Скачать:PDFTXT
Магомет, его жизнь и религиозное учение. В. Соловьев

но сам по себе этот акт преданности еще не составляет совершенства. Между тем вера Мухаммедова ставит первое условие истинной .».уховноп мсизнн на место самой этой жизни. Ислам не говорит людям: будьте совершенны, как Отец ваш небесный, т.е. совершенны во всем; он требует от них только общего подчинения себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних пределов, которые установлены божественными заповедями. Религия остается только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.

Если нет совершенного идеала, который человек и человечество должны осуществлять в своей жизни своими силами, то, значит, нет для этих сил никакой определенной задачи, а если нет задачи или цели для достижения, то не может быть движения вперед. Вот истинная причина, почему идея прогресса, как и самый факт его остаются чужды магометанским народам. Их культура сохраняет чисто местный специальный характер и быстро отцветает без преемственного развития. Мир Ислама не породил универсальных гениев, он не дал и не мог дать человечеству «вождей на пути к совершенству». Тем не менее религия Мухаммеда еще имеет будущность; она еще будет если не развиваться, то распространяться. Постоянные успехи Ислама среди народов мало восприимчивых к христианству в Индии, Китае, Средней Африке, показывают, что духовное молоко Корана еще нужно для человечества.

[1] Печатается по изданию: Соловьёв. B.C. Магомет, его жизнь и религиозное учение. («Жизнь замечательных людей». Биографическая библиотека Ф. Павленкова, Санкт-Петербург, 1896.

Жизнеописание Магомета одна из наиболее ярких работ, вышедших в конце прошлого столетия в серии российского издателя Ф.Павленкова «Жизнь замечательных людей», идея которой позднее была заимствована М.Горьким.

[2] Происшествие во дворце персидского царя в ночь, когда родился Мухаммед, есть позднейшая легенда, которой я пользуюсь лишь как живописным символом, хотя, быть может, она и имеет какое-нибудь реальное основание. Гибель христианского войска под Меккой в год рождения пророка (или около того) есть несомненный факт. Но что эти два события произошли в одну и ту же ночь -это, конечно, более эффектно, нежели достоверно, особенно если принять во внимание, что число и даже месяц рождения Мухаммеда с точностью неизвестны: по одним свидетельствам он родился в день, соответствующий нашему 20 апреля, по другим — 27 августа.

[3] Любопытно, что еврейское Хагар (Агарь) этимологически тождественно с арабским Хиджра (переселение, эмиграция), каковым словом обозначается начало мусульманства. Своим удалением из Авраамова города Мекки Мухаммед как бы повторил выселение своего праотца Измаила из дома Авраамова.

[4] Йемен (то же что еврейское Ямин) значит собственно правый. Так как страны света определялись семитами по отношению стороне солнечного восхода, то на правую руку находился юг, и Йемен значило южный. Но правая сторона у большинства народов считается счастливою, поэтому Йемен значит также счастливый, благословенный. Отсюда, по недоразумению, южная часть Аравийского полуострова названа римлянами Счастливой Аравией (Arabia felix). На таком же недоразумении основано, вероятно, и Гомеровское представление о «блаженных эфиопах».

[5] Вот традиционная генеалогия Мухаммеда:

Косай Абд-Менаф Хашим

Абд-эль-Мутталиб Абдалл

Мухаммед

Впрочем, руководствуясь известным гиперкритическим методом, необходимо даже отца и мать Мухаммеда признать мифами. Имя отца его означает служитель Божий, а имя матери, Амина, значит верная — не явно ли здесь аллегорическое олицетворение главных свойств будущего основателя мусульманства?

[6] От сближения этого Намус с греческим (в смысле олицетворения божественного закона) повидимому приходится отказаться. На самом деле это есть, по всей вероятности, термин из языка и религии халдейских сабиев или мандеев, обозначающий особое проявление Духа Божия. См. исследование Брандта о мандейской религии.

[7] Весьма мало вероятно, чтобы эти письма были отправлены одновременно. Обращаясь к самому императору, Мухаммед не имел никакой нужды обращаться к его генералгубернатору в Египте н его вассалу в Сирии. Если обращение Мухаммеда к императору и Шахин-Шаху не есть вымысел (каким признает его, например, новейший историк Мухаммеда, Губерт Гримме), то его следует отнести к самому последнему времени перед смертью пророка.

Скачать:PDFTXT

Магомет, его жизнь и религиозное учение. В. Соловьев Ислам читать, Магомет, его жизнь и религиозное учение. В. Соловьев Ислам читать бесплатно, Магомет, его жизнь и религиозное учение. В. Соловьев Ислам читать онлайн