Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Жизнь Мухаммеда. Панова В., Бахтин Ю.

сына Ашрафа», и пять молодых ансаров немедленно вызвались устранить Кааба. Кааб держался, однако, настороже, напасть на него в открытую заговорщики не решались, его можно было выманить только хитростью, а для этого лгать и лицемерить, против чего чуткая религиозная совесть убийц восставала. Сомнения их разрешил сам пророк — делайте, что хотите, лгите и обманывайте, но убейте Кааба, ибо он противник ислама; грех не падет на вас.

Притворившись недругами Мухаммеда, заговорщики завоевали доверие Кааба настолько, что он вышел к ним ночью; на глухом пустыре они прикончили его и утром бросили его сердце к ногам пророка — пророк благословил их подвиг во имя веры.

Молодые фанатики-мусульмане были готовы выполнить любой приказ пророка — один из них сказал родному брату-язычнику, что отрубит ему голову не задумываясь, если этого захочет Мухаммед. «Воистину вера, которая толкает на подобное, — чудо!» — воскликнул язычник и немедленно принял ислам. Террор умножал силы Мухаммеда не меньше, чем блистательная победа при Бадре. «Внутренние враги» были подавлены и нейтрализованы, никто не осмеливался открыто встать на сторону курайшитов или порицать действия пророка.

Нечестивая мечеть аль-Дирар, проклинаемая Мухаммедом, продолжала, однако, существовать незыблемо, как и партия «лицемеров». Никто из мусульман не посягал и на языческий храм богини аль-Манат. Уничтожались открытые враги пророка, «предатели», симпатизирующие курайшитам, и только. Не принимающие ислам жители оазиса чувствовали себя в безопасности, если они лояльно относились к пророку, и наивно считали, что и впредь им ничто не грозит. Этим себя успокаивали племена Курайза и Надир, не пожелавшие вступиться за племя Кайнука, когда Мухаммед изгнал его из Медины.

Военные экспедиции мусульман после битвы при Бадре стали более многолюдными — они собирали двести, триста и даже четыреста пятьдесят добровольцев. Обычно походы возглавлял сам Мухаммед, оставляя всякий раз кого-либо из мухаджиров или ансаров управлять Мединой в его отсутствие.

Отогнав Абу Суфиана в мае 624 года, Мухаммед в июне совершает поход в Неджд против сильного кочевого племени Гатафан, союзного курайшитам; армия мусульман пробыла почти месяц в Неджде, но кочевники не посмели принять бой. В сентябре он возглавил новую экспедицию в тот же район, а в октябре совершил поход в горы Хиджаза, продолжавшийся два месяца, хотя Мухаммед и не удалялся очень далеко от Медины. Военная кампания 624 года завершилась упомянутым походом Зайда в ноябре против курайшитского каравана, рискнувшего отправиться в Ирак кружным путем, через горы, лежащие к востоку от Медины. Этот поход принес мусульманам внушительную добычу -около ста тысяч дирхемов. Во время походов Мухаммеду ни разу не пришлось вступать в битву — враждебные племена, устрашенные мощью мусульман, уходили без боя, нейтральные принимали пророка с подобающим почетом и не мешали вести энергичную пропаганду ислама.

Походы мусульман распространили их влияние на обширные районы к северу, западу и югу от Медины, сорвали намерение курайшитов поднять против Медины все окрестные кочевые племена.

Военные операции прекратились с наступлением священных месяцев — на этот раз Мухаммед не стал их нарушать. Он ждал похода курайшитов против Медины, который должен был привести к решительному сражению между мусульманами и язычниками.

Войско курайшитов выступило в поход против Мухаммеда 11 марта 625 года во главе с Абу Суфианом. С курайшитами шли их союзники из кочевых племен Кинана, Тихана и некоторых других, а также сильный отряд воинов-эфиопов, живших неподалеку от Мекки. На Медину двигалась огромная по тем временам армия — три тысячи воинов, из них семьсот в полных боевых доспехах, двести всадников, три тысячи верблюдов. Армию сопровождали пятьдесят женщин — родственниц павших при Бадре, возглавляемые Хиндой, женой Абу Суфиана, они пели, рыдали и взывали к отмщению. Самые почитаемые боги курайшитов покинули Каабу, чтобы участвовать в сражении, их богато украшенные каменные изваяния покачивались на спинах верблюдов в центре ополчения, растянувшегося на много километров. Близ селения Абва неистовая Хинда порывалась раскопать и осквернить могилу Амины, матери пророка, но ее удержали.

