верные получили и славу и добычу — на зависть малодушным мусульманам, противившимся войне. День возвращения в Медину стал для Мухаммеда днем небывалого триумфа. Победа умножала число его сторонников. Пятую часть богатой добычи пророк почти целиком обратил на дело веры, щедро роздал ее неимущим и колеблющимся мусульманам. Этим он приобрел горячих поборников войны с курайшитами и среди тех, кто лично не мог принимать участия в сражениях. Война становилась общим делом всех мусульман — больных и престарелых, женщин и детей, и вчерашних рабов, у которых не было ни оружия, ни припасов, чтобы участвовать в войне.
Перед каждым мусульманином обещанная и доказанная поддержка Аллаха открывала возможность покончить с бедностью — с помощью Аллаха война могла быть только победоносной, а потому каждый, отправившийся сражаться за веру, наверняка должен был получить и славу и богатство, если, конечно, уцелеет. Тем самым война решала проблему бедности. Из крайней нищеты можно было вырваться уже сейчас, не дожидаясь воплощения братской любви и справедливости на земле, когда богатые станут добровольно делиться своим имуществом с бедняками.
Выкуп, полученный мусульманами за пленных, по-видимому, намного превосходил стоимость захваченной добычи. Особенно большие деньги удалось выручить за самых богатых и знатных курайшитов. Аббаса, дядю пророка, отпустили за двенадцать укийа золотом — двенадцать тысяч дирхемов; немалые деньги получили и за племянников пророка, и за зажиточных представителей кланов Максум и Абд Шамс — наиболее последовательных противников Мухаммеда и ислама. За них брали по четыре-пять тысяч дирхемов. Зять Мухаммеда, богатый Абуль Ас, не пожелал принять ислам. Говорят, что в счет выкупа за него Зайнаб прислала из Мекки отцу и пророку ожерелье Хадиджи, подаренное ей в день свадьбы. Это ожерелье растрогало Мухаммеда, и он уговорил мусульман отпустить Абуль Аса без выкупа, если тот вернет ему Зайнаб. Преуспевающий торговец, которому принятие ислама грозило разорением, согласился на предложение Мухаммеда. Вернувшись в Мекку, он тотчас снарядил Зайнаб для отправки в Медину, несмотря на противодействие курайшитов, которым выгодно было оставить у себя дочь пророка в качестве заложницы.
Курайшит Хаббар угрожал пронзить Зайнаб копьем, когда она попыталась открыто покинуть Мекку, а потом нанес ей побои; через день Зайнаб, которая была на сносях, родила мертвого ребенка.
Узнав об этом, Мухаммед приказал сжечь Хаббара живьем, если он когда-нибудь попадется в руки мусульман. Позднее, однако, он отменил свой приказ — казнить огнем, пояснил он, имеет право только Бог, а потому Хаббару следовало отрубить голову. Это указание пророка послужило причиной того, что мусульмане, в отличие от христиан, не жгли своих врагов на костре.
Абуль Асу пришлось тайно вывезти Зайнаб из Мекки. В заранее условленном месте он передал ее Зайду, приемному сыну Мухаммеда, специально посланному, чтобы препроводить дочь пророка в Медину.
Брак язычника Абуль Аса и мусульманки Зайнаб, с точки зрения Мухаммеда, был греховным и незаконным. Тем не менее, когда Абуль Ас в годы гонений на мусульман отказался развестись с Зайнаб, Мухаммед был тронут его поступком. Теперь незаконное сожительство дочери пророка с язычником было наконец прекращено, правда вопреки воле Зайнаб. Насильно возвращенная к отцу, Зайнаб не вышла вновь замуж, несмотря на то что ее руки добивались многие. По-видимому, Мухаммед и не принуждал ее к этому шагу, который мог быть для него политически весьма выгодным. Примерно через шесть лет Абуль Ас вновь был захвачен в плен мусульманами и приведен в Медину — на этот раз вместе с караваном, снаряженным на его деньги. Зайнаб упросила Мухаммеда пощадить его -впрочем, не столько его, сколько его собственность. Спасенный своей женой, язычник Абуль Ас принял ислам, после чего Мухаммед разрешил своей дочери вновь стать женой собственного мужа.
