Скачать:TXTPDF
Жизнь Мухаммеда. Панова В., Бахтин Ю.

и с помощью Бога враги будут неминуемо разбиты. В небесах, среди причудливых громадных облаков, им виделся сам ангел Джибрил в желтом тюрбане во главе неисчислимого небесного воинства. Джибрил восседал на волшебном коне Хайзум, и его громоподобные возгласы «Вперед, Хайзум!» разносились над полем боя.

В начале битвы курайшиты, вдвое превосходившие по численности мусульман, добились незначительного успеха, некоторым из них удалось даже пробиться к водоему и утолить жажду. По затем натиск мусульман усилился, лучшие воины курайшитов стали падать один за другим, и ряды их дрогнули. Вскоре мухаджир Муад ибн Амр пробился к Абу Джахлю и ударом меча перебил ему голень, в ответ он получил от сына Абу Джахля удар в плечо, и его левая рука повисла на лоскуте кожи.

Истекающий кровью Муад не покинул поля боя и продолжал мужественно сражаться. Болтающаяся рука мешала ему, он наступил на нее ногой и оторвал ее прочь;

как это ни странно, Муад выжил и принимал потом участие во многих боях. Раненого и беспомощного Абу Джахля, которого курайшиты не смогли унести с поля боя, обнаружил другой мухаджир, который и добил его.

Лишившиеся предводителя курайшиты не выдержали натиска мусульман и побежали к своему лагерю, где их ждали верблюды и спасение. Разгром их был полным. Около пятидесяти курайшитов пали во время сражения, и среди них знатные представители всех кланов; были убиты и шесть мусульман-вероотступников, предавших Мухаммеда и вернувшихся к язычеству; примерно столько же сдалось в плен.

Пленные считались добычей того, кому они сдались, подняв левую руку. Это была самая ценная добыча, так как за каждого пленного можно было получить богатый выкуп, равный примерно стоимости трех-четырех рабов. Пленными поэтому дорожили и зря их не убивали. Однако у мухаджиров с курайшитами были свои счеты, и еще не кончилось сражение, как Биляль и другие бывшие рабы начали избиение и истязание пленных. Биляль нашел среди пленных своего бывшего хозяина, некогда подвергавшего его пыткам, отнял его у законного владельца и казнил мучительной казнью — по кускам обрубая ему руки и ноги, пока тот не испустил дух.

Мухаммеду и его ближайшим помощникам с трудом и не сразу удалось прекратить резню. По-видимому, запрещая убийство пленных, Мухаммед руководствовался не только гуманными соображениями, но и трезвым расчетом — политика ненависти к богачам, давшая прекрасные результаты в первые годы проповеди, все больше мешала распространению ислама, вызывала резкое недовольство зажиточной части мусульман. Этой бесперспективной политике нужно было положить конец, сделав войну чисто религиозной. Сохраняя жизнь сдавшимся в плен знатным курайшитам, богачам и рабовладельцам, Мухаммед облегчал победу ислама над язычеством, показывал свою добрую волю и готовность забыть старые счеты. Мусульмане потеряли всего четырнадцать человекшесть мухаджиров и восемь ансаров. Половина убитых курайшитов пала от руки мухаджиров, которых было почти в три раза меньше ансаров. Торговцы-мухаджиры были не более искусными воинами, чем земледельцы-ансары; очевидно, они сражались с большим воодушевлением, и именно их мужеству и самоотверженности обязаны мусульмане победой при Бадре.

Среди мухаджиров невероятными ратными подвигами покрыли себя богатыри Хамза и Али — при их участии было повержено четыре десятка курайшитов. Хамза, с помощью которого был добит и Абу Джахль, получил прозвище Лев Ислама, а Али с этих пор стали называть Мечом Ислама.

