Библии и творений святых отцов.
И высказывания отца Даниила, как воспроизводящие учение его религии, так и вытекающие из них критические оценки других учений, со стороны закона защищены 28-й статьей Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что «каждому гарантируется… свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию… иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Исковое заявление г-жи Хамиду длиной, пытающейся приравнять изложение христианского взгляда на ислам к экстремизму и требующей уголовной ответственности для тех, кто не считает Мухаммеда истинным пророком, противоречит пункту 2 статьи 19 Конституции РФ, где сказано: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности», а также пунктам 1 и 3 статьи 29: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова… Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
Посредством искового заявления X. Г. Хамидуллиной, встретившего широчайшую информационную поддержку мусульманских СМИ, проводится попытка ограничить конституционные права граждан-немусульман, прежде всего православных, запретить критику ислама и выражение православными тех убеждений, которые составляют их вероучение. И разумеется, посредством всего этого поставить ислам в более привилегированное положение.
Хочется верить, что подобная инициатива обречена на провал, особенно учитывая то, что в российском законодательстве нет ни слова о таких преступлениях, как «пропаганда превосходства одной из религий над другой» и «унижение религиозных чувств», которые мусульманская журналистка инкриминирует православному священнику. Это все вымышленные формулировки, которые, видимо, посредством данного иска пытаются насадить в массовом сознании как реально существующие факты.
Из неофициальных источников стало известно, что Российская прокуратура отказала в возбуждении иска по заявлению X. Г. Хамидуллиной. Следователь Таганской прокуратуры ?. Е. Коробков сообщил мусульманским журналистам, что книги отца Даниила Сысоева по результатам экспертизы не признаны экстремистскими. «Я прочитал обе книги, и основные тезисы мне понятны — весомых данных для возбуждения уголовного дела нет»,— сообщил он.
После этого XX, Хамидуллина опубликовала на исламских сайтах данные своего лицевого счета, на который призвала мусульман перечислять средства для юридической борьбы с «гражданином Сысоевым». Как видим, иски против православных священников даже в случае неудачи могут превращаться в прибыльное дело.
Также г-жа Хамидуллина обратилась к правозащитникам, а именно к председателю Московской Хельсинкской группы Людмиле Алексеевой, с заявлением в связи с оскорблением чувств мусульман и разжиганием вражды по признаку религиозной принадлежности, в котором она просит «выразить свое отношение по поводу многолетней антиконституционной деятельности священника РПЦ МП Даниила Алексеевича Сысоева и привлечь его к ответственности».
Как бы ни закончилась данная эпопея, нужно отдавать себе отчет в том, что это не первая и далеко не последняя мусульманская инициатива, направленная против Русской Православной Церкви. Можно предположить, что основной лейтмотив «апелляции к светскости государства» как формального обоснования этой борьбы будет и далее звучать в них.
Безграмотность или провокация?
Недавно стало известно, что глава Тюменского казыята* Духовного управления мусульман азиатской части России имам Фатых Гари-фуллин заявил: «Отсутствие должного количества мечетей в крупных городах вынуждает российских мусульман и летом и зимой совершать пятничные намазы под открытым небом. Это наносит вред здоровью людей, создает определенную социальную напряженность в обществе. В связи с этим я хотел бы обратиться к главе Русской Православной Церкви, многоуважаемому Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму с просьбой позволить мусульманам по пятницам проводить богослужения в православных храмах».
Такое заявление выглядит, мягко говоря, демонстрацией бестактности и неуважения к Православной Церкви. Неуважение выражается в том, что мусульмане не сочли нужным, прежде чем выступать с публичным заявлением, позаботиться узнать о том, как Православная Церковь относится к подобным вопросам.
Если бы им пришло в голову обратиться за такой консультацией, то они узнали бы, что предлагаемое ими запрещено церковным законом — каноническими правилами Православной Церкви. А именно 6-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не попускать еретикам, коснеющим в ереси, входить в дом Божий», а 45-е правило святых апостолов указывает, что «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками только молившийся,
—
* Казыят — территориальное подразделение муфти-ята, напрямую подчиняющееся муфтию.— Ред.
да будет отлучен. Если же позволит им действовать что-либо, как служителям Церкви: да будет извержен».
Правила о еретиках относятся и к мусульманам, поскольку, как известно, святые отцы Церкви называли ислам ересью — например, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феофан Исповедник, святитель Симеон Фессалоникийский.
Среди малообразованных людей распространено ошибочное мнение, что будто бы это было следствием «непонимания» ими того, что ислам есть «самостоятельная религия», а не «ересь, отколовшаяся от христианства». Говорящие так не понимают, что преподобный Иоанн, как и прочие святые отцы, называл ислам ересью в изначальном смысле этого слова, подразумевая под этим любое религиозное заблуждение, отличное от истины Православия. Точно так же к ересям они относили, например, и раввинистический иудаизм, и язычество. Разумеется, ни преподобный Иоанн Дамаскин, ни другие отцы вовсе не обязаны были понимать это слово в том узком значении, которое придают ему современные светские люди.
Итак, совершать в православных храмах какие-либо свои культовые действия еретикам, в том числе и мусульманам, по правилам Церкви никак нельзя. И эти правила являются следствием и выражением Христовых заповедей (см.: Мф. 7, 6).
В качестве обоснования своего предложения г-н Гарифуллин сообщил, что «подобная практика уже давно существует в европейских странах, где мусульмане выкупают пустующие христианские храмы или арендуют их для проведения пятничных богослужений».