Богатый выкуп не удалось получить только за сына Абу Суфиана — этому злейшему врагу Мухаммеда посчастливилось захватить в плен одного из мусульман, на которого он и обменял своего сына. Без выкупа отпускали на свободу и тех курайшитов, которые согласились принять ислам, впрочем, их к этому никто не принуждал, так как мусульманам такое «прозрение» язычников было попросту невыгодным. Вопреки требованию Корана, с некоторых новообращенных, в искренности которых Мухаммед сомневался, был все-таки взят выкуп — все равно после принятия ислама дорога в Мекку для этих курайшитов была закрыта. Одного пленного, которого родственники отказались выкупить, отпустили в Мекку под честное слово — этот пленник поклялся со временем сам выплатить стоимость своей свободы.
Несколько бедняков, обремененных семьями, Мухаммед отпустил без выкупа — они поклялись не поднимать оружия против мусульман.
Так было реализовано требование Мухаммеда о гуманном отношении к пленным. Нужно признать, что оно было действительно довольно человечным
— в самой Медине пленных не истязали, их не продавали в качестве рабов (что, впрочем, было невыгодно), их не стремились держать в оковах вплоть до победы над курайшитами. Их отпускали за выкуп, размер которого зависел от зажиточности их самих и их родственников, и даже беднейшие среди пленных путем ли принятия ислама или под честное слово могли обрести свободу. Мира с курайшитами не предвиделось, и отпущенные на свободу пленные завтра могли выступить против мусульман с оружием в руках. И тем не менее их отпускали — не только потому, «то мусульмане нуждались в деньгах, но и для того, чтобы плен не страшил курайшитов. Отпуская курайшитов на свободу, Мухаммед умножал число своих врагов, но подрывал их решимость сражаться насмерть.
Кончина Рукайи опечалила Мухаммеда как отца и озаботила как политика: равновесие сил в кругу его ближайших соратников нарушилось, влиятельный среди мухаджиров Осман ибн аль-Аффан, бывший зять, утратил родственную связь с пророком. В это же время овдовела Хафса, дочь Омара, — ее муж пал мученической смертью в долине Бадр. Омар, давно стремившийся занять прочное положение в руководстве общиной мусульман, предложил Хафсу в жены Абу Бакру. Хафсе было восемнадцать лет, она отличалась, по словам преданий, пленительной красотой, но, к сожалению, обладала столь же неистовым характером, как и ее отец. По этой причине кроткий Абу Бакр, возраст которого приближался к шестидесяти, отклонил лестное предложение Омара. Отказ Абу Бакра был обусловлен в глазах Омара вполне уважительными причинами, но когда Хафсу отверг и Осман ибн аль-Аффан, Омар почувствовал себя кровно оскорбленным — по-видимому, он усмотрел в этом нежелание признать его, Омара, одним из ближайших соратников пророка, нарочитое умаление своих заслуг перед исламом, попытку оттеснить его на задний план. Оскорбленный и униженный в глазах всех мусульман, Омар отправился с жалобой к Мухаммеду. Грозивший разгореться в самых верхах мусульманской общины конфликт пророк погасил в зародыше — он предложил отдать Хафсу в жены ему самому: на большую честь Омар не мог и рассчитывать, он с радостью принял предложение пророка, и Мухаммед незамедлительно женился на Хафсе, которая была столь же честолюбива, как и ее отец.
Для Хафсы было пристроено помещение рядом с хижинами Савды и Айши, куда она и переселилась. Мухаммеду она пришлась по душе, но первенства Айши в его сердце не поколебала. Неистовый нрав Хафсы, которого так опасались Абу Бакр и Осман, Мухаммеду пришлось испытать на себе — говорят, что она являлась причиной многих ссор и скандалов в гареме пророка, глубоко его огорчавших. Тем не менее не какой-нибудь другой жене. а именно Хафсе передал Мухаммед сундук, в котором хранились накопившиеся к этому времени списки божественных откровений — священные тексты Корана.
