Скачать:TXTPDF
Российская власть и ислам. Л. Сюкияйнен

Российская власть и ислам. Л. Сюкияйнен

В последнее десятилетие в России наблюдается «возрождение» или «пробуждение» ислама. Для правильной оценки этого процесса необходимо учитывать обстоятельства, влиявшие на российский ислам в его начале и продолжающие влиять сейчас.

Не вдаваясь в детальный анализ, отметим, что одним из важнейших факторов, которые негативно сказались на развитии мусульманской культуры в России в советский период ее истории, привели к искажению и даже утрате многих ее элементов, была проводившаяся десятилетиями государственная политика «научного» атеизма — именно ею объясняется теперешняя отсталость религиозных институтов и сравнительно низкий уровень знаний самих мусульман. Еще одна причина этой деградации — длительная оторванность российских мусульман от остального исламского мира, от ведущих центров исламского знания.

К сожалению, многим из них и сейчас недостаточно знакомы достижения современного ислама, его духовной и политико-правовой культуры.

Российские исламские центры не приобщены в полной мере и к практическому опыту современного ислама, а потому не готовы к поиску решения мирских проблем, с которыми сталкиваются мусульмане в динамично меняющемся российском обществе. Противоречивая ситуация: сегодня в России действует около 50 духовных управлений мусульман, причем руководители многих из них именуются муфтиями, т. е. носят титул, который по исламской традиции присваивается тем, кто выносит фетвы; однако при столь большом количестве муфтиев сформулированные ими фетвы по актуальным вопросам современной российской жизни исчисляются единицами. Нынешнее возрождение ислама в России ограничено преимущественно религиозно-культовыми рамками, а на образ жизни мусульман по-прежнему очень сильно влияет советское прошлое. Налицо явное расхождение между культовой и светской сторонами ислама или, говоря словами исламских мыслителей, между исламом-религией и исламом-государством.

Надо учитывать и то, что российский ислам — это ислам, существующий в немусульманской среде, где к нему часто относятся с настороженностью, недоверием, а то и открытой враждебностью. Согласно опросу, проведенному в мае 2003 года Институтом прикладных социальных исследований РАН, более 17 процентов россиян видят самую большую угрозу общественной стабильности в конфликте между православием и агрессивным исламом. Несмотря на довольно высокий престиж научного исламоведения, российскому обществу (включая и государственные структуры) недостает объективных знаний об исламе и достижениях исламской культуры, особенно современной. Здесь до сих пор преобладают поверхностные, зачастую искаженные представления, мешающие налаживанию межконфессиональных отношений, разрешению национально-этнических конфликтов, имеющих религиозный подтекст.

Усилившееся в последние годы влияние ислама на российское общество и государство охватывает три основные области: собственно религиозную, духовнокультурную и политическую. Итоги и перспективы «пробуждения» ислама в каждой из этих областей неоднозначны.

В религиозной области произошли наиболее заметные изменения: были построены сотни новых мечетей, многократно увеличилось число паломников (в 2003 году их число превысило 5 тысяч, а несколько лет назад приближалось даже к 20 тысячам), массовыми тиражами издана исламская религиозная литература, открыты духовные управления мусульман в различных регионах страны. Все это способствует реализации права мусульман на свободу вероисповедания. Однако этот процесс имеет и негативные стороны: сохраняющийся низкий уровень религиозной культуры российских мусульман, отсутствие единого религиозного центра в условиях острого соперничества между собой ряда ведущих духовных управлений мусульман, зависимость от помощи зарубежных центров. Нередко в число религиозных лидеров выдвигаются лица, использующие свое положение в личных целях и объективно не заинтересованные в превращении ислама в фактор демократического обновления России.

В духовно-культурной сфере ислам далеко не раскрыл своих возможностей, не стал органичной частью нравственного и интеллектуального обновления страны и не играет заметной роли в развитии культуры российского общества. Удивительно, но из всех российских юридических вузов, включая и университеты в традиционно мусульманских республиках, до недавнего времени мусульманское право преподавалось лишь в одном, да и то в московском, причем на факультативной основе. Как система духовных ценностей, как особая цивилизация и культура (в том числе политико-правовая) ислам едва ли знаком гражданам России, которые в целом воспринимают его прежде всего как идеологию и политическую силу, угрожающую ее стабильности, целостности и конституционным основам. В этой сфере государство пока не заняло четкой позиции, ограничиваясь общими декларациями о признании ислама носителем гуманных ценностей.

Неоднозначность процессов, происходящих в этих двух сферах, определяет и роль ислама в политической жизни страны. По разным причинам на нее не оказывают заметного влияния умеренные и лояльные исламские лидеры, центры и организации, стремящиеся использовать возможности ислама во благо государства и общества. Гораздо бoльшую активность проявляют организации и лидеры оппозиционной, а порой и радикальной ориентации, противопоставляющие себя властям. В условиях политической пассивности основной массы мусульман именно они формируют политический облик ислама. Поэтому в целом роль ислама в нынешней российской политике оказывается противоречивой, а с середины 90-х годов он все чаще ассоциируется в общественном сознании с экстремизмом и терроризмом. Не случайно и государство, ограничиваясь в последнее время борьбой с радикализмом, по существу не использует позитивный политический потенциал ислама.

Такое отношение государства к исламу неадекватно месту этого феномена в жизни современной России и не способствует решению сложных задач, которые он ставит перед страной. Иными словами, приходится констатировать очевидную ограниченность, узость взгляда нашей власти на ислам. Казалось бы, создание таких структур, как Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, свидетельствует о том, что власть на самом высоком уровне уделяет должное внимание конфессиональной жизни России, в том числе исламу. Но эти органы, как красноречиво говорит само их название, занимаются преимущественно религиозными проблемами, причем не всеми, а связанными именно с деятельностью религиозных объединений. Понятно, что усилия власти в этой области при всей их важности не могут исчерпать государственный подход к исламу в целом. В противном случае достаточно было бы всего лишь принятия и реализации законодательства о свободе совести, основанного на гарантиях светского характера российского государства.

