примут его арабы.
Поистине те, кто противится войне, не только впали в грех ослушания, но и лишились рассудка, не могут они понять справедливость и мудрость предписанного Богом.
Все существенное поведал Аллах через Мухаммеда, посланничество его завершается, пора Мухаммеду возвращаться к Богу. Не ждут уже верующие с нетерпением новых откровений, пожалуй даже страшатся их. «Кому прибавит веры новая сура?»-спрашивают они тайком друг друга, об этом Мухаммеду не раз доносили.
Один долг тяготил Мухаммеда — хадж. Лишь недавно осознал он, что почитание не только Каабы, но и древних святынь в окрестностях Мекки угодно Аллаху и является обязанностью каждого верующего. Это новшество, радостно принятое язычниками, смущало многих ветеранов ислама. В прошлом году хадж возглавил Абу Бакр, и за ним последовало менее четырехсот мусульман. Подробного описания обрядов Мухаммед в откровениях не получил, пример Абу Бакра для верующих значил немного. Нужно было самому пророку возглавить хадж и подтвердить угодное Аллаху, да заодно разобраться окончательно, какие же из древних обрядов «чистые». Сердцем и разумом Мухаммеда руководил Бог, и Мухаммед не сомневался, что, очутившись на месте, он выполнит все угодные Богу обряды и воздержится от неугодных.
В марте наступило время паломничества, и Мухаммед отправился в Мекку. Весть о том, что сам пророк возглавит хадж, разнеслась повсюду. Толпы мусульман примкнули к нему — из одной Медины, уверяют благочестивые историки, поклониться святыням вышло шестьдесят тысяч верующих. Может быть, их было не шестьдесят тысяч, а всего лишь тысячи три -историки ревниво относились к славе пророка. Хаджиев было множество, бесчисленные толпы следовали за Мухаммедом, а каким числом выразить этот взрыв энтузиазма и доверия к пророку — несущественно.
Все «спутники» пророка, сопровождавшие его, все девять жен следовали за ним — в носилках, укрепленных на спинах верблюдов, как и подобало знатным дамам.
После первой же ночной стоянки Мухаммед снял обычную одежду и облачился в ихрам -с этой минуты он предстал перед Богом и все мирское и нечистое стало для него запретным. Все хотели последовать его примеру, но Мухаммед потребовал, чтобы ихрам одевали лишь те, кто ведет с собой предназначенных для жертвоприношения животных. Жены его подчинились этому требованию, как вели себя остальные — неизвестно; в дальнейшем верующие отвергли эту рекомендацию пророка.
— Здесь я служу тебе, Боже! — воскликнул Мухаммед, надев ихрам. — Здесь я служу тебе! Нет тебе равного! Одному тебе — поклонение, от тебя — все благое! Нет царства, кроме твоего царства, нет власти, кроме твоей власти!
Слова этой древней молитвы были хорошо известны:
но во времена невежества язычники исказили их, а теперь Мухаммед очистил ее, вернул ей святость — точно так молился праотец Ибрахим, представая перед Господом.
Очистить угодный Аллаху хадж от искажений, подсказанных сатаной многобожникам, и было его апостольским долгом.
В Мекке пророк совершил умру — поклонение Каабе. Болезнь измучила его, совершать обхождение вокруг храма и бегать между ас-Сафой и аль-Марвой ему было не по силам. На верблюдице аль-Касве объехал он семь раз вокруг Каабы, тросточкой прикасаясь к Черному камню, на ней же совершил «бег» между священными холмами. Исполняя чти древние обряды, он молился, и молитвы были обращены к единому Богу: тем самым умра очистилась от языческой скверны и стала служить исламу.
Мухаммед смазал волосы специальной мазью, приготовленной из камеди; мазь эта придавала голове опрятный вид, помогала против насекомых и делала не столь мучительным последующее бритье головы. Но бриться Мухаммед не стал — никто не должен брить голову, объяснял он, пока жертва не дойдет до своего места;
ему же еще предстояло поклониться окрестным святыням и совершить жертвоприношение.
Завершив умру, Мухаммед снял ихрам и переоделся в обычную одежду, чтобы немного передохнуть. Вместе с ихрамом он снял с себя все обязанности паломника — все мирское стало для него дозволенным, он мог видеться с женами, заниматься делами. Омар открыто осудил его за это; что бы Мухаммед ни делал, всегда находились недовольные, всегда его осуждали.
Отдохнув, он вновь надел ихрам и отправился исполнить самое трудное — очистить от скверны долины Мина и Муздалифа и гору Арафат. Здесь были главные святыни кочевников, многобожники чтили их больше, чем Каабу. Теперь кочевники приняли ислам и должны были чтить на этих местах, насквозь пропитанных язычеством, Аллаха.
Через долины Мина и Муздалифа проследовал Мухаммед во главе многотысячной толпы паломников к горе Арафат, древнему месту предстояния, встречи людей лицом к лицу с Богом или богами. Идолы были уничтожены, но места, на которых они еще недавно стояли, запомнились и почитались мусульманами особенно священными. В этом гнездилось язычество.
• Весь Арафат — место предстояния! — громко возвестил Мухаммед. — Весь, целиком!
• Здесь служу я тебе, Господи! Здесь я служу тебе! — стали кричать мусульмане знакомые слова молитвы, положенной в местах предстояния. Эту молитву, лаббайку йа рабба, как ее называют арабы, выкрикивали как можно громче и повторяли многократно.
С вершины Арафата, сотворив полуденную молитву, обратился Мухаммед с проповедью к паломникам. Он восседал на аль-Касве, а Рабия ибн Убайя, наделенный могучим голосом и четким произношением, был его глашатаем.
• О люди! — кричал Рабия многотысячной толпе. — Посланник Бога говорит: знаете ли вы, какой сейчас месяц?
• Священный месяц! — кричали хаджии.
• Посланник Бога говорит, — кричал Рабия, — Бог освятит вашу кровь и ваше достояние до дня встречи с ним, как он освятил этот месяц!
Фразу за фразой повторял Рабия слова Мухаммеда, голос которого не мог долететь до толпы.
— О люди! Не знаю, встретимся ли мы через год — внемлите же словам моим! — говорил Мухаммед. — Ваша кровь и ваше достояние — священны до встречи с Господом вашим, и этот день, и этот месяц, и этот хадж — священны!
Верните клятвы тому, кто вам доверился, клятвы запретил Господь! Рост запретил Господь — проценты уничтожаются. Не должно быть никакого ростовщичества, и проценты Аббаса ибн аль-Мутталиба уничтожены!
… За кровь, пролитую во времена неведения, Бог запретил мстить! И я не буду судить ее!
О люди! Сатана теряет власть над всяким, молящимся на вашей земле. Но если вы станете поклоняться ему, он будет расставлять вам сети и сделает ничтожным в глазах Бога все ваши деяния — берегитесь же сатаны!
Время принадлежит Богу — так было в день, когда он создал небеса и землю, так есть, и так будет! Число месяцев у Бога — двенадцать, и вставка — увеличение неверия, деяние сатаны!
Ваше право — на жен ваших, и право ваших жен — на вас! Вы вправе требовать, чтобы они не оскверняли ложе ваше и избегали непристойного. Если они не воздержатся — Бог разрешает запирать их и наказывать ударами, но без жестокости! Если они воздержатся — их право требовать, чтобы вы питали их и одевали их с добротой! Будьте снисходительны к поступкам жен ваших — ведь они пленницы ваши, не умеющие обуздывать себя; вы взяли их по закону Господа, вы обладаете ими по слову Господа — слушайте же мои слова, о люди!
О люди! Верующий — брат верующего, и все верующие — братья! Берите же от брата своего только то, что он дает вам, дает по доброй воле, — и не ошибетесь вы! Поняли ли вы слова мои?
• Поняли! — кричали верующие.
• Посланник Бога сказал, — кричал глашатай Мухаммеда, — Бог — свидетель того, что вы поняли!
• О люди! Придерживайтесь того, что я оставляю вам, и вы не ошибетесь! Ясное указание, Книгу Бога, оставляю я вам — внимайте же тому, что я говорю вам! Веруйте: Бог -един, смерть и воскресение — несомненны, и предопределено время, когда восставшие из гробов будут призваны на суд! Веруете ли вы?
Веруем! — кричали в ответ хаджии… Так или примерно так проповедовал Мухаммед во время хаджа. Когда солнце опустилось к самому горизонту, хаджии заволновались — они хотели, как встарь, с воплями кинуться к горе Муздалифе, чтобы скорее зажечь костры у ее подножия… Но Мухаммед оставался неподвижным
— ему не надо было откровений Аллаха, чтобы видеть в этих воплях по умирающему солнцу языческую мерзость, несовместимую с верой. Он заставил их подождать, пока солнце полностью скрылось за горизонтом, а затем нарочито медленно — никаких оснований спешить не было! — повел их к Муздалифе. То, что хаджии начали кричать, и хлопать в ладоши, и свистеть, его не смущало — пусть теперь кричат сколько душе угодно, солнце-то ведь село…
У Муздалифы паломники разожгли огромные костры и продолжали свои крики. Здесь они привыкли поклоняться Кузаху-громовержцу, повелителю гроз и дождей, оплодотворяющих поля и пастбища. Его вызывали язычники кострами и криками, ударами в бубны и свистом. Исправляя лунный календарь вставками, они приурочивали время великого хаджа к весне, ко дню весеннего равноденствия — одновременно это был и праздник солнца. Около того места, где всего лишь два года назад высился идол Кузаха, хотели мусульмане предстать перед Аллахом, но Мухаммед не допустил этого
— вся Муздалифа есть место предстояния, объявил он, отсюда надо взывать к Богу: «Здесь я служу тебе, Господи!..» Он не позволил хаджиям дождаться восхода солнца и еще в темноте, восславив Аллаха, повел их в долину Мина.
Хадж, который возглавил Мухаммед, происходил в марте, и чистое поклонение Аллаху невольно связывалось в сознании паломников, лишь недавно принявших ислам, с привычным поклонением солнцу, весне и Кузаху-громовержцу. Но скоро этой мерзости должен был наступить конец — Бог не случайно запретил исправлять лунный календарь, время хаджа будет отныне приходиться на разные времена года, хадж навсегда потеряет связь с язычеством, почитанием солнца и планет. Многие жаловались Мухаммеду, что в летний зной мучительно трудно будет совершать паломничество. «Хадж
— это жертва Богу, — отвечал им Мухаммед, — а жертва и не должна быть легкой».
В долине Мина были оставлены только три идола — отныне они стали символами сатаны, которого Исмаил некогда отгонял камнями. И древний обряд бросания камней наполнился новым содержанием — мусульмане отрекались от всякой связи с сатаной, бросая в каждого идола по семи камней, подобранных на склонах Муздалифы. Бросание камней они сопровождали лаббайкой: «Здесь служу тебе, Господи! Здесь я служу тебе!»
— ибо Мина тоже была местом предстояния. Жертвоприношения в долине Мина верующие совершали теперь в память об Ибрахиме, который собирался здесь принести в жертву Богу своего сына.
— Вся долина Мина — место жертвоприношения! — объявил Мухаммед, ему важно было отучить мусульман от заклания животных на местах, где недавно стояли идолы, ибо жертвы их принадлежали Аллаху.
После жертвоприношения большинство паломников заканчивали хадж — они брили головы, снимали ихрам и