Едва удалось прекратить резню пленных, вспыхнули разногласия по поводу богатой добычи. Мусульмане захватили сто пятнадцать верблюдов, четырнадцать лошадей, оружие, утварь и припасы. Мухаммед приказал собрать все трофеи — и подобранные на поле боя, и найденные в поспешно покинутом курайшитами лагере — и заявил, что он лично произведет раздел. Этому решению пророка мусульмане нехотя подчинились. Когда все было собрано, Мухаммед объявил, что раздел добычи будет произведен в соответствии с откровением, полученным им от Аллаха: пятая часть ее должна быть предоставлена в распоряжение пророка, остальное будет разделено поровну между всеми участниками похода, вне зависимости от поведения каждого из них в бою. Выкуп, который будет получен за пленных, будет поделен тоже поровну.

Речь Мухаммеда вызвала резкие возражения, в первую очередь со стороны мухаджиров, которых дележ поровну не устраивал — против доли пророка они не возражали, но они сражались лучше ансаров и рассчитывали по крайней мере на половину остальной добычи. Все участники сражения считали несправедливым, что телохранители Мухаммеда, в полной безопасности простоявшие у дверей его хижины, получали такую же часть добычи, как и те, кто рисковал своей жизнью. На это мусульмане, несшие охрану пророка, резонно возражали, что они не по своей воле не принимали участия в битве, а подчиняясь приказу Мухаммеда.

Пользуясь авторитетом пророка и опираясь на полученное от Аллаха откровение, при поддержке большинства ансаров, которым предложенный принцип раздела добычи был выгоден, Мухаммед после долгих препирательств настоял все-таки на своем. Всю ценную добычу, в основном оружие, доспехи и одежду, мусульмане принесли к Мухаммеду, а хлам, который не стоило тащить с собой в Медину, сожгли.

После этого выкопали яму и побросали в нее убитых курайшитов, среди которых Мухаммед увидел и одного из сыновей Абу Суфиана.

Отрубленную голову Абу Джахля бросили к ногам Мухаммеда, но он не узнал своего врага. В смерть Абу Джахля Мухаммед не верил до тех пор, пока не опознал его обезглавленный труп среди убитых — опознал по шраму на колене, шраму, причиной которого был сам Мухаммед: давным-давно, еще на заре юности, он нечаянно толкнул будущего Абу Джахля (который не был в те годы ни Отцом Безумия, ни врагом), и тот ранил себе колено.

Ансары смотрели на убитых курайшитов с равнодушным любопытством, для мухаджиров же бурная радость и торжество при виде поверженных врагов сменялись чувствами скорби и горя, когда они узнавали среди павших своих родственников и бывших друзей. Говорят, что один мусульманин поседел, опознав среди сволакиваемых в яму курайшитов родного отца. Проявление скорби по язычникам, врагам Аллаха и его посланника, не подобало людям, предавшим себя исламу, а молиться за язычников было запрещено. Все они после смерти попадали в ад — их засыпали землей без всяких почестей, и на этом обряд погребения закончился.

Только один курайшит не удостоился чести быть похороненным в братской могиле -мусульманам никак не удавалось снять с него кольчугу, и им пришлось буквально выковыривать убитого по кускам, чтобы сохранить ценный трофей неповрежденным. Останки врага не отнесли в яму, их просто забросали землей и камнями. В полночь Мухаммед пришел к яме.

— О люди ямы! О Утба! О Шайба! О Омейя! О Абу Джахль! — прокричал он, обращаясь к погребенным врагам и перечисляя их всех по именам. — Удостоверились вы в истинности того, что обещал вам Господь? Я нахожу, что обещанное мне Господом — истинно!

Мусульмане удивились, услышав, что Мухаммед разговаривает с мертвецами. «Они слышат меня не хуже, чем вы, — объяснял им пророк, — но они не могут отвечать мне». Павших на поле брани мусульман похоронили с подобающими почестями, но без языческих обрядов. Погибшие мусульмане приняли мученический венец, сражаясь на пути ислама, смерть их должна вызывать в сердцах оставшихся в живых зависть, а не скорбь, ибо они избранники Аллаха, им уготовано райское блаженство. Так поведано было Мухаммеду в откровении, которое он и сообщил верующим. Поэтому чрезмерные проявления скорби греховны — стричь волосы, разрывать на себе одежду, испускать вопли, расцарапывать в кровь лицо и грудь запрещалось. Только молитвы и слезы уместны при погребении. Мухаммед запретил даже омыть тех, кто пал мученической смертью, — кровь, пролитая ими, не грязь, она украшает их лучше, чем золото и пурпур. В день воскресения, который павшие воспримут как завтра, ибо время пролетит для них как единый миг, запекшаяся на их телах и одежде кровь лучше всяких слов засвидетельствует их геройскую смерть на пути Аллаха, послужит им пропуском в райскую обитель.

