Исходные исламские начала во всей их полноте и чистоте, трактовка этих начал крупнейшими мусульманскими авторитетами — чрезвычайно убедительный аргумент против идеологии исламского экстремизма и терроризма [1] . Политико-правовое учение ислама может и должно служить не экстремистам, а демократическим силам, работать не на дестабилизацию, а на консолидацию общества и государства.
Как ни грустно, у нас в стране властные структуры, разрабатывающие и осуществляющие правовую политику, не только не обладают достаточным опытом решения проблем мусульман с учетом исламского права, но и не располагают адекватной информацией о нем самом, о его месте в современных правовых системах и взаимодействии с другими правовыми культурами, а также о его подходе к таким актуальным для сегодняшней России вопросам, как соотношение в исламе религиозного и светского начал, религии и права, государства и религии. Неумение разобраться в этих вопросах часто приводит к неграмотным выводам. К примеру, комментируя создание в конце 90-х годов шариатских судов в Чечне, ответственные чиновники Министерства юстиции России с порога отвергли возможность их признания только потому, что в светском государстве не место религиозным судам. Между тем шариатские суды в исламском мире никогда не были и сейчас не являются религиозными учреждениями, встраиваясь в качестве звеньев в государственную судебную систему [2] .
Общий недостаток знаний мусульманской правовой культуры — одна из причин того, что, например, в республиках Северного Кавказа под предлогом возрождения шариата легализуются обычаи и традиции, не имеющие ничего общего с исламским правом. Так, некоторые местные обычаи (в том числе кровная месть) воспринимаются населением как неотъемлемая часть шариата, хотя шариат решительно их осуждает. Между тем нормы мусульманского права, напротив, могли бы помогать преодолению тех адатов, которые вроде бы направлены на защиту свободы, чести и достоинства человека, а на деле способствуют сохранению неравенства и произвола. Об этом свидетельствует опыт Ингушетии, где не первый год действует республиканская примирительная комиссия, уладившая уже десятки споров о кровной мести, — успешная деятельность этой комиссии, объясняется, помимо прочего, тем, что она работает в тесном контакте с Духовным управлением мусульман Ингушетии и имамами мечетей.
Обращение к мусульманскому праву в целях преодоления неправовых адатов, как правило, оказывается значительно результативней обычных законодательных мер. В этом ярко проявляется его роль не только как собственно правового инструмента, но и как мощного социально-психологического фактора, — ведь действенность мусульманского права объясняется его особой близостью к правосознанию и вообще к мировоззрению мусульман, воспринимающих его в тесном единстве со своими национально-культурными корнями и верой. Мусульманское право в их глазах становится инструментом легитимации действующего законодательства. Для мусульман исключительно важно осознавать, что последнее, по крайней мере, не противоречит ценностям шариата и основным принципам их права.
К сожалению, существующие в сегодняшней России судебная и правоохранительная системы не учитывают эти особенности мировоззрения мусульман в своей практике. Порядок разрешения споров в судах по существу никак не сообразован с местными обычаями и доказавшими свою эффективность правовыми традициями регионов, исторически связанных с исламом. Столь же слабо они используются и в законодательной практике субъектов федерации.
Позицию российского государства по отношению к мусульманско-правовой культуре следует пересмотреть. В настоящее время шариат воспринимается властными структурами как символ исламского фундаментализма и сепаратизма.
Они безоговорочно отрицают какую-либо возможность обращения к положениям шариата, по-прежнему относятся к нему исключительно как к пережитку, с которым нужно бороться. А ведь среди этих положений есть немало таких, которые при строгом соблюдении конституции вполне могут найти свое место в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации [3] . Кстати, их использование может дать дополнительный импульс социальной активности мусульман. В качестве примера приведем институт вакфа, уже получивший признание в принятом в 1999 году в Татарстане законе о свободе совести и о религиозных объединениях.
Попытки поддержать ислам без шариата, к чему настойчиво призывают некоторые авторы [4] , приведут лишь к тому, что этот мощный политико-идеологический инструмент останется в руках исламских радикалов. Государство должно активно обращаться к достижениям мусульманской правовой культуры. Пока же приходится констатировать, с одной стороны, крайне поверхностное восприятие ислама в России, а с другой — столь же неграмотное и противоречащее идеалам ислама его использование для достижения целей, не имеющих с ним ничего общего. В самом деле, российское общественное мнение обычно ассоциирует ислам с экстремизмом, жестокостью, насилием, и нередко такая оценка находит подтверждение в действиях исламских политических группировок. Между тем мусульманская правовая мысль особо выделяет такую черту ислама, как умеренность, нацеленность на поиск компромиссов и избежание крайностей. Принято считать, что ислам отличается неприятием чужого, изоляционизмом, настороженным и даже враждебным отношением к другим верам и культурам, но действительная история ислама изобилует свидетельствами веротерпимости, которую мусульманская правовая теория считает одним из своих основополагающих принципов. Во всяком случае, спасавшиеся от религиозного мракобесия и гонимые за веру в средневековой Европе находили убежище не где-нибудь, а у османского султана!
Многие особенности российского ислама и его восприятия общественным мнением объясняются элементарным невежеством, тогда как ислам, и это хорошо знают исследователи, традиционно поощряет знание: исламская мудрость гласит, что даже малая толика знания предпочтительней самой неистовой, но не основанной на знании набожности. Известно также, что ислам не признает социальных различий, но проводит принципиальную грань между не обладающими знаниями и теми, кто к ним приобщен, высоко чтя последних и признавая за ними особые права и привилегии, в том числе и в управлении государством.
