женщине, которая (любовь) затем сохраняется в душе мужчины в “снятом виде”, по выражению Гегеля. Для того, чтобы осознать степень и значимость высшей “большой” любви к Аллаху, суфий должен сначала пройти через этап “малой” любви к женщине.
Шейх Низамутдин, по мнению Б. Лоуренса, вовсе не умалял любви к женщине. Он просто указывал, что для человека, помимо земных объектов любви, существует еще иной объект любви трансцендентного характера, т. е. Аллах.
Надо отметить, в рамках исламского общества сексуальные отношения регулируются четкими религиозными предписаниями, через которые поощряются любовь и секс в законном браке и осуждаются всякие отношения людей “нетрадиционной сексуальной ориентации”. Ислам допускает и одобряет сексуальную и любовную активность, предоставляя мусульманам право удовлетворять свои физические и социально-психологические потребности путем заключения шариатского брака. Ислам запрещает кровосмесительство, гомосексуализм, лесбиянство, зоофилию, педофилию, некрофилию, садомазохизм, а также анальный секс, и налагает за их совершение на мусульманина и мусульманку различные наказания.
В вышеназванных рамках, санкционированных Исламом, мужчина и женщина могут реализовывать свои сексуальные потребности без всяких ограничений или стеснения. Об этом сказано в Коране. Смысл данного коранического установления проясняется также аятом:
“А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах” (Коран 2:187).
Это подтверждается и таким кораническим высказыванием:
“Baши жены — нивы для вас, ходите на вашу ниву [как] пожелаете” (Коран 2:223).
Академик И. Крачковский перевел слово “как” словом “когда”, придав тем самым неверный смысл. По мнению И. Крачковского, в данном аяте речь идет о частоте и времени полового сношения между мужчиной и женщиной. Но во всех комментариях (тафсирах) мусульманских ученых к Корану подчеркивается, что в данном аяте говорится о разновидностях полового акта, т. е. “как пожелаете” [овладеть], а не “когда пожелаете”.
Этот аят был ниспослан в первые месяцы Хиджры, когда Пророк (мир ему) и группа его сподвижников-мухаджиров покинули Мекку и переселилась в Медину. Многие их них ушли из Мекки в одиночку, без жен. В Медине они вступали в брак с местными женщинами. Однако вскоре начались разногласия.
Дело в том, что мекканские мужчины издревле были известны тем, что предпочитали в семейных отношениях разнообразные сексуальные позы. В то же время это не было принято в Медине. Мединские жены мухаджиров отказывались от мекканских “новшеств”, суеверно боясь, что зачатые непривычным образом дети родятся косоглазыми.
Дело дошло до Пророка Мухаммада (мир ему). Судя по сообщению Абу Дауда, приведенного в тафсире (комментарии) к Корану, составленном Ибн Касиром, именно в связи с этим событием на него снизошло откровение от Аллаха в виде аята
“Ваши жены нивы для вас, ходите на ваши нивы, [как] пожелаете” (Коран 2:223).
Затем Пророк (мир ему) разъяснил мусульманкам, что в половой жизни дозволены различные позы.
Известные мусульманские теологи и факихи, в том числе и аль-Газали, периодически выступали с письменными разъяснениями по поводу того, что можно, а что нельзя мусульманину в постели с женой. Несмотря на это, мусульмане в интимной жизни применяют разнообразные и изысканные способы, что было результатом развития мусульманской культуры как синтеза арабской, иранской, византийской и индийской культур.
Взгляды мусульманских религиозных авторитетов, которые пытались разработать хотя бы минимум правил сексуальных отношений, хорошо выразил аль-Газали в маленьком произведении “Счастливый мусульманский брак”. Он пишет, что мусульманин перед совершением полового акта с женщиной должен произнести: “Бисмиллахир-рахманир-рахим” (Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь для верующих в День Суда), затем прочитать суру “аль-Ихлас” из Корана и дуа-мольбу с просьбой к Всевышнему дать ему хорошее потомство и уберечь от шайтана. Далее следует: “и если приблизится момент эякуляции, то скажи про себя не размыкая губ: “Слава Аллаху, который создал из воды человека”. Не следует находиться головой в сторону киблы (направление на Каабу — И.Н.) во время полового сношения из уважения к Каабе. Мужчина и женщина должны прикрываться чем-либо, так как Пророк Мухаммад (мир ему) укутывался с головой во время сношения с женами и говорил им: “Тебе следует сохранять молчание” (приводится от Абу Мажиха).
