до начала битвы Абдаллах бин Убейй решил вызвать смятение в рядах мусульман и покинул поле боя вместе с тремя сотнями своих приспешников-лицемеров., С Пророкам осталось семьсот человек. Несмотря на свою малочисленность, им удалось расстроить ряды противника, икурейшиты стали отступать. Почувствовав приближение победы, часть мусульман стала собирать трофеи. Отряд из пятидесяти лучников, которому было поручено обеспечивать безопасность мусульман с тыла и ни в коем случае не покидать боевой позиции, тоже бросился за добычей. Этим воспользовалась кавалерия противника, которая атаковала мусульман с тыла и решила исход сражения. Пророк и его сподвижники потерпели поражение и отступили в горы. Семьдесят мусульман, в том числе и дядя Пророка Хамза бин Абд-аль-Мутталиб, пали мученической смертью, а сам Мухаммад получил тяжёлое ранение.
Удовлетворившись разгромом противника, язычники не стали преследовать мусульман. Возвращаясь в Мекку, они сделали привал в 65 километрах от Медины. Осознав, что мусульмане сумеют быстро оправиться от поражения, язычники решили вернуться и нанести уничтожающий удар. Предчувствуя такое развитие событий, наутро Пророк снова собрал тех, кто сражался с ним при Ухуде, и начал преследовать противника. Достигнув местечка Хамра-эль-Асад, он разбил лагерь. Узнав о решимости мусульман, язычники не осмелились вступить с ними в бой и предпочли вернуться в Мекку победителями.
Поражение стало тяжёлым ударом для верующих, но они извлекли из него немало полезных уроков. Они ощутили на себе последствия неповиновения Пророку и поняли, что из себя представляют лицемеры (мунафики), готовые предать в любой момент. Пророки и их последователи во все времена подвергались испытаниям, и если бы они не знали горечи поражений, то к ним примыкали бы лживые и неискренние люди, которые не вносили бы в их ряды ничего, кроме раскола.
Битва у рва. Несмотря на периодические столкновения мусульман с племенами бедуинов, заканчивавшиеся в пользу верующих, их главным противником оставались мекканцы. В шаабане 4 г. х. (в апреле 626 г.) в местечке Бадр между ними могло состояться ещё одно крупное сражение, но Абу Суфьян, выступивший из Мекки с двумя тысячами воинов, повернул назад. Прождав противника в условленном месте восемь дней, мусульмане вернулись в Медину. После этого вооружённые столкновения не возобновлялись несколько месяцев, и Пророк получил возможность расширить сферу своего влияния. Это вызвало недовольство иудеев, которые после переселения в Хайбар выжидали исхода противостояния между мусульманами и язычниками.
Предводителям иудеев удалось вдохновить курейшитов и ряд других племён на решающее сражение против мусульман. С юга и востока Аравии к Медине стали стягиваться войска союзников, которые составили армию, насчитывавшую около 10 тыс. воинов. Получив известия о намерениях противника, Пророк собрал военный совет. Ситуация была критической, и укрепления города не могли защитить мусульман от такой многочисленной армии. Тогда Салман аль-Фариси, перс по происхождению, предложил вырыть на подступах к городу огромный ров. Прежде арабы не прибегали к такой тактике оборонительного боя, но Пророк по достоинству оценил предложение Салмана, и за шесть дней на северной границе города был вырыт длинный и глубокий ров (с востока, запада и юга Медина была окружена лавовыми полями и пальмовыми рощами, и большая армия могла атаковать город только с севера).
Когда союзники подошли к городу, три тысячи мусульман уже заняли позиции у рва. Женщинам и детям было приказано прятаться в укреплениях города. Осада города началась в шаввале 5 г. х. (в начале апреля 627 г.). Арабы были незнакомы с методами ведения боя в таких условиях, и попытки сломить сопротивление мусульман не имели успеха. Не помогло язычникам и то, что курайзиты предали мусульман, уступив уговорам главы племени бану ан-надир, и разорвали договор с Пророком, перейдя на сторону противника.