Между тем ислам — не только религия и, следовательно, не предмет исключительных полномочий соответствующих духовных центров, которые порой демонстрируют стремление его монополизировать и даже приватизировать. В то же время выстраивание взаимодействия с этими центрами не может заменить полноценную государственную политику в отношении мусульман. Положение осложняется тем, что в последнее время власти вынуждены не столько заниматься решением проблем религиозной жизни как таковой, сколько реагировать на политическую активность ислама. Но если их позиция здесь и обозначена, то ее нельзя назвать четкой, последовательной и стратегически выверенной. Склонность смотреть на ислам как на подозреваемого или даже обвиняемого проявляется уже в том, что решение большинства задач поручено прежде всего правоохранительным органам и силовым структурам. Складывается впечатление, что именно они определяют теперь принципиальную линию власти относительно ислама.

Это одностороннее отношение не отвечает актуальным потребностям самой власти. В целом она оказалась не готовой к масштабному вторжению ислама в политическую жизнь, когда обнаружилось, что испытанные формы взаимодействия с исламом-религией не могут обеспечить интересы государства перед лицом ислама-политики. Новый этап развития, в который вступила Россия, требует разработки целостной государственной политики, рассчитанной на то, чтобы включить позитивный нравственный и интеллектуальный потенциал ислама в процесс демократических преобразований, а также придать его активности в политико-правовой сфере такую направленность, которая содействовала бы укреплению государственности и правовой системы страны, консолидации российского общества. Последнее особенно важно, поскольку эта сфера прямо соприкасается с общенациональными интересами, в обеспечении которых государству принадлежит ключевая роль. В этом отношении власть не может и дальше действовать непоследовательно — предоставлять исламу-религии свободу и в то же время максимально ограничивать (если не исключать) политическую роль ислама, видя в нем главным образом угрозу конституционному порядку. Она должна не вытеснять ислам из политики, а направлять его политическую активность и лежащую в ее основе идеологию в русло, отвечающее интересам России. Поскольку речь идет о вопросах, прямо касающихся государства, именно ему надлежит определить точные границы, формы, направления и даже конечные цели этой активности, а также выработать механизм, позволяющий на нее воздействовать.

Эффективность государственного подхода будет выше, если параметры участия ислама в российской политике получат собственно исламское обоснование, если это участие будет опираться на позитивные начала мусульманской политической и правовой культуры, адаптированные к условиям светского государства. Иными словами, власть должна влиять на выработку российским исламом такой политической концепции, которая не противоречила бы (еще лучше — отвечала) государственным интересам.

Эту задачу надо решать в общем контексте противодействия актам экстремизма, апеллирующего к исламу. Здесь нельзя обойтись жесткими законодательными запретами. Не менее важен идейный аспект — ведь прочность позиций мусульманских радикалов объясняется не только нерешенностью политических, социально-экономических, национальных проблем, но и тем, что они пытаются теоретически обосновать свои действия исламскими концепциями. И если по другим направлениям борьбы с этой угрозой уже приняты достаточно действенные меры, в том числе и в рамках широкого международного сотрудничества, то идейное противостояние радикалам пока остается вне внимания российского государства. Между тем подорвать влияние деструктивных сил невозможно без формулирования собственно исламской идейной альтернативы, противопоставленной экстремизму и терроризму.

При разработке и проведении долгосрочной политики в вопросах ислама государство должно исходить из определенных принципов. Прежде всего следует констатировать, что оно не только не противодействует самому исламу и не рассматривает его как противника, но считает возрождение ислама фактором стабильного развития страны, видит в исламской культуре (в том числе политической и правовой) важную составляющую часть жизни российского общества и государства. Исламские ценности — не угроза национальным интересам и безопасности России, а ее потенциальное богатство и подспорье.

Государственные деятели должны помнить, что ислам — не чуждый для России феномен. Это неотъемлемая часть российской истории и культуры, образ жизни миллионов граждан, для которых Россия — родной дом. Вместе с тем нужно сознавать, что ислам — не только религия, но и особая цивилизация и культура. В рамках этой культуры сформировалось богатое идейное наследие, включающее и политико-правовые концепции. Если к богословским постулатам и чисто религиозным аспектам ислама государство в силу своего светского характера должно относиться нейтрально, то исламские представления о власти, праве, политике не могут быть для него безразличны. Здесь нужно четкое различение тех принципов ислама, которые оно поддерживает или даже берет на вооружение, и тех, которые нельзя признать совместимыми с нормами современного демократического общества.

Необходимо иметь в виду, что в исламской культуре сложились самые разные взгляды на основы власти и права, на отношения человека и государства, на общество в целом. Некоторые из этих концепций, вырванные из общего контекста и намеренно упрощенные в соответствии с запросами малообразованных слоев населения, действительно используются для оправдания политического экстремизма. Но центральное место в идейном наследии ислама и в современной исламской мысли занимают не эти примитивные тезисы, а теоретическое обоснование таких принципов, как умеренность, стабильность, лояльность по отношению к властям, постепенность, совещательность, стремление к компромиссу и консенсусу, избежание вреда и др.

Скачать:TXTPDF

Российская власть и ислам. Л. Сюкияйнен Ислам читать, Российская власть и ислам. Л. Сюкияйнен Ислам читать бесплатно, Российская власть и ислам. Л. Сюкияйнен Ислам читать онлайн