во Христа отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства» (Письмо № 177).*
Направив острие удара на отца Даниила Сысоева, некоторые мусульмане, очевидно, надеются запугать тех немногих пока православных миссионеров, которые не боятся честно говорить об исламе и считают нужным исполнять заповедь Господа Иисуса Христа: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19), не лишая права узнать о Евангелии наших мусульманских собратьев по Адаму.
Некоторые тенденции в отношении российских мусульман к Русской Православной Церкви
В последние годы заметно активизировалось движение значительной части российских мусульман, направленное на вытеснение Православия из общественной жизни и блокирование об
—
* Игнатий (Брянчанинов), еп. Письма о подвижнической жизни. Париж — М., 1996.
щественных инициатив Русской Церкви. VI делается это неизменно с апелляцией к принципам толерантности, политкорректности, светскости государства и его законам.
В качестве примеров можно привести несколько наиболее ярких официальных выступлений, причем не каких-то маргиналов, а первых лиц в исламской общине России,
В мае 2001 года председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин выступил против идеи строительства православных храмов на территории российских посольств за рубежом, заявив, что это неконституционно.
В декабре 2005 года сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов потребовал убрать с Российского герба изображение креста. При этом в Набережных Челнах около 800 мусульман заявили, что не хотят получать российский паспорт с изображением герба России, утверждая, что «крест, символ христианской религии, не должен присутствовать на гербе России, так как Россия — светское государство»*.
В марте 2006 года Совет муфтиев России выступил против введения в вооруженных силах страны института штатных полковых священников, а также против преподавания в школах Основ православной культуры, утверждая, что «подобная практика будет нарушением положений Конституции Российской Федерации и законов, касающихся равенства религий перед лицом государства».
В июне 2006 года глава Духовного управления мусульман Нижегородской области муфтий Умар Идрисов среди прочего в резко критической
—
* См.: http: //www.interethnic.org/News/12080 l_6.htm.
форме отозвался о присутствии икон и крестов на улицах российских городов и о том, что православные новости освещаются в СМИ. Позднее выступления мусульман против установки православных крестов продолжились в Саратовской и Тюменской области.
В феврале 2007 года муфтий Нафигулла Аширов выступил против преподавания Основ православной культуры в школе при посольстве РФ на Кубе, назвав это «одним из проявлений ползучей христианизации», идущим «вразрез с конституцией». Кроме того, он грозил судом за преподавание Основ православной культуры, а про веру Русской Православной Церкви заявил, что «это даже не христианство, это какая-то национальная религия, которую сегодня пытаются навязать всем остальным народам России»*.
В августе 2007 года муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов подписал заявление в поддержку авторов письма десяти академиков РАН к руководству страны с обвинениями в адрес Русской Православной Церкви по поводу «клери-кализации» общества. А муфтий Умар Идрисов в это же время выступил с критикой почитания православными мученического подвига воина Евгения Родионова, заявив, что «этот культ… имеет антиисламский пафос» и «по сути это возвращение к «языку вражды»»**.
О том, что апелляция к светскости государства для мусульман является лишь инструментом борьбы против общественного влияния Православной Церкви, а не выражением их личной приверженно-
—
*См.: http: //www.interfax-religion.rii/?act=news&div=16741
**См.: http://i-r-p.n.i/page/stream-evt4it/index-15293.!itml.
ста идеалам политкорректности и светскости, свидетельствует тот факт, что эти же муфтии в то же самое время с одобрением относились к введению в школах Чечни обязательного предмета Основы ислама, требовали введения в России поста вице-президента — мусульманина, квотирования мест для мусульман в представительных органах власти и «частичной легитимизации исламского права (шариата) в местах компактного проживания мусульман», а в качестве ключа к достижению мира и согласия в России призывали христиан и иудеев признать Коран «третьим Заветом Всевышнего».
Двойные стандарты налицо.
Продолжением, а также развитием указанной линии стало поданное в январе 2008 года мусульманской журналисткой X. Г. Хамидуллиной заявление в прокуратуру РФ на священника Даниила Сысоева с обвинением в экстремизме и разжигании религиозной и национальной вражды.
Средства массовой информации почемуто обошли вниманием тот факт, что в своем заявлении она требует не только покарать отца Даниила, но и признать противозаконной деятельность «православного Центра «Шестоднев», Душепо-печительского православного центра святого Иоанна Кронштадтского — храма святого Даниила на Кантемировской» и их издательств. Кроме того, в заявлении упомянуто о причастности в той или иной степени к «экстремистской деятельности» епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила, иеромонаха Анатолия (Берестова) и диакона Андрея Кураева. Также в качестве пунктов обвинения выставляются претензии к богослужебной практике Православной Церкви, а конкретно к чину оглашения приходящих из ислама: «В Таинстве Крещения будущих христиан в оглашении заставляют осуждать ислам как веру, осуждать Коран как священное писание». Наконец, в заявлении говорится, что вообще «религиозная организация «Московский Патриархат» благословляет написание книг экстремистского содержания» .
Итак, в экстремизме мусульмане обвиняют не одного священника, а ряд православных издательств, центров, известных пастырей и миссионеров и, наконец, вообще Русскую Православную Церковь Московского Патриархата и ее богослужебные чины. Приведенные цитаты ясно дают понять, что выдержки из книг и речей отца Даниила Сысоева на самом деле лишь повод для мусульман нанести удар по Православной Церкви посредством светских законов.
Заявление X. Г. Хамидулл иной было официально поддержано Духовным управлением мусульман азиатской части России, общероссийским общественным движением «Российское исламское наследие» и Ассоциацией культурно-просветительных организаций «Собрание». При этом упомянутый выше сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов заявил: «Я предлагаю и другим небезразличным к этому делу мусульманам, объединившись, подать заявление в прокуратуру на священника, разжигающего межрелигиозную рознь. Я же в свою очередь буду оказывать всю необходимую поддержку»*.