За Османа ибн аль-Аффана, оставшегося «не у дел». выдал Мухаммед свою дочь Умм Кульсум, в результате чего Осман вновь стал зятем пророка. Нарушенное равновесие в руководстве мусульманской общины путем брачных комбинаций было восстановлено, ближайшие copa тники Мухаммеда-Абу Бакр, Али, Осман и Омар-стали его родственниками и в какой-то мере уравняли свои шансы в борьбе за власть. Не следует думать, одна ко, что Мухаммед, женясь на Хафсе, руководствовался только политическими соображениями -чувствительность пророка к женской красоте была известна, и он не скрывал ее. Самое драгоценное для человека, говорил якобы пророк, — добродетельная жена, преданная вере, послушная и приятная своему мужу; он смотрит с восторгом на ее телесную и душевную красоту.
Победа при Бадре усилила власть и влияние Мухаммеда, привлекла на его сторону много колеблющихся мусульман, выступавших ранее против войны. Противники Мухаммеда в Медине были не на шутку встревожены. Партия «лицемеров» во главе с Ибн Убайей поспешила заверить курайшитов, что с агрессивной политикой Мухаммеда мирные мусульмане ничего общего не имеют. Войну против курайшитов ведут не мединцы, а только Мухаммед и его сторонники. Остальные жители Медины — мусульмане и язычники -намерены придерживаться нейтралитета.
«Лицемеры» совершенно не были заинтересованы в победах Мухаммеда. Успех при Бадре казался им временным и случайным, требование Аллаха сражаться с курайшитами они считали измышлением Мухаммеда, а помощь Аллаха мусульманам во время битвы -сказкой, придуманной для легковеров и фанатиков. Они не сомневались, что собравшиеся с силами курайшиты в скором времени нанесут Мухаммеду сокрушительное поражение, от которого мусульман не спасут ни сонмы ангелов, ни ангел Джибрил.
Встревожила победа при Бадре и племена Медины, исповедовавшие иудаизм, для которых усиление Мухаммеда представлялось крайне опасным.
Противники Мухаммеда делали все, чтобы возбудить недовольство мединцев неизбежными отрицательными последствиями войны с курайшитами — нарушением безопасности торговли, враждой с кочевыми племенами, союзными курайшитам, нехваткой продовольствия в оазисе, требованиями новых и новых добровольных взносов на войну. Они предрекали мединцам, что поддержка Мухаммеда может кончиться разорением и опустошением всего оазиса. Кааб ибн аль-Ашраф, поэт и один из шейхов племени ан-Надир, узнав о битве при Бадре, отправился в Мекку, чтобы своими стихами и поэмами возбудить в курайшитах жажду мести, готовность продолжать борьбу и уверенность в победе над Мухаммедом.
В Мекке известие о поражении при Бадре произвело ошеломляющее впечатление, но не породило паники. Напротив, оно сплотило курайшитов — родственники убитых призывали к отмщению, выкуп многочисленных пленных больно ударял по целым семьям и кланам, дорога в Сирию и Палестину вдоль побережья Красного моря была закрыта.
Попытка мекканцев отправить караван в Ирак кружным путем, обогнув Медину с востока, кончилась печально. Караван, груженный серебром, был перехвачен отрядом мусульман во главе с Зайдом, приемным сыном пророка, а сопровождавшие его курайшиты в панике бежали в Мекку. Борьба с Мухаммедом становилась делом большинства мекканцев.
После гибели Абу Джахля курайшитов возглавил Абу Суфиан — единственный из старых недругов Мухаммеда оставшийся в живых. Непримиримый Абу Лахаб, который из-за болезни не принимал участия в походе против мусульман, скончался через несколько дней после того, как известие о поражении достигло Мекки. Этот враг ислама, прославившийся ненавистью к пророку, ненавистью тем более непростительной, что пророк приходился ему родным племянником, публично проклятый Мухаммедом,