Попытки проникнуть в Медину не прекращались около месяца, после чего среди язычников начались разногласия. В одну из холодных ночей подул шквальный ветер, который, опрокинув палатки, сровнял с землёй лагерь язычников. Их решимость была окончательно надломлена, и осада города была снята.
В Битве у рва стороны почти не понесли потерь. Тем не менее она считается одним из переломных моментов во взаимоотношениях Пророка с курейшитами. Она показала, что языческие племена не располагают силами для того, чтобы положить конец распространению ислама.
§ 7. Худейбийский мир и распространение ислама в Аравии
Перемирие в Худейбии. В 6 г. х. Пророк принял решение совершить малое паломничество (умру) в Заповедную мечеть. С одной стороны, такое решение мотивировалось тем, что мухаджиры уже несколько лет не были на родине и не виделись со своими родными. С другой стороны, Заповедная мечеть была кыблой мусульман, и они должны были отстоять своё право совершать обряды поклонения именно на её территории.
Караван паломников выступил в путь в начале зу-ль-каады 6 г. х. (в середине марта 628 г.). Всем своим видом мусульмане давали знать, что они пришли в Мекку только для совершения священных обрядов. Они вели с собой жертвенных животных, украшенных ожерельями, и были вооружены только мечами, не имея при себе кольчуг и щитов. Курейшитские вожди, не ожидавшие такой решимости от Пророка, собрали отряд для того, чтобы помешать мусульманам войти в город.
Остановившись у колодцев в местечке Худейбия, Пророк отправил в Мекку Усмана бин Аффана, чтобы тот передал курейшитам их истинные намерения. Усман был родом из бану умейя, а его родственники пользовались большим уважением в городе, и поэтому Пророк был уверен, что мекканцы не причинят ему вреда.
Донеся послание, Усман был вынужден задержаться в Мекке. Вожди племён не спешили с ответом и хотели обдумать сложившуюся ситуацию. Несмотря на ненависть к мусульманам, они не решались напасть на них на территории святилища и в запретный месяц. К тому же чистота намерений мусульман побудила вождей некоторых племён высказаться за то, чтобы паломников впустили в город.
В это время среди мусульман распространился слух о том, что Усман убит. Ситуация была непредсказуема, и Пророк должен был быть уверен в стойкости мусульман. Он призвал их присягнуть ему, поклявшись, что они будут стоять насмерть. Тысяча четыреста мусульман принесли ему эту клятву под деревом в Худейбии, и Аллах остался доволен этими верующими. Впоследствии выяснилось, что сведения о гибели Усмана были ложными.
Переговоры о вступлении в Мекку оказались безрезультатными, однако Пророк заключил договор о том, что мусульмане вернутся обратно, но смогут совершить паломничество в следующем году. По требованию курейшитов Пророк согласился включить в договор пункт о выдаче тех, кто присоединится к нему без согласия своих родственников; в то же время курейшиты не обязывались возвращать мусульманам тех, кто сбежит от них к мекканцам. Главным пунктом соглашения, которого добивался Мухаммад, было прекращение военных действий между сторонами сроком на десять лет. Также было решено, что любая из сторон может заключать союз с другими арабскими племенами, и любое враждебное действие против союзных племён будет рассматриваться как враждебное действие против соответствующей стороны.
Заключение Худейбийского мира ознаменовало начало нового этапа в истории ислама. Курейшиты, считавшиеся религиозными лидерами арабов, признали мусульман стороной переговоров и обязались не препятствовать распространению ислама. Мирный договор гарантировал свободу вероисповедания, благодаря чему люди получили возможность увидеть призыв Пророка в истинном свете.
