Скачать:TXTPDF
Исламоведение. Э. Р. Кулиев

В документе указывается, что «российские мусульмане не разделяют попыток некоторых журналистов и политических деятелей связывать действия экстремистов с исламским вероучением, что является клеветой на ислам и разделяет людей по конфессиональному признаку».

В разделе «Мусульмане и государство» действующее законодательство рассматривается как результат договора всех социальных групп об общих нормах сосуществования на единой территории, в единой правовой и экономической системе, с целью обеспечения основных прав и свобод граждан. Соблюдение норм законодательства страны, как отмечается в программе, является не только гражданским, но и религиозным долгом мусульман. Подчёркивается, что «неисполнение своих законных гражданских обязанностей, призывы от имени верующих и религиозных общин к участию в каких-либо акциях гражданского неповиновения и мятежа считаются в исламе недопустимыми».

Занимая зрелую гражданскую позицию, авторы документа подчёркивают, что российские мусульмане признают Конституцию РФ как высший договор, регулирующий жизнь всего населения страны. Вместе с тем они признают «право высших органов государственной власти, избранной народом, включая и мусульман, решать вопросы воины и мира в соответствии с основным законом страны на благо всех российских граждан».

В целом принятый документ ориентирован на обеспечение духовного, экономического и культурного благополучия российской мусульманской уммы, а также её успешную интеграцию в процесс созидания и укрепления российского государства. В нём обозначены основные принципы жизни мусульманской общины и предложены конкретные механизмы решения вопросов религиозной жизни, социальных проблем и государственно-исламских отношений. Последовательная реализация программы позволит исламским организациям превратиться в важный элемент формирующегося в России гражданского общества и эффективно представлять неполитические интересы российских мусульман.

Заключение

Приступая к составлению этого учебного пособия, коллектив авторов не стремился осветить все области ислам сведения, рассмотреть во всех подробностях историю ислама и его основные положения, дать всеобъемлющую характеристику мусульманской культуры и оценить вклад разных народов в ее развитие. Такая задача изначально была бы невыполнимой в рамках одного учебного курса, поскольку сегодня ислам с его многовековой историей — это больше чем религия или мировоззренческая система. В разных формах он органично вошёл в общественное сознание, экономическую жизнь, социально-политическое устройство, культуру и традиции многих народов мира.

В настоящем пособии мы ограничились изложением традиционного для российских мусульман понимания основ ислама и мусульманской культуры. Оно складывалось на протяжении многих веков в процессе изучения Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада, а также приобщения к передовым достижениям мусульманской цивилизации. Духовные поиски российских мусульман свидетельствуют об их ориентации на развитие образования и науки, на стремление использовать нравственно-этический и духовный потенциал ислама во благо всей страны, мировой мусульманской уммы и всего человечества. И хотя иногда в ряде регионов получали распространение радикальные настроения, противоречащие духу Шариата, эта страница нашей общей истории лишь подчёркивает необходимость совершенствования системы исламского образования, расширения сферы мусульманского просвещения и донесения правды о смысле и предназначении коранического учения. И мы надеемся, что изучение представленного материала в общеобразовательных школах будет способствовать воспитанию у школьников уважительного отношения ко всем людям, невзирая на их религиозные или идеологические предпочтения, поможет им занять осознанную жизненную позицию и мобилизовать свои внутренние возможности для нравственного и интеллектуального совершенствования.

В истории мусульманских народов России были периоды, когда ислам объявлялся государственной религией, и были периоды, когда мусульмане предпринимали попытки политического объединения. Но самой сильной и приоритетной стороной исламской религии во все времена была духовность и высокая нравственность. И чем выше нравственное воспитание, тем сильнее и благочестивее мусульманин и тем полезнее его старания. Поэтому мусульмане России видят свою социальную миссию в укреплении нравственных устоев общества, сохранении духовной культуры коренных народов страны, исповедующих ислам, и поддержании культурного многообразия как одного из величайших богатств нашей Родины.

Примечания.

1

Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М.: Восточная литература, 2002. С. 146.

2

Черный каменькамень метеоритного происхождения, лежащий в одном из углов Каабы. Во время обхода вокруг Каабы паломники, следуя примеру Пророка Мухаммада, целуют его или прикасаются к нему рукой. Согласно преданию, этот камень был низведен на Землю из Рая; он был белым, но со временем почернел от прикосновений людей, совершавших грехи и преступления.

3

Окия — арабская мера веса, составляющая ок. 120 г.

4

В скобках указаны годы правления.

5

Диакритические символы — добавочные значки, позволяющие различить знаки алфавита, сходные по написанию, но различные в произношении. В русском языке также имеются две диакритики: росчерк над буквой, различающий «и» и «й», и две точки, различающие «е» и «ё».

6

В конце учебного пособия приводится полный список коранических сур, их нумерация, названия, количество содержащихся в той или иной суре аятов, место ниспослания.

7

Соплеменники Лута поклонялись наряду с Аллахом статуям умерших праведников.

8

Нумерация соответствует книжному издания (Исламоведение: Пособие для преподавателя / Э. Р. Кулиев, М. Ф. Муртазин, Р. М. Мухаметшин и др.; общ. ред. М. Ф. Муртазин. — 2-е изд., испр. — М.: Изд-во Моск. исламского ун-та, 2008. — 416 с.).

Скачать:TXTPDF

оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать, оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать бесплатно, оведение. Э. Р. Кулиев Ислам читать онлайн