многих веков пользовались покровительством мусульманских правителей и имели возможность свободно исповедовать свою религию на их землях.

Первые вооружённые столкновения. Курейшиты понимали, что мусульманская община в Медине слаба и не имеет преимущества над мекканцами. Однако они опасались её усиления за счёт верующих, которые не переставали прибывать к Пророку из Мекки и других поселений. Поэтому они стали угрожать Пророку расправой и натравливать арабские племена на жителей Медины. Семьи мухаджиров, у которых не было покровителей, подвергались в Мекке всяческим унижениям. Их земли, дома и имущество были конфискованы. Всё это давало мусульманам моральное право бороться против притеснителей теми Же методами. В таких условиях Пророку и его последователям было позволено взяться за оружие, чтобы отстоять свои права на жизнь и убеждения.

Сила и оружие — последняя и самая крайняя мера, к которой ислам разрешает прибегать для того, чтобы защитить жизнь невинных людей и восстановить справедливость. «Мирное решение — лучше», — говорится в 128-м аяте суры 4 «Женщины». Но ненависть язычников к мусульманам не знала границ. Они подвергали их пыткам и убивали, унижали и притесняли их, вынуждая покидать родной город и искать прибежища на чужбине. Но даже там они не оставляли их в покое, пытаясь блокировать их в городе и выискивая возможность покончить с ними.

Первыми кораническими откровениями, в которых упоминалось позволение сражаться, были 39-й и 40-й аяты суры 22 «Паломничество». После этого между мусульманами и язычниками произошли десятки вооружённых столкновений. Сражения, в которых принял участие Пророк, называются газва, а боевые экспедиции, в которых он не принял участия, называются сарийя.

Первым походом, в котором принял участие Пророк, был поход на Эль-Абву. Он состоялся в сафаре 2 года хиджры (в августе 623 г.), и в нём приняли участие семьдесят воинов. Цель похода состояла в захвате каравана курейшитов. Он продлился пятнадцать дней, но мусульмане вернулись обратно, так никого и не встретив.

В шаввале того же года (в сентябре 623 г.) Пророк в сопровождении семидесяти сподвижников отправился в погоню за отрядом Карза бин Джабира аль-Фихри, который угнал скот с пастбищ Медины. Но язычникам удалось уйти, и этот поход, известный как поход на Сафван, завершился безрезультатно.

В раджабе 2 г. х. (в январе 624 г.) отряду, возглавляемому Абдаллахом бин Джахшем аль-Асади, удалось захватить караван курейшитов. Это событие показало, что торговые пути, связывающие Мекку с Шамом, находятся под контролем мусульман, однако курейшиты, в отличие от ряда других племён, не стали заключать с ними мирный договор. Напротив, они стали серьёзно готовиться к войне с Мединой.

Приблизительно в тот же период, в шаабане 2 г. х. (в феврале 624 г.), мусульманам было приказано сменить направление кыблы с Иерусалима на Заповедную мечеть в Мекке. Это было указанием на то, что Мекка остаётся духовным центром мусульман, к которому устремлены их лица и сердца.

Битва при Бадре. Первое крупное сражение между мусульманами и язычниками произошло в местечке Бадр, расположенном между Меккой и Мединой. В начале рамадана 2 г. х. (в марте 624 г.) Пророк предложил сподвижникам перехватить торговый караван курейшитов, возвращавшийся из Шама и состоявший из тысячи нагруженных товарами верблюдов. Его возглавлял один из курейшитских вождей по имени Абу Суфьян, в распоряжении которого находилось около сорока человек. Они везли товары не менее чем на пятьдесят тысяч динаров золотом.

Узнав о намерениях мусульман, мекканцы собрались в поход, чтобы помешать им. Пророк не знал об этом, и поэтому мусульмане не были подготовлены к встрече с хорошо оснащённым противником. Абу Суфьян сумел избежать встречи с отрядом Пророка, проведя караван не по главной дороге, а вдоль побережья Красного моря. Получив известие о спасении своих товаров, многие курейшиты пожелали вернуться, но Абу Джахль настоял на том, чтобы они продолжили путь и сразились с мусульманами. От войска язычников отделились лишь около 300 человек из племени бану зухра.

17 рамадана 2 г. х. (март 624 г.) в местечке Бадр мусульмане впервые в истории лицом к лицу сошлись с войском язычников. В той битве приняло участие 300 мусульман, из которых лишь трое были на лошадях, а 70 — на верблюдах. На стороне курейшитов сражалось около тысячи человек, среди которых были 100 всадников на лошадях и 700 — на верблюдах. Несмотря на превосходство противника в силе, мусульмане нанесли ему поражение. Бросив провиант и боевое снаряжение, курейшиты бежали, не взяв с собой даже тела погибших. В ходе сражения со стороны мусульман погибло 14 человек (шесть мухаджиров и восемь ансаров), а со стороны язычников — 70 человек, и ещё 70 попали в плен.

Проведя в Бадре три дня, Пророк вернулся в Медину, взяв с собой пленных. Посоветовавшись со сподвижниками, он принял решение получить за них выкуп. Те, кто не имел возможности откупиться, получили свободу после того, как обучили грамоте десятерых мединских мальчиков. Некоторым пленным свобода была дарована без выкупа. Среди пленных курейшитов был Абу аль-Ас, муж дочери Пророка Зейнаб. Мухаммад подарил ему свободу в обмен на то, что тот позволил дочери переселиться в Медину.

В связи с битвой при Бадре была ниспослана сура 8 «Трофеи». Отдельные откровения, в которых описывается данное сражение, есть и в других сурах. Примечательно, что в них нет восхваления победителей, к которому привыкли арабы эпохи невежества. Напротив, в них обращается внимание на нравственные недостатки мусульман, от которых им ещё предстояло избавиться.

Битва при Ухуде. Потерпев поражение при Бадре, курейшиты жаждали расквитаться с мусульманами, не допустить их дальнейшего усиления и вернуть себе уважение остальных арабов. Через год подготовка к походу на Медину была завершена. Во главе трёхтысячного войска курейшитов и их союзников находился Абу Суфьян бин Харб, кавалерией командовал Халид бин аль-Валид.

Мусульмане внимательно следили за приближением противника. Пророк хотел остаться в городе и держать оборону, но молодые мусульмане, в частности те, которые не приняли участие в битве при Бадре, горели желанием встретиться с противником на поле боя. Уступив мнению большинства, Пророк приказал готовиться к походу. 7 шавваля 3 г. х. (в марте 625 г.) армия мусульман встретила противника у подножия горы Ухуд, расположенной в 5 км от Медины.

Незадолго

Скачать:TXTPDF

оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать, оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать бесплатно, оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать онлайн