следующее замечание:
«Эти замечания мне прислал тогда Хайдеггер.
В то время я их почти не читал, такой тип критики меня не интересовал.
Чтение затруднял и скверный шрифт пишущей машинки.
После нескольких страниц я прекратил чтение.
Это было не на том пути, на каком я искал и работал.
Отсутствие реакции с моей стороны, как я полагаю сегодня, наверняка задело Хайдеггера. Он не пожаловался на это ни прямо, ни косвенно. Но сейчас мне кажется, что с этого началось его «отчуждение», поскольку я не последовал за ним на путях мышления». 26. Ср.: Heidegger M., Anmerkungen zu Karl Jaspers // G A Bd. 9, особенно S. 28 ff.
‘Состоянии рождения (лат.),
27. Должность внештатного профессора, которую занимал Ясперс. См. прим. 22 к письму [7] Ясперса от 1.8.1921.
28. Маннгейм Карл (Mannheim, Karl; 1893–1947) — социолог. В 1926–1930 гг. — докторская диссертация в Гейдельберге, затем место ор-
‘ динарного профессора во Франкфурте-на-Майне, откуда он в 1933 г. эмигрировал в Великобританию. Область специализации: социология знания.
29. Работа Ясперса «Strindberg und van Gogh. Versuch einer pathogra-phischen Analyse unter vergleichender Heranziehung von Swedenborg und Holderlin