Из этого следует, что вышеупомянутое заявление против православных нужно рассматривать не как частную, а как общественную инициативу со стороны российского ислама.
—
*См.: http: //www.islam.ru/ms/2008-02-ll/?single= 19680?print_page.
Если мы посмотрим на обвинения, которые X. Г Хамидуллина выдвигает против отца Даниила Сысоева, то увидим, что они базируются в основном на его отношении к вероучению ислама; священник неоднократно подчеркивал, что отношение к мусульманскому вероучению ни в коем случае не должно быть поводом для ненависти или неприязни к самим гражданам, исповедующим эту религию. Это невольно признает даже г-жа Хамидуллина, приводя высказывание отца Даниила: «К мусульманам нет ненависти, а есть желание через приведение к Иисусу Христу спасти их души». А в книге отца Даниила «Брак с мусульманином», которая, по уверению Халиды Гумаровны, будто бы «возбуждает ненависть к мусульманам», есть, например, такие строки: «Мусульманин несет на себе отпечаток образа Божия, а потому достоин и чести, и уважения».
Вот в чем мусульманская журналистка предлагает российскому правосудию видеть экстремизм. По ее мнению, отец Даниил возбуждает ненависть:
— к священному символу ислама — пророку Мохаммаду, называя его «лжепророком», а его наставления— «лжепророчеством»;
— к священной книге мусульман — Корану, который, по Даниилу Сысоеву, «написан лжепророком и соответствует его прихотям»;
— к исламской религии, называя ее «лжепророчеством, вдохновленным извечным врагом рода человеческого»;
— к мусульманам, утверждая, что «мусульмане после смерти пойдут в ад».
Итак, «экстремизм» заключается в том, что священник не признает Мухаммеда истинным
пророком, а его наставления — истинным пророчеством, соответственно не признает, что Коран есть истинное Слово Божие, и что следование Корану и вера Мухаммеду может привести к спасению и райской участи.
Естественно, что непризнание Мухаммеда истинным пророком автоматически означает определение его притязаний на пророчество как ложных. И раз он ложный пророк, то и книга, излагающая его учение, написана лжепророком, и те, кто следует ложному учению, не могут рассчитывать на благую участь в посмертной жизни.
Наличие собственного мнения подразумевает, что оно отлично от мнения, содержащего прямо противоположные убеждения. И критическая оценка противоположного мнения никакого отношения к экстремизму не имеет.
Пытаясь утверждать обратное, мусульмане посредством заявления Хамидуллиной фактически хотят приравнять к уголовно наказуемому преступлению нежелание признать ислам истинной религией.
Но ни священник Даниил Сысоев, ни остальные чада Православной Церкви не могут сделать такое признание, поскольку оно противоречило бы ее учению, выраженному в Библии, а также в постановлениях Соборов и творениях святых отцов.
Именно из следования этим источникам вытекают те установки, которые имеются в цитируемых словах священника Даниила Сысоева. Сам Иисус Христос в Евангелии сказал, что все пророки и закон прорекли до Иоанна Крестителя (см.:Мф. II, 13). Поэтому в Новом Завете нет указаний на будущих новых пророков, посланных Богом со специальной миссией, но есть предупреждения о том, что многие лжепророки восстанут, и прельстят многих (Мф. 24, 11).
Отнесение христианами Мухаммеда к лжепророкам вызвано не только тем, что он хронологически появился после Иоанна Крестителя, но и тем, что его учение отвергает основополагающие догматы христианской веры: в Коране недвусмысленно отрицается учение о Боге Троице (Коран 4.171; 5.73), отрицается то, что Иисус Христос есть воплотившийся Бог и Сын Божий (5.17, 72; 9.30, 19.88), отрицается Его Крестная : Жертва и сам факт распятия (4.157), утверждается, что христиане исказили Библию (3.78).
Поэтому неудивительно, что Церковь на Константинопольском Соборе 1180 года провозгласила: «Анафема Мухаммеду и его учению, переданному в Коране, в котором он исповедует, что Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос не является Сыном Божиим; благое называет дурным, а свет выставляет тьмою… кроме того, анафема тем, кто считает, что Мухаммед — пророк и посланник, от которого приняли учения и заповеди, противные учению Христа» .
О том же говорят и святые отцы христианства — например, преподобный Иоанн Дамаскин: «Со времени Ираклия… возник у сарацин лжепророк, называемый Мухаммед, который… составил собственную ересь… он распускает слух, будто ниспослано ему с неба от Бога писание» («О ересях вкратце»).
Следуя словам Христа: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен, будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 15-16), Православная
Церковь учит, что все, не принявшие Христа и не поверившие Его Евангелию, окажутся вне спасения.
Вполне естественно, что христианский священник считает истинным именно христианское учение и потому вынужден признавать не-истинным все противоречащие ему учения, в том числе и мусульманское, следуя учению святых отцов — например, святителя Феофана Затворника: «.Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (ср.: 1 Тим. 3, 15). Будь в Церкви, содержи все, что она содержит,— и будешь во истине, будешь обладать истиною и жить по ней и в ней… Вне Православной Церкви нет истины».
А если мы еще вспомним, что всякий православный священник перед рукоположением дает в письменном виде присягу, в которой клянется «учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святой Православной Церкви и святых отцов», то станет ясно, что своими утверждениями священник Даниил Сысоев лишь добросовестно выполняет профессиональный долг, сообщая читателям и слушателям то церковное учение, которое узнал из