Взятие Хайбара. Хайбар — иудейское поселение, состоявшее из восьми укреплений и находившееся на расстоянии около 130 км к северу от Медины. Иудеи Хайбара не заключили мирный договор с Пророком и поддерживали отношения с племенем гатафан и бедуинами, враждовавшими с мусульманами.
Поэтому в мухарраме 7 г. х. (в мае 628 г.) Пророк вместе с армией в 1400 человек направился на Хайбар. В поход пошли только те люди, которые принесли клятву в Худейбии. Осадив поселение, мусульмане стали штурмовать башни Хайбара одну за другой. Иудеи отчаянно оборонялись, но, осознав бесполезность сопротивления, согласились подписать договор с Пророком. В этих боях хайбарцы потеряли 93 человека убитыми. Мусульманские историки упоминают более чем о двадцати погибших мусульманах.
Пророк разрешил иудеям остаться в Хайбаре и обрабатывать его земли при условии, что им будет оставаться половина урожая зерна и фиников и что мусульмане могут выселить их оттуда в любой момент. Когда весть о падении Хайбара дошла до жителей соседнего оазиса Фадак, они отправили своих посланцев к Пророку с предложением о заключении мира на тех же условиях, и мусульмане согласились. Спустя некоторое время такие же мирные договоры заключили с Пророком жители Вади-эль-Кура и Таймы. Эти победы улучшили материальное положение мусульман. Согласно традиции, впервые за долгие годы после начала пророчества семья Мухаммада получила возможность вдоволь поесть фиников.
Взятие Хайбара совпало с ещё одним радостным событием в жизни мусульман — после многолетней эмиграции из Эфиопии возвратилась последняя группа мухаджиров во главе с двоюродным братом Пророка Джафаром бин Абу Талибом.
Битва при Муте. После заключения мира с курейшитами Пророк отправил послания правителям Византии, Персии, Эфиопии, Египта, Бахрейна и других царств. Он призвал царей уверовать в Единого Аллаха и признать миссию Мухаммада. К правителю Бусры с подобным посланием был отправлен аль-Харис бин Умейр. В пути он был захвачен отрядом гассанидского правителя Шурахбила бин Амра, наместника византийского императора в Балке (область в Шаме), и тот приказал отрубить аль-Ха-рису голову. Убийство послов во все времена считалось тяжким преступлением, равносильным объявлению войны. Пророк немедленно принял жёсткие и решительные действия, снарядив армию, состоявшую из трёх тысяч человек. По указанию Пророка войско возглавил Зейд бин Хариса. В случае его гибели командование армией переходило к Джафару бин Абу Талибу, а в случае и его гибели — к Абдаллаху бин Равахе.
Мусульмане встретились с противником в месяце джумада-ль-уля 8 г. х. (август-сентябрь 629 г.). Это было самое крупное сражение, в которое они вступили при жизни Пророка. Византийская армия, во главе которой находился император Ираклий, насчитывала 100 тыс. человек. Ещё столько же воинов примкнули к ней из племён, населявших Северную Аравию.
В бою мусульмане проявили мужество и удаль, но силы были неравны. Главный удар приняли на себя командующие армией, встретившие противника со знаменем в руках. Все три сподвижника, один за другим возглавившие армию по приказу Пророка, пали мученической смертью. После гибели Абдаллаха бин Равахи мусульмане выбрали командующим Халида бин аль-Валида, который ни до, ни после принятия ислама не проиграл ни одного сражения. Оценив силы хорошо обученной и прекрасно оснащенной византийской армии, на второй день сражения Халид перестроил войска и начал постепенно отводить силы мусульман. Византийцы решили, что к мусульманам подошло подкрепление и что они прибегают к военной хитрости, пытаясь заманить их в пустыню. Поэтому они не стали преследовать армию Халида и отступили вглубь страны.
Сподвижникам удалось избежать поражения, и их потери доставили всего двенадцать человек. Это было первым столкновением византийцев с мусульманами. Оно показало,