Кроме того, ислам у нас ассоциируется с ограниченностью, жесткой определенностью, слепым следованием однозначным, уходящим своими корнями в прошлое решениям. Между тем мусульманская правовая наука вообще не могла бы существовать без иджтихада — творческого рационального начала, предполагающего возможность выбора, самостоятельного решения, отвергающего слепую зависимость от чужого мнения, не только допускающего разнообразие подходов, но и поощряющего многовариантность школ и направлений. Стало привычным упрекать ислам в консерватизме, приверженности прошлому, стремлении вернуться в средневековье. Однако даже беглого знакомства с исламским идейным наследием и опытом современных мусульманских стран достаточно для понимания того, что мусульманское право — при условии его развития на основе иджтихада — способно динамично изменяться, поспевая за ходом истории, успешно вписываться в различные национальные, политические и социальные рамки.
Изучение современных исламских политико-правовых идей и практики их реализации в цивилизованных исламских странах может нейтрализовать негативные последствия уже отмечавшейся политизации российского ислама, помочь разобраться в истинных причинах так называемого исламского терроризма, нетерпимости, насилия и неуступчивости, которые не только угрожают социальной, национальной и конфессиональной стабильности, но и наносят вред престижу самого ислама. Без обращения к мусульманскому праву трудно добиться цивилизованной интеграции ислама в российскую политическую жизнь. Вопреки распространенному мнению о том, что ислам проявляет чрезмерную политическую активность, воздействия настоящей исламской культуры на политику в России почти не ощущается. Не приходится говорить о вкладе ислама в обогащение российской политической жизни элементами умеренности, взвешенности и терпимости. Так же, как и о его позитивной роли в качестве силы, стоящей вне политики. А ведь мусульманская правовая культура могла бы помочь решению столь актуальной задачи, как подведение под политику нравственных основ. Напомним, что в теории мусульманское право рассматривается в качестве своеобразного эталона, которым должна измеряться политика, критерия ее справедливости, правильности, легитимности.
Нельзя не упомянуть и еще одно обстоятельство. В тех регионах РФ, где большинство составляют мусульмане и ислам является одной из несущих опор традиционного уклада жизни и мировоззрения граждан, светская власть в значительной мере действует в условиях несветского общества. Если государство хочет влиять на такое общество и тем более управлять им, то оно не может не учитывать его исламскую составляющую (которая, впрочем, тесно переплетается с местными обычаями и традициями), причем не просто принимать во внимание исламские институты, нормы и ценности, но и целенаправленно их использовать, соизмерять с ними свои шаги. В противном случае власть рискует лишиться общественной поддержки и полноценной легитимации в глазах мусульман.
Только на этом пути российское общество получит возможность более эффективно решать политические, социально-экономические, культурные проблемы регионов традиционного распространения ислама и подорвать влияние сил, использующих исламские лозунги в сепаратистских антигосударственных целях. Вместе с тем принципиальная линия власти по отношению к исламу предполагает проведение правовой политики, основанной на строгом соблюдении российской конституции и принципов действующего законодательства. Именно в эти рамки следует вписывать государственные планы и программы экономического и культурного возрождения Чеченской Республики, решая все вопросы, связанные с исламом, восстановлением религиозно-культовых сооружений, религиозным образованием, при определяющем участии государства.
Чеченская тема напоминает еще об одном значимом аспекте российской государственной политики на исламском направлении. Современный ислам — интернациональное явление, и практически все процессы, протекающие в российском исламе, тесно связаны с тем, что происходит в исламском мире. Кроме того, ислам — важнейший фактор международной жизни. От политики в отношении ислама во многом зависят перспективы сотрудничества России с мусульманскими странами, а значит — и ее роль в современном мире. Грамотная стратегия поможет государству поднять свои отношения с этими странами на новый уровень, что не только укрепит экономику страны, но и сделает ее внешнюю политику более сбалансированной и независимой.
В борьбе против терроризма Россия не должна ограничиваться коалицией с Западом: ей нужно действовать в союзе с теми исламскими государствами, которые сами не раз подвергались атакам террористов. Но совместная борьба «против» вряд ли достаточна. Она должна быть дополнена совместными усилиями «за». Речь идет о сотрудничестве России с мусульманскими государствами в деле утверждения истинных исламских ценностей, которые должны стать идейной альтернативой экстремизму, выступающему под лозунгами ислама. Ведь это зло угрожает не только западным странам, но и исламскому, или, говоря современным языком, цивилизованному исламскому миру. И если в военной, финансовой, организационной, информационной сферах основными союзниками России в борьбе с международным терроризмом являются США и страны Запада, то главным партнером нашей страны в идейно-теоретическом противостоянии исламскому терроризму выступают умеренные мусульманские режимы и авторитетные центры просвещенной исламской мысли.
Противостояние исламскому экстремизму может быть не фактором взаимного отторжения России и исламского мира, а, наоборот, дополнительным аргументом в пользу их сотрудничества. Об осознании российским руководством этой истины говорит инициатива президента России, высказавшегося в пользу присоединения России к Организации Исламская конференция (ОИК), а также его заявление о том, что наша страна является частью исламского мира. Речь идет не только о взаимодействии государственных ведомств, призванных пресекать деятельность исламских радикальных группировок, но и о совместных проектах, нацеленных на разработку исламской альтернативы радикальному политическому исламу. В частности, речь может идти о проведении научных исследований по таким актуальным проблемам современного ислама, как понятие джихада и пути его осуществления в современных условиях, связи исламских государств с неисламскими странами, современные концепции «осуществления предписанного и пресечения