по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают
совершенно разное наполнение. Это касается, в общемто, почти всех религий, но ислама особенно. Когда мы произносим: «молитва», «пост», «милостыня», «паломничество», «душа», «грех», «Писание», христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи. Если этого не знать, при разговоре неизбежно возникает и нарастает взаимное непонимание, поскольку каждый априори считает, что оппонент имеет в виду под употребляемым словом именно то, что имеет в виду он сам!
Душа в исламе называется «нафс». Нафс — это естественная сторона человека, которая всегда подстрекает его к тому, чтобы делать зло. Эта, с точки зрения мусульман, естественная сторона души есть источник отрицания всякого добра в человеке. Они говорят, что «нафс создана таким образом, что она желает все недозволенное». Об этом говорится и в Коране: «…ведь душа побуждает ко злу…» (Коран 12.53)! Кроме того, мусульмане учат о предсуществовании душ, то есть о том, что сначала были сотворены души людей, а потом души вселяются в тела. Надо ли объяснять, насколько это далеко от христианского учения о душе? Христиане, наоборот, считают душу более возвышенной частью человека.
Что касается греха, здесь еще больше различий. Например, ислам отрицает понятие первородного греха. И в Коране и в Библии описывается грехопадение прародителей. Однако в Коране этому факту не придается такого общечеловеческого значения, как в Священном Писании христианства. Адам покаялся и был прощен. Его неведение было упразднено, грех исчез. Первый грех в исламе не мыслится как первородный, то есть открывший путь всем последующим грехам. Мусульманское богословие удобопреклонности ко греху падшего человеческого естества формально не признает. Однако эмпирическая очевидность этого явления нашла выражение в таком понятии, как «нафс». Ислам пытается осмыслить реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу в категориях творческого замысла Создателя, по сути списывая ответственность за это на Бога.
То же самое и в мусульманском учении о предопределении и втом, что Аллах есть равно источник и добра и зла. В самом понимании греха также есть различия. По мусульманскому учению, грех есть неведение Божественного закона. Христианство же никогда не рассматривало грех только лишь как неведение. Религиозный опыт не только христиан, но всего человечества убеждает в том, что грех оказывает влияние на согрешающего гораздо более глубинное, чтобы можно было ограничивать его только лишь умом. Это отражается и на том, что в исламе нет покаяния, нет исповеди, ничего подобного. Исповедание ислама и исполнение предписанных ритуалов автоматически очищает мусульманина от совершённых грехов.
Ну, а если говорить о Таинствах, то такого понятия, равно как и явления, в исламе нет. И это логично. Христианское понятие Таинства основано на христианском представлении о Боге как являющемся и явленном в мире, на представлении о благодати, Божественных энергиях, коими Он действует в мире. В исламе же Аллах предельно удален из мира, никакого богоявления быть не может.
Прописано ли в Коране, что надо «убивать неверных»? Откуда вообще взялась такая общеизвестная установка? И что входит в понятие «неверный»? Где окажутся души «неверных», которых убил шахид?
Да, это прописано в Коране и в Сунне — втором после Корана вероучительном источнике ислама. Например, характерен следующий хадис из Сунны, свидетельствующий, что Мухаммед сказал: «Мне приказано воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед Его слуга и Его посланник, они не повернутся в направлении нашей киблы (направление для молитвы), не будут есть то, что мы убиваем, и не будут молиться, как мы. Когда они станут делать так, мы будем не вправе отнять их жизнь и собственность, кроме того, что причитается от них». То есть утверждение необходимости войны против всех немусульман.
Также и в Коране говорится: «Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение» (Коран 4.74). Мухаммеду самому было приказано: «О пророк! Воодушевляй верующих сражаться с неверными!» (8.65).
Неверный — это немусульманин. По учению Мухаммеда, все неверные окажутся в аду, где будут мучиться вечно. Рай же предназначен только для мусульман.
Существует ли религиозный спор между ваххабизмом и «мирным» течением в исламе?
Начнем с того, что такого разделения в исламе нет. Не существует «мирного» и «немирного» ислама. Нет таких течений. Есть «мирные» и «немирные» мусульмане. Причем первые являются «мирными» чаще всего в силу внерелигиозных причин. В самих источниках ислама прописана необходимость ведения войны за всемирное распространение ислама. Есть мусульмане, которые этим предписаниям следуют, есть те, которые не следуют. Но серьезного богословского спора между ними нет и быть не может, потому что по священным источникам ислама все очевидно.
Термин «ваххабизм» сейчас стал своеобразным журналистским клише, которым клеймят любого мусульманина, застигнутого за совершением теракта. Собственно исторические «ваххабиты» были последователями авторитетного суннитского богослова Абд эль-Ваххаба, который воспроизводил идеи ханбалитов — одной из законных и признанных правовых школ в исламе. Ныне ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии.
Мусульмане вполне признают саудовских богословов мусульманами. Хотя, конечно, исламское общество («умма») не монолитно, и как среди христиан встречаются верящие в гороскопы, так и среди мусульман встречаются те, кто не считает ваххабитов мусульманами. Но это не те, кто определяет отношение к ним уммы.
Как относятся мусульмане к Новому Завету? Можно ли провести аналогию между Кораном и Новым Заветом? Существует ли в исламе что-то вроде десяти заповедей?