Однако другие ученые несколько иначе рассматривают данный вопрос. По их мнению, недостаточно подтверждено происхождение хадиса от Пророка (мир ему) о желательности накрываться одеялом и сохранять молчание во время занятий сексом. А значит, он не носит категорического характера.
Например, доктор Мухаммад Усман аль-Хашит, подготовивший вышеупомянутые сочинения аль-Газали к печати, пишет, что совершение сексуального акта в голом виде не противоречит Сунне Пророка (мир ему), ссылаясь на доктора Абдуллу аль-Кадира. Последний утверждал: “Быть ли партнерам голыми или нет, это зависит от их вкуса и не противоречит Сунне. Ведь в Коране сказано: “Ваши жены нива для вас”. Также есть хадис о Пророке Мухаммаде (мир ему) и его молодой жене Аише (да будет доволен ею Аллах), которые вместе мылись, т. е. были голыми. Следовательно, нет препятствий и для половых сношений в обнаженном виде”.
В любом случае, данный вопрос относится к категории рекомендуемых предписаний, и его несоблюдение верующим не считается грехом.
Также аль-Газали советовал мусульманам воздерживаться от половых сношений с женщиной в первую ночь каждого месяца, ночью в середине месяца, ночью в конце месяца, а также днем и ночью каждый пятницы. Хадис от Тирмизи “Если муж захочет удовлетворить свою сексуальную потребность с женой, то она всегда должна исполнять его желание, даже если бы она была занята выпечкой” говорит лишь о желательности вывода аль-Газали.
Необходимым условием физически близости, по мнению аль-Газали, было обоюдное достижение удовлетворения мужем и женой. Аль-Газали отстаивал общепринятое мнение мусульман, что физическая близость должна удовлетворить не только мужчину, но и женщину. “Если она, сойдясь с мужчиной, будет находиться в возбужденном состоянии, а мужчина, удовлетворившись, встанет, то это скажется на ней отрицательно. Такое несовпадение вызывает охлаждение чувств вплоть до отвращения”.
Право женщины на полноценное удовлетворение ее сексуальных потребностей нашло и теоретическое обоснование у Имама аль-Газали. Он писал: “Муж должен совокупляться с супругой минимум один раз в четыре дня, исходя из того, что у него могут быть четыре жены. Частоту близости с женой можно увеличивать и уменьшать, согласно ее потребности в этом, исходя из необходимости обеспечить ее супружескую верность. Обеспечение супружеской верности — обязанность мужа. Если он не сможет удовлетворить ее сексуальные потребности, то это подвергнет опасности ее супружескую верность”.
Ислам, таким образом, рассматривает женщину не просто как орудие удовлетворения сексуальных потребностей мужчины, но также как полноправного субъекта половых отношений с признанием ее права на полное удовлетворение ее сексуальной потребности.
Итоги вышеизложенного рассмотрения любви и секса в рамках Ислама можно сформулировать в следующих положениях:
Любовь и секс в Исламе рассматриваются как явления не только самодостаточные, то есть как сущностные атрибуты бытия человека, но и как реализация трансцендентной силы, Воли Аллаха.
Любовь и секс между мужчиной и женщиной угодны Аллаху.
Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему) высказываются в пользу симметрии прав и обязанностей мужчины и женщины в любви и сексе.
Ислам однозначно осуждает все виды “нетрадиционной сексуальной ориентации”, исходя из необходимости защиты семьи, основной функцией которой является воспроизводство человеческого рода, что является целью Божьего замысла.
“Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись” (Коран 51:56).