На следующее утро после битвы при Бадре мусульмане отправились в Медину, ведя с собой захваченных пленных. Среди них было много выдающихся курайшитов, в том числе один из сыновей Абу Суфиана. В толпе пленных, с руками, привязанными к шее, шли и родственники пророка — грузный Аббас, два племянника и зять Абуль Ас, муж дочери пророка Зайнаб, оставшейся в Мекке.

Мухаммед запретил мусульманам убивать пленных, но опасных противников ислама и своих личных врагов он не собирался щадить. Он приказал казнить Укбу, покушавшегося некогда на его жизнь в ограде Каабы. «Кто же позаботится о моих детях, о Мухаммед?» -якобы спросил приговоренный к смерти. «Ад позаботится о них!» — ответил пророк, и Али зарубил Укбу мечом. Другого пленного курайшита, ан-Надра, некогда утверждавшего, что Мухаммед пересказывает в Коране персидские легенды и сказки, также убил Али по приказу пророка. Преданный Омар порывался выбить передние зубы У захваченного в плен курайшита, некогда язвительно высмеивавшего пророка и посланника Аллаха, но Мухаммед запретил увечить пленных.

На одном из привалов по пути в Медину Мухаммед поделил добычу, предварительно тщательно оцененную. Пятую часть ее он взял себе, остальное распределил поровну между всеми мусульманами, принимавшими участие в походе. Долю, предназначенную павшим в битве, отдали по возвращении в Медину их ближайшим родственникам.

По дороге ниспосланы были Аллахом обильные и вдохновенные откровения, которые вместе с откровениями, полученными до и во время сражения, составили суру «Добыча».

Победа, победа, победа! Небывалая, чудесная, над вдвое превосходящим врагом! Малой кровью! Великая победа! Впервые за четырнадцать лет проповеди обещания Аллаха начали наконец сбываться — полное торжество веры, торжество Мухаммеда над всеми скептиками и маловерами! Неудивительно, что сознанием непобедимости и сопричастности всемогущему Богу проникнуты многие стихи этой суры.

— Повинуйтесь Богу и его посланнику. Как вывел тебя Господь твой из твоего дома с истиной, а часть верующих противились, препираясь с тобой об истине, после того как она разъяснилась, точно их гонят к смерти, а они смотрят.

Все оправдалось — и непримиримость к курайшитам, и нежелание признать дочерей Бога и прочих идолов, и исход из Мекки, и призыв сражаться на пути ислама! Все оправдалось, во всем был прав Мухаммед — пророк и посланник Бога!

Сама битва при Бадре приобрела в откровениях Мухаммеда законченный образ божественного чуда:

• — И вот, обещал вам Аллах один из двух отрядов, что он будет вам — это про то, как Мухаммед звал их в поход, обещая победу, а они колебались, — вы желали бы, чтобы не имеющий вооружения достался вам (вам хотелось захватить караван Абу Суфиана — еще бы! Тысяча нагруженных дорогими сирийскими товарами верблюдов и всего шестьдесятсемьдесят человек охраны, а вас собралось больше трехсот). А Аллах желает утвердить истину Своими словами и отсечь

Скачать:TXTPDF

Жизнь Мухаммеда. Панова В., Бахтин Ю. Ислам читать, Жизнь Мухаммеда. Панова В., Бахтин Ю. Ислам читать бесплатно, Жизнь Мухаммеда. Панова В., Бахтин Ю. Ислам читать онлайн