возвращались к обычной жизни.
— Пейте, и ешьте, и наслаждайтесь — так повелел Аллах! — возвестил им Мухаммед; любимый язычниками праздник не таил в себе угрозы чистоте ислама.
Кругом уже были расставлены бесчисленные палатки и шатры, торговцы разложили свои товары, фокусники, поэты и певцы собрались сюда со всей Аравии- знаменитая ярмарка в долине Мина началась. Треть мяса жертвенных животных предназначалась беднякам, все могли есть досыта и веселиться.
Мухаммед принес в жертву шестьдесят три верблюда — по одному верблюду за каждый год своей жизни. В честь своих жен он принес в жертву коров. Сюда, в долину Мина, прибыл к нему из Йемена встревоженный Али — Мухаммед совершал хадж без него, и это могло серьезно отразиться на его репутации в глазах верующих. Мухаммед купил верблюдов и для Али — тридцать семь верблюдов принес Али в жертву, если верить преданиям, — тоже по числу лет своей жизни. Неслыханно щедрое угощение устроили Мухаммед и Али для паломников.
Судьба Али тревожила Мухаммеда: слишком многие влиятельные мусульмане относились к двоюродному брату, воспитаннику и зятю пророка враждебно. Кочевникам же Али нравился — бесстрашный воин, щедрый и прямодушный, он был им ближе и понятнее, чем политики типа Абу Бакра и Омара. Мухаммед часто поручал Али улаживать дела кочевников и наводить порядок среди них, зная, что это умножает число его друзей. Хадж Мухаммед использовал и для того, чтобы прославить Али еще больше — он совершил вместе с ним жертвоприношение, он всячески выказывал свою привязанность к нему и, говорят, даже призывал верующих любить Али — отца его единственных внуков — Хасана и Хусейна.
Из долины Мина пророк вновь вернулся в Мекку;
здесь он поклонился Каабе, выпил воды из священного источника Замзам, а затем уже обрил голову и снял ихрам — на этом его паломничество было закончено, и он возвратился в Медину.
Пророческая миссия его приходила к концу.
— Сегодня я завершил вероустав ваш, — сообщил Мухаммеду в конце хаджа Бог, — полностью проявил мою милость вам. Ислам — предание себя Богу — сделал я верой вашей.
Хадж не принес ему облегчения — болезнь его усилилась, головные боли повторялись чаще. Все-таки он продолжал заниматься делами каждый день и являлся в мечеть руководить молитвами верующих. И он готовил мусульман к новому походу — опять на север, к берегам Иордана, в пределы Византии. Возглавить этот поход он поручил Осаме — сыну любимого Зайда ибн Хариса, павшего смертью мученика в долине Мута. Мухаммед поклялся тогда, что Осама, а не кто-нибудь другой отомстит за смерть Зайда. Осаме было всего двадцать лет, и верующие негодовали, что Мухаммед поручает ему руководить походом, по их мнению, достаточно было людей более опытных, чем Осама, а главное — более заслуженных. «Они всегда не любили Зайда, — с грустью говорил Мухаммед, — они всегда противились, когда я давал Зайду важные поручения. Теперь они перенесли неприязнь на сына Зайда, им обидно подчиняться сыну вольноотпущенника». Так уж получилось, что почти всех, кого пророк любил, верующие не любили. Но Мухаммед не отменил своего назначения — войска на север поведет Осама.
В конце мая у Мухаммеда еще хватило сил проводить в поход Осаму. Армия не ушла, однако, далеко — все были встревожены болезнью пророка, все понимали, что в случае его смерти начнется борьба за власть, и далеко уходить не следует. На расстоянии дневного перехода от Медины армия разбила лагерь.
Чуть ли не на следующий день после проводов Осамы состояние Мухаммеда резко ухудшилось. Ночью его мучили кошмары, а затем он явственно услышал голоса, которые звали его: мертвецы требовали, чтобы он помолился за них. Сейчас же, немедленно.
Он очнулся в ужасе от того, что не выполнен важный долг. С тех пор как Аллах призвал его, он ни разу не ослушался его воли, не исказил ни одного слова, не утаил ничего. Он всегда провожал верующих и молился на их могилах. Но кто-нибудь мог умереть в его отсутствие, ему могли не сказать об этом или сказали, а он забыл. За десять лет умерли сотни людей — женщины, дети, рабы, он даже не знал их имен. Нет, обо всех он не молился, свой долг пророка не выполнил. Нужно было спешить.
Мухаммед позвал раба и приказал немедленно вести себя на кладбище.
— Мне приказано помолиться об умерших на кладбище, — объяснил он. Поддерживаемый рабом, он отправился по улицам спящей Медины на
окраину, к общественному кладбищу. Была середина ночи, молодой месяц корабликом висел над далекими горами, ярко пылали звезды на черном небе, белели камни на могилах. По словам раба, окончив молиться, Мухаммед воскликнул:
— Мир вам, люди могил! Счастье для нас, что вы умерли! Волнами мрака надвигаются беды, и каждая последующая будет ужаснее предыдущей!
Тревожное время близилось для уммы Мухаммеда. Язычество было сломлено, но в разных частях полуострова стали появляться новые пророки Аллаха, противопоставляющие себя Мухаммеду. Для мусульман это были лжепророки и колдуны, которых следовало уничтожать без пощады.
На юге, в Йемене, власть захватил лжепророк аль-Асвад. На востоке, в Йемаме, прочно утвердился лжепророк Маслама, которого мусульмане презрительно звали Мусайлима, то есть «Масламишка», — он получал откровения и творил свой «Коран». «От пророка Масламы пророку Мухаммеду — мир тебе» — так якобы начинал свои послания этот лжепророк, предлагая Мухаммеду сотрудничать и поделить власть в Аравии. К северу от Йемама сеяла смуту лжепророчица Саджах, племена Центральной Аравии подбивал на восстание лжепророк Тулайха (Талха).