Курайшиты двигались короткими переходами и через десять дней, в четверг 21 марта, неутомленные и готовые к немедленному сражению, достигли Медины. Свои лагерь они разбили на северной окраине оазиса, среди садов и полей выколосившегося, но еще не убранного ячменя, близ обильных колодцев и источников. Их верблюды и лошади привольно паслись на полях мединцев, курайшиты жгли финиковые пальмы и рубили плодовые деревья, разоряя оазис; они были уверены, что сюда, на выбранное ими для сражения место, рано или поздно должен будет явиться Мухаммед со своими сторонниками.

Как только курайшиты выступили из Мекки, дружественные Мухаммеду кочевники немедленно послали к нему гонцов, но лишь после того, как курайшиты разбили лагерь на окраине оазиса, разведчики Мухаммеда принесли точные сведения о неприятеле. Всю ночь дом пророка охраняли вооруженные ансары, боявшиеся внезапного налета курайшитов, а утром мусульмане устроили военный совет. Мухаммед, Абдаллах ибн Убайя и большинство других лидеров мухаджиров и ансаров, большей частью люди пожилые и не склонные рисковать, предлагали сражаться в самом городе, защищая жилые кварталы, и смириться с разорением полей и плодовых насаждений. Воинственная молодежь, опьяненная успехом при Бадре, требовала решительного сражения на открытом месте. Они утверждали, что оборона в самом городе — уже поражение, демонстрация слабости и позорной трусости мусульман.

В полдень после общей молитвы в мечети Мухаммед, вопреки своему первоначальному намерению, поддержал сторонников решительной битвы и призвал мусульман двинуться на лагерь курайшитов. К вечеру мединцы во главе с Мухаммедом выступили из города и подошли к лагерю курайшитов. Пользуясь темнотой и густыми садами, мусульмане беспрепятственно обошли его и достигли горы Оход, в трех милях к северу от города. На склонах этой горы Мухаммед и разбил свой лагерь. Курайшиты оказались между отрядом Мухаммеда и теми, кто остался в городе.

Отряд Мухаммеда насчитывал всего семьсот человек, в основном мусульман, язычников и яхуди было сравнительно немногобольшинство их вместе с Ибн Убайей осталось защищать город.

План разделить силы и обойти курайшитов, чтобы они оказались между двумя отрядами мусульман, был выработан, по-видимому, сообща и заранее, но так как он оказался не очень удачным, мусульманские историки дружно обвинили Ибн Убайю в предательстве — он якобы в самый последний момент покинул Мухаммеда и вернулся в город вместе с тремястами своих сторонников, прекрасно вооруженных и большей частью снабженных кольчугами и шлемами, от помощи же племен Курайза и Надир, исповедующих иудаизм, Мухаммед якобы отказался сам, не доверяя их готовности биться с курайшитами всерьез. Тем самым и эти племена оказались изменниками и предателями. Утром в субботу 23 марта мусульмане заняли выгодную позицию у подножия горы Оход. Пророк, надевший две кольчуги — одну поверх другой,

— решил на этот раз лично руководить битвой; командный пункт он расположил на склоне горы Оход, откуда хорошо обозревалось будущее поле боя. Свой меч, отличавшийся всем известной остротой и прочностью, Мухаммед отдал Кузману — одному из язычников, искусному воину, согласившемуся сражаться вместе с мусульманами.

На левом фланге Мухаммед поставил пятьдесят стрелков из лука для защиты от конницы курайшитов; им было приказано ни в коем случае не покидать свои позиции. Правому флангу, защищенному оврагами, конница курайшитов, по-видимому, угрожать не могла. Центр заняли мусульмане, вооруженные мечами, копьями и кинжалами — для рукопашных схваток. Среди них только сто были защищены шлемами и кольчугами. Кавалерии у мусульман не было совсем.

Выстроившись у подножия горы Оход лицом к лагерю курайшитов, за которым к югу виднелась утопающая в зелени садов Медина, мусульмане стали ждать нападения численно превосходящего противника.

Абу Суфиан развернул курайшитов выгнутым в сторону мусульман полумесяцем. Сам он находился в центре рядом с ливой — древним знаменем курайшитов, нести и охранять которое было почетной привилегией небольшого клана Абд ад-Дар. В первых рядах шли тяжеловооруженные воины, в плетеных стальных кольчугах и остроконечных шлемах, делавших их неуязвимыми для стрел и дротиков. За ними располагались воины, не имевшие доспехов.

Непосредственно за боевым строем вели верблюдов, на спинах которых вздымались идолы курайшитов. Женщины в нарядных одеждах, возглавляемые Хиндой, били в барабаны и ободряли воинов громкими криками.

— Смелее, сыны Абд ад-Дара! — кричали они. — Смелее, защитники женщин! Разите врагов! Смойте позор! Отомстите за павших при Бадре! Мы дочери Утренней Звезды! Жаркие объятия ждут героев! Презрение и отвращениеудел трусов!

Кавалерия под командой Халида (сына аль-Валида-аль-Мугиры) и Икримы (сына Абу Джахля) оставалась на фланге, на безопасном расстоянии от лучников Мухаммеда.

Сражение началось атакой курайшитов по всему фронту. Мусульмане не только выдержали натиск в два-три раза превосходящих сил язычников, но вскоре начали их теснить в центре. Знаменосцы курайшитов бились ожесточенно и падали один за другим под ударами Хамзы, Али и язычника Кузмана, сражавшегося мечом пророка. Атаки кавалерии на фланге были успешно отбиты лучниками.

Центр курайшитов начал отступать, и мусульмане с криками «Смерть! Смерть!» с удвоенной яростью ринулись в бой, уже предвкушая богатую добычу, которая ждет их в лагере курайшитов. Большая часть лучников, вопреки приказу Мухаммеда, с криками «Добыча! Добыча!» покинула свои позиции и тоже устремилась в бой, чтобы в числе первых пробиться к вражескому лагерю.

В этот момент Халид ибн Валид, успевший собрать и привести в порядок кавалерию, рассеявшуюся после первой неудачной атаки, нанес стремительный удар по левому флангу Мухаммеда, почти без потерь прорвал поредевший строй лучников и вышел в тыл наступавшим мусульманам. Мусульмане дрогнули и стали поспешно отходить к горе Оход. Кто-то закричал, что убит Мухаммед, после чего отступление сменилось паническим бегством.

Мухаммед не был убит — пал знаменосец Мусаб, похожий на пророка, что и послужило поводом к панике. Знамя подхватил Али. Пророк сразил одного из нападавших курайшитов копьем, после чего был сбит с ног камнем, пущенным из пращи. У него было разбито лицо, выбит передний зуб, ушиблена нога, в щеку вонзился железный наконечник стрелы, но серьезных ранений он не получил. Ансары, защищавшие пророка, почти все пали, и, если бы опомнившиеся мусульмане не вернулись за ним, он попал бы в руки курайшитов. Говорят, что мусульмане не сразу нашли поверженного пророка

— надвинутый на глаза шлем, залитое кровью лицо делали его неузнаваемым. Преклонный возраст, тяжесть двойных доспехов и полученные раны не позволяли Мухаммеду карабкаться на гору, куда в поисках спасения устремились разгромленные мусульмане. По узкому ущелью его на руках перенесли на вершину горы Оход. Покинув поле боя и отступив на крутые каменистые склоны горы Оход, мусульмане очутились в безопасности — курайшиты не могли их преследовать.

Мусульмане потеряли в битве почти семьдесят человек убитыми, около двухсот человек было ранено. Курайшиты потеряли всего двадцать четыре человека — десятерых поразил богатырь Кузман, смертельно раненного, его унесли

Скачать:TXTPDF

Жизнь Мухаммеда. Панова В., Бахтин Ю. Ислам читать, Жизнь Мухаммеда. Панова В., Бахтин Ю. Ислам читать бесплатно, Жизнь Мухаммеда. Панова В., Бахтин Ю. Ислам читать онлайн