проявившие недостаточную преданность исламу мусульмане хорошо понимали, по дороге одному из них удалось освободиться от пут и завладеть мечом — только для того, чтобы погибнуть сражаясь, как то и подобает мужчине.
Двоих мусульман за большие деньги купили курайшиты, родственники которых пали при Оходе, — для погашения неоплаченного счета кровной мести. Этих мусульман, не пожелавших отречься от истинной веры, публично казнили поблизости от Каабы. Впрочем, «казнили» не совсем точное слово, ибо их зарезали кремневыми ножами, которыми язычники издавна, со времен каменного века, резали приносимых в жертву верблюдов и овец в ограде храма. Кровную месть курайшиты воспринимали, по-видимому, и как священный обряд, как человеческое жертвоприношение, угодное не только душам умерших, но и богам.
Говорят, что на Абу Суфиана и других мекканцев сильное впечатление произвело мужественное поведение мусульман во время казни, их преданность исламу и любовь к пророку. Второе избиение мусульман произошло почти одновременно с трагедией, разыгравшейся у колодца ар-Раджи.
Один из шейхов племени Амир, кочевавшего к западу от Медины, в предгорьях Неджда, уговорил Мухаммеда послать проповедников к амиритам, обещая полную безопасность мусульманам и обращение в ислам всего своего племени. Мухаммед послал к амиритам крупный отряд «проповедников» — молодых, преданных вере мусульман в полном вооружении. На привале у колодца Бир-Мауна, расположенного у самой границы земель племени Амир, отряд мусульман был застигнут врасплох и перебит кочевниками племени Сулайм по прямому наущению самих амиритов, которые не приняли участия в резне только потому, что боялись военного столкновения с Мединой.
Из всего отряда спаслось только двое. Одного тяжелораненого мусульманина кочевники посчитали сперва мертвым, а потом, когда возбуждение схватки улеглось, не стали добивать; второй пас верблюдов, на которых передвигался отряд, вдали от колодца и не принимал участия в сражении, его кочевники взяли в плен и отпустили.
С отрезанной прядью волос — позорным знаком недавнего освобождения из рабства -отправился этот мусульманин в Медину. По дороге он встретил двух амиритов, ничего не подозревавших о недавнем столкновении, и убил их, мстя за смерть товарищей у колодца Бир-Мауна. С известием о гибели отряда и своем подвиге во имя веры он явился к пророку.
Медина находилась с племенем Амир в дружбе, убийство мусульман произошло не на территории амиритов, и амириты не принимали участия в нападении на отряд — все было сделано руками сулаймитов. По закону убийство двух амиритов было «несправедливым» -Мухаммеду предстояло либо заплатить амиритам крупный штраф за непредумышленное убийство (убийца не знал истинного положения дел), либо начать войну с племенем Амир.
Мухаммед предпочел платить штраф.
Языческое племя Амир находилось в тесном союзе с проживавшим в оазисе племенем ан-Надир. К обнесенному стеной поселку надиритов и отправился Мухаммед, сопровождаемый Абу Бакром и Али, чтобы урегулировать возникший конфликт. По-видимому, он хотел добиться от надиритов уплаты большей части штрафа, который падал на всю умму мусульман.
Шейхи надиритов согласились обсудить с Мухаммедом этот вопрос, но попросили его подождать, пока будет приготовлено подобающее угощение.
Мухаммед, Абу Бакр и Али сидели, прислонившись к стене, в ожидании начала переговоров, как вдруг пророк поднялся и, не говоря ни слова, быстрым шагом направился в Медину. Назад он не вернулся.
Уже будучи в своем доме, пророк оповестил мусульман, что надириты готовили на него злодейское покушение — они собирались сбросить на него жернов с крыши и именно для этого стали затягивать начало переговоров. Об этом Мухаммеду сообщил «голос» с неба, когда он, ничего не подозревая, сидел у стены. Этот «голос» назвал даже имя надирита, вызвавшегося добровольно осуществить убийство.
В Медине все знали, что поэт-надирит Кааб аль-Ашраф был убит по приказу Мухаммеда и за смерть Кааба надириты до сих пор не расквитались. Знали мусульмане и о том, что в каждом племени и почти каждом клане есть у пророка свои «глаза» и «уши», с помощью которых содержание даже самых тайных бесед часто становилось известным пророку. Обвинению надиритов в злодейском покушении на жизнь пророка и посланника божьего большинство мусульман поверило, и в тот же день Мухаммед послал надиритам ультимативное требование — под страхом смерти покинуть в течение десяти дней оазис; принадлежавшие надиритам финиковые пальмы пророк соглашался оставить в их руках.
Племя ан-Надир проживало в оазисе на правах клиента племени Аус, и хотя с образованием единой уммы мусульман взаимные обязательства патронов и клиентов утратили силу, многие авситы из числа «лицемеров» были недовольны покушением пророка на древние права.
Лидер «лицемеров» и непримиримый противник пророка Ибн Убайя тотчас тайно заверил надиритов, что Мухаммед не осмелится на них напасть. Если же вооруженное столкновение все-таки произойдет, то «лицемеры», обещал Ибн Убайя, будут рука об руку с надиритами сражаться против сторонников Мухаммеда и либо изгонят пророка из Медины, либо вместе с надиритами покинут оазис. Сулил Ибн Убайя надиритам и помощь дружественных кочевых племен.
Племя ан-Надир, ободренное этими обещаниями, отклонило ультиматум Мухаммеда, и мусульмане немедленно осадили защищенный стеной поселок надиритов.
Ибн Убайя не смог поднять «лицемеров» против Мухаммеда, никакой помощи от него надириты не получили, кочевые племена не поспешили к ним на выручку. На седьмой день осады мусульмане по приказу Мухаммеда приступили к уничтожению принадлежавших надиритам финиковых пальм, и осажденные поняли, что сопротивление их становится бессмысленным: даже если кто-нибудь и придет им на помощь, они все равно будут разорены и не смогут оставаться в Медине. Они уведомили Мухаммеда, что согласны покинуть Медину на предложенных им условиях, но теперь пророк потребовал большего: все оружие, дома и посадки финиковой пальмы должны были перейти в руки мусульман.
Надириты приняли эти более тяжелые условия и, погрузив свой скарб на верблюдов, с женщинами, детьми и рабами покинули оазис. Чтобы не радовать врагов проявлениями скорби и горя, они уходили с песнями, под звуки флейт и тамбуринов, надев праздничные наряды. В сердцах своих они уносили ненависть к Мухаммеду и мусульманам. Часть их выселилась в Хайбар, остальные отправились в Сирию. Племя ан-Надир стало активным союзником курайшитов, готовившихся к новому, на этот раз решающему походу против Медины.
В руки мусульман попала большая добыча, но пророк объявил, что, в соответствии с полученным им откровением, никакого дележа этой добычи не будет — она взята без крови, ради нее верующим «не пришлось гнать ни коней, ни верблюдов», а потому вся она целиком поступает в распоряжение пророка.
— Что дал Аллах в добычу посланнику Своему от обитателей селений, — сообщено было Мухаммеду свыше, — то принадлежит Аллаху, и посланнику, и близким, и сиротам, и бедным, и путнику, чтобы не оказалось это распределением между богатыми у вас. И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь. И бойтесь Аллаха, ведь Аллах силен наказанием!
Поведанное Аллахом относилось не только к имуществу, оставленному надиритами, — это был новый закон, согласно которому и впредь все, отнятое у врагов в результате переговоров, а не захваченное в бою, поступает в полное распоряжение Мухаммеда.
С этим решением мусульмане согласились почти без споров. Они знали, что пророк справедлив, и не ошиблись в нем.
В соответствии с повелением Аллаха в первую очередь наделить «бедняков, выселившихся, которые изгнаны из своих земель», Мухаммед роздал дома и земли надиритов переселенцам из Мекки — мухаджирам. Тем самым проблема прочного обоснования мухаджиров в Медине была окончательно разрешена. От этой меры с облегчением вздохнули и ансары, в домах которых мекканские переселенцы жили на протяжении трех лет, с самого начала хиджры. Напомним, что жили мухаджиры в домах ансаров на правах побратимов, и ансарам приходилось постоянно «творить милостыню» -подкармливать и поддерживать семьи мухаджиров. Теперь это бремя Мухаммед с них снял -мухаджиры получили и дома, и финиковые пальмы, отныне они могли сами содержать себя, вне зависимости от торговли и переменчивого военного счастья. И содержать себя, и жертвовать свое имущество, сражаясь на пути, который указывал Аллах;
значительную часть урожая фиников благочестивые мухаджиры немедленно пожертвовали на военные нужды, для пропитания тех, кто отправляется в дальние походы против язычников.
Захваченное оружие Мухаммед роздал и ансарам и мухаджирам — тем, в мужественной готовности сражаться которых он не сомневался.
Землю же получили от пророка только два ансара. Сохранили свое имущество и землю и те из надиритов, которые согласились принять ислам — таких оказалось немного: всего две семьи приняли ислам и остались в Медине на правах полноправных членов уммы пророка.
Интриги Ибн Убайя, который сослужил неплохую службу делу ислама, обострив конфликт с надиритами, Мухаммед высмеял в Коране.
— Разве ты не видел тех, которые лицемерят, как они говорят своим братьям из обладателей писания, которые не уверовали: «Если вы будете изгнаны, то мы выйдем вместе с вами и не подчинимся из-за вас никогда никому. Если с вами будут сражаться, мы непременно поможем вам». А Аллах свидетельствует, что они лжецы!
Если они будут изгнаны, то они не выйдут вместе с ними; если с ними будут сражаться, то они им не помогут;
а если они и помогут, то обратят тыл, и не будет им помощи….
— Они не будут сражаться с вами все, — успокаивал Аллах мусульман, встревоженных, что изгнание племени ан-Надир сплотит против них всех «людей писания» полуострова, — а только в укрепленных селениях или из-за стен. Ярость их между ними сильна: ты думаешь, что они вместе, а сердца их врозь. Это — за то, что они — народ, который не понимает.
«Ярость их между ними сильна… а сердца их врозь» — сказанное относилось и к язычникам. Мухаммед видел, как раздроблены и разобщены язычники, и это вселяло в него твердую веру в победу.
Во время осады надиритов, когда от безделья и скуки вином стали злоупотреблять даже ближайшие соратники пророка, получил Мухаммед и еще одно важное откровение -откровение, окончательно запрещавшее мусульманам вино и азартные игры. И то и другое, разъяснил впоследствии Мухаммед, — «мерзость из деяния сатаны», мерзость, при помощи которой «сатана желает зародить среди вас вражду и ненависть… и отклонить вас от поминания Аллаха и от молитвы». Сторонитесь же этого, призывал пророк, — может быть, вы будете счастливы!
Изгнанием племени ан-Надир Мухаммед закончил военную кампанию 625 года. Наделение мухаджиров землей, умеренная налоговая политика и твердые гарантии права собственности настолько упрочили его положение в Медине, что в апреле следующего года в поход в долину Бадра с ним выступил небывалый по численности отряд — около полутора тысяч человек. Двухтысячный отряд курайшитов во главе с Абу Суфианом тоже явился в Бадр, но ни мусульмане, ни язычники ни решились вступить в битву. Поторговав на ежегодной ярмарке, привлекавшей в эту обильную источниками долину многочисленные кочевые