Мусульмане считают Новый Завет книгой, которую якобы исказили христиане. Поэтому реально существующую Библию они Священным Писанием не считают. Подавляющее большинство мусульман никогда не читали Евангелия, и представления их об этой книге, как и о христианстве в целом, крайне невежественные и неадекватные.
Что касается второй части вопроса, то не вижу общего поля, на котором можно было бы проводить аналогии между Новым Заветом и Кораном. Все слишком разное. И по форме, и по содержанию, и по отношению верующих. В исламе не существует «десяти заповедей», там существует шариат, который включает перечень дозволенного и запрещенного, их градации и соответствующие наказания. Собственно, и христианская жизнь отнюдь не исчерпывается десятью заповедями. И даже в Ветхом Завете существовало множество дополнительных предписаний. В Православии есть свод канонических правил, сформулированных святыми отцами и одобренных Вселенскими Соборами. Именно это определяет, что хорошо и что плохо для христианина.
О православном нашем народе говорят, что он крещен, но не просвещен. Насколько жива религиозность российских мусульман?
В исламе — как и везде. Есть значительная часть секуляризированных мусульман, которые не молятся, не читают Коран, почти не заходят в мечеть и называют себя мусульманами лишь «по традиции». А есть и меньшинство более религиозно активных верующих. Примерно ту же картину мы увидим и в буддизме, и в иудаизме, и в других более-менее широко распространенных религиях.
Европейская культура подразумевает наличие границ и моральных устоев внутри человека. На Востоке, напротив, сильно подавление извне: государством, родней, имамами,
селением, тейпом*. Верно ли, что это одна из причин агрессии и несдержанности мусульман? Можно ли вообще сказать про мусульманина, что он агрессивен и несдержан?
«Тейп» — это понятие исключительно чеченское. Деление на «Запад» и «Восток» вообще в данном контексте некорректное. Между грузином, арабом и китайцем различий больше, чем между каждым из них и европейцем. В странах мусульманского мира немало христиан, они существуют почти в каждом народе, и даже от 8 до 10% арабов являются христианами. При этом модель поведения их существенно отличается от таковой их исламизированных соплеменников. Кстати, некоторые европейские народы, например черногорцы, сохраняют до сего дня деление на племена, однако мы не слышим каждый день по телевизору о черногорских террористах. Здесь надо просто называть вещи своими именами и искать причину в идеологии, а не в национальности или исторических предпосылках.
Что касается второй части вопроса, мусульмане — это живые люди. И, как любые люди, они разные. Есть среди них достойные, есть мирные, есть добропорядочные. Но если говорить в целом, то ответ на ваш вопрос будет очевиден для всякого, кто более-менее регулярно следит за новостями. Хотя в новостях сообщают еще далеко не обо всем касательно данной темы.
Возможна ли сейчас православная миссия среди мусульман и какая?
Православная миссия среди мусульман существовала всегда. Так, например, уже один из ранних
—
*Тейп — единица родоплеменной организации чеченского народа.— Ред.
сподвижников самого Мухаммеда, Убайдаллах ибн Джахиз, переселившийся во время «первой хиджры» в Эфиопию, уверовал там во Христа и принял Крещение. Он был первым, но далеко не последним мусульманином, кто обратился к свету истины. Переходили тысячами и десятками тысяч.
А некоторые мусульмане, обратившись в христианство, принесли столь великий духовный плод, что впоследствии были прославлены Церковью в лике святых. Например, среди арабов это преподобномученик Христофор Савваит и мученики Абу Тбилисский, Антоний-Равах и Варвар; из булгар — святой Авраамий Болгарский; из турок — мученики Омир, Ахмед Писец и Константин Агарянин; из албанцев — мученик Иоанн Албанский; из татар — мученики Петр и Стефан Казанские и преподобный Серапион Кожеозерский, основавший Кожеозерский Богоявленский монастырь на севере России и воспитавший семь святых для Русской Церкви.
Но и в наши дни действует миссия среди мусульман. Возьмем Индонезию. Двадцать лет назад в Православие обратился первый индонезиец. Пятнадцать лет назад, приняв монашество и священническую хиротонию, он вернулся на родину, начал проповедовать и за эти годы обратил 2,5 тысячи человек, основал несколько приходов, построил храмы, подготовил к рукоположению других индонезийцев — в мусульманской стране возникла Православная Церковь! Другой пример: в 1990-х годах в Грузии в результате миссионерской деятельности большинство грузинских мусульман перешли в Православие, так что даже в один день крестились по 5 тысяч мусульман. В исламизированных районах Болгарии, а также в Албании православное миссионерство сейчас приносит явные плоды.
Кое-что делается и у нас, в России. Например, вот уже несколько лет в Москве по благословению священноначалия происходят молебны на татарском языке для православных татар. Но, конечно, активной и целенаправленной работы среди мусульман Русская Церковь сейчас не ведет, хотя возможности для этого есть.
Вы создали сайт, на котором рассматривается ислам с позиций Православия. Есть ли диалог между мусульманами и православными? Какие вопросы являются острыми для мусульман?
Диалог на личном уровне никогда не прекращался. Многие православные пересекаются в своей жизни с мусульманами; естественно, что между ними иногда возникают разговоры на тему веры. Если же вы имеете в виду более общий уровень, то, насколько я понимаю, Межрелигиозный совет России не занимается богословскими диспутами, а посвящен совместному решению внерелигиозных проблем. Кроме того, издается полемическая противохристианская литература у мусульман, а также есть некоторые опыты в