Действительно из-за духовного кризиса в католических и протестантских странах Европы многие католические и протестантские храмы там пустуют и выставляются на продажу. Немало таких зданий было приобретено не только мусульманами, но и православными общинами. Однако тюменский имам умолчал о следующих важных фактах.
1. Такой практики не существует в православных странах.
2. Храмы Русской Православной Церкви не пустуют.
3. Мусульманская община России примерно в два раза лучше обеспечена культовыми сооружениями, чем Русская Православная Церковь это следует из элементарного сопоставления числа культовых зданий, приходящихся на число общин той и другой религии.
4. Нередко в России пустующими являются как раз мечети. Например, имам Сергиево-Посадской общины даже выступал с заявлением о намерении продать здание новопостроенной в городе мечети, поскольку туда весьма мало кто ходил.
Кроме того, стоит также заметить, что мечеть в исламе из-за особенностей культа не имеет такого сакрального значения, какое имеет храм в Православии. В православном храме должен быть алтарь с престолом и жертвенником, со специальными священными сосудами, антиминс с частицей мощей святых мучеников, это место для богослужений должно специально освящаться — без всего перечисленного совершаться в здании православное священнодействие — Литургия—не может.
А в мечети просто происходит собрание мусульман, на котором они, по сути, совершают тот же молитвенный ритуал намаза, что и у себя дома. Никаких священнодействий, то есть таинств, при этом не совершается, никаких специальных священных предметов не требуется. И по мусульманским религиозным законам мусульмане совершенно спокойно могут совершать коллективную пятничную молитву не только в мечети, но и почти в любом другом помещении. Собственно, в этом признался и сам имам Фатых Гарифуллин, заявивший, что «мусульманам позволительно совершать намаз везде, за исключением кладбища, бани и туалета».
Но тогда вызывают удивление его утверждения о том, что «отсутствие должного количества мечетей в крупных городах вынуждает российских мусульман и летом и зимой совершать пятничные намазы под открытым небом».
Возникает логичный вопрос: при такой гибкости требований шариата что же их вынуждает молиться под открытым небом и обращаться за разрешением этой проблемы к Русской Православной Церкви? Неужели крупные российские города состоят исключительно из немногочисленных мечетей, православных храмов, туалетов и кладбищ?
Да нет же, любой может убедиться, что там немало других строений. Так почему бы «страждущим» мусульманам, к примеру, не арендовать ближайший спортзал или ресторан? В конце концов, ничто не препятствует им проводить коллективные пятничные молитвы у себя на квартирах.
В свете этого обстоятельства становится ясным, что данная «инициатива» продиктована
вовсе не какими-либо реальными нуждами и невозможностью решить их иным путем, а совсем другими целями.
Понять эти подлинные цели можно, если обратить внимание еще на одно обстоятельство, о котором умолчал в своей речи тюменский имам. Как известно, равноправные отношения должны строиться на принципе взаимности. А значит, вынося такое предложение, мусульмане должны при этом сообщить и о своей готовности предоставить мечети для богослужений православных христиан.
В Российской Федерации немало регионов, где число пустующих по воскресным дням мечетей существенно превосходит число православных храмов. Но что-то не видно такой взаимности со стороны г-на Гарифуллина и поддержавших его мусульманских СМИ.
И это показывает, что своей новой инициативой мусульмане пытаются добиться для себя не равноправного, а привилегированного положения — по сути, того положения по сравнению с христианами, которое они имели бы в мусульманском государстве, живущем по шариату. Там действительно мусульманский путник может1 зайти совершить намаз, а то и переночевать в любой христианский храм, причем не только сам, но и со своими животными, а забитые местные христиане должны его за свой счет принимать и содержать и ни в чем не перечить.
Но Россия не мусульманское государство, и принципы шариата действенны здесь не больше, чем законы Хаммурапи.
Так было в прошлом, так есть сейчас и так по милости Божией будет впредь.
Если же говорить совсем серьезно об этой «новой мусульманской инициативе», то можно ответственно заявить, что в принципе и сам Фа-тых Гарифуллин, и прихожане московских и тюменских, равно как и любых других, мечетей совершенно свободно могут совершать молитвы в православных храмах и в пятницу, и в любой другой день недели — при одном условии: если они примут Крещение и станут православными христианами.
И в общем-то, подобная практика уже давно существует в России.
Диалог с читателем
В чем наши общие представления об исламе категорически неверны?
Безусловно, и в среде христиан, и в среде мусульман существует множество заблуждений относительно веры соседа. Но вместе с тем христиане все же главную суть ислама понимают. Простой пример. Все христиане знают, что мусульмане верят в Аллаха и в то, что Мухаммед — его пророк. А это ни много ни мало — ташшахуд, мусульманское исповедание веры. А если попробуете отыскать мусульманина, который бы знал христианский Символ веры, вам придется изрядно потрудиться. Мусульмане в подавляющем большинстве не знают и не понимают христианства. У христиан тоже, конечно, встречаются заблуждения касательно ислама. Самое распространенное, которое мне доводилось слышать,— что мусульмане во время рамадана не постятся ночью потому якобы, что считают, будто Аллах их не видит. Это, конечно, абсурд, ни один образованный мусульманин такого не скажет.
Существуют ли для мусульман такие религиозные понятия, как «грех», «душа», «Таинство»? В чем их специфика?
Многие понятия в христианстве и исламе омонимичны, то есть