А кочевники не хотели платить закат и были чувствительны ко всяким течениям ислама, напоминавшим первые проповеди Мухаммеда в Мекке…
Время было действительно тревожное.
С этой ночи состояние Мухаммеда стало стремительно ухудшаться. Он едва добирался до мечети, чтобы руководить молитвами, с трудом пересекая двор, чтобы отдать себя заботам очередной жены. Наконец болезнь осилила его — в домике Маймуны он впервые потерял сознание, а очнувшись, не мог подняться. Он попросил, чтобы его освободили от этих ежедневных переходов из дома в дом и отдали на попечение Айши.
Али и сын Аббаса с трудом перевели — скорее, перенесли — Мухаммеда через двор, ноги его волочились по земле, голова упала на грудь.
Маймуна хотела лечить его какими-то снадобьями, привезенными из Эфиопии. Мухаммед отказался их принимать; он попросил принести воды из семи колодцев Медины и облить его. Воду принесли, его усадили на чурбан и стали поливать голову холодной водой — он терпел эту пытку, хотя и кричал от боли, но лечение не помогло.
На следующий день он уже не мог встать на молитву — молиться нужно было стоя. Ему помогли совершить омовение и подняли, но он сразу же потерял сознание и упал. Очнувшись, он вновь попросил, чтобы ему помогли встать; его поставили, и он опять упал. Так повторялось несколько раз.
После этого он смирился. До мечети ему было не дойти, руководить молитвой попытался вместо него Омар, но верующие не приняли Омара. Тогда Мухаммед поручил эту обязанность Абу Бакру. А может быть, и не поручал:
все чувствовали, что он скоро умрет, власть ушла из его рук.
От него всех удалили, даже жен. Только Айша видела его и ухаживала за ним. К нему перестали пускать. Абу Бакр, Омар, Али и другие «спутники» его заглядывали на минуту и сейчас же исчезали — им было не до него. Они спешно совещались со своими сторонниками, слали гонцов к дружественным кочевникам, настороженно следили друг за другом. Их заботила судьба уммы и судьба ислама, вопрос о том, кто станет преемником пророка, был для них вопросом жизни и смерти.
Кого хотел видеть Мухаммед главой верующих после себя? Никто не спрашивал его об этом, а он молчал. Он знал, что ничего не может сделать: верующие не подчинятся его выбору, они будут решать этот вопрос сами. Хуже того, если избранный Мухаммедом не получит власти, его убьют. Никто не рискнет оставить в живых человека, которого сам пророк считал своим достойным преемником…
Мухаммед молчал, но все-таки его боялись. Боялись его последней воли, необдуманного слова, ненужного откровения. Он бредил и впадал в забытье, временами теряя способность говорить. Один раз, когда сознание вернулось к нему, он попросил принести принадлежности для письма — что-то хотел продиктовать. Никто не ответил ему, никто не пошевелился. Все. Конец. Больше он уже ни о чем их не просил.
Слухи о смертельной болезни пророка вызвали среди мусульман опасное волнение. Некоторые настойчиво утверждали, что Мухаммед умер, другие были убеждены, что пророк не может умереть, что пророк бессмертен. Абу Бакр и Омар, по-видимому, всячески успокаивали мусульман — болезнь пророка не опасна, утверждали они, он уже поправляется, скоро он будет здоров. Утром 8 июня, когда верующие собрались в мечети, двери хижины Айши распахнулись, занавес отдернулся, и на пороге показался Мухаммед. Его поддерживали, но все-таки он стоял — живой и невредимый. От дверей Айши до мечети было всего метров сорок, верующие хорошо видели пророка, некоторые утверждали, что он улыбался. Постояв минуту, Мухаммед слегка помахал им рукой, дверь захлопнулась. Все успокоились и разошлись по своим делам.
Через несколько часов Мухаммед умер. По словам Айши, голова его покоилась у нее на коленях, когда она увидела, что глаза его остановились. На крик Айши сбежались остальные жены пророка, они огласили дом дружными воплями, раздирали свои одежды и царапали себе щеки.
Вопль их возвестил Медине о смерти Мухаммеда, все бросились к мечети. Омар кричал, что Мухаммед не умер — он просто ушел на время к Аллаху, как уходил пророк Муса; он скоро вернется! Омар грозил мечом всякому, кто распускает ложь о смерти пророка.
Абу Бакр, заглянув в дом Айши и убедившись, что Мухаммед мертв, поспешил обуздать Омара.
— О люди! — закричал он. — Если кто-нибудь поклоняется Мухаммеду, пусть знает — Мухаммед умер. Но Аллах, которому мы поклоняемся, жив и бессмертен! О люди! Вспомните слова Аллаха: «Мухаммед только посланник. Нет уже посланников, которые были прежде него; ужели вы обратитесь вспять, если он умрет или будет убит!
Никто из собравшихся не помнил этих слов Корана… Но волнение понемногу улеглось, опасные мечтания о вознесении на небо и скором воскресении Мухаммеда были пресечены.
Сподвижникам некогда было оплакивать Мухаммеда. Двор Мухаммеда заперли и никого туда не пускали. Хижину Айши заперли тоже. Жены пророка и родственники Аббаса притихли.
В пустом домике Айши всеми покинутый лежал мертвый пророк. К ночи выяснились главные претенденты на власть. Али, которого поддерживали аз-Зубайр и Тальха, собирал сторонников в доме Фатимы. Ансары сплотились вокруг Саада ибн Убайда и с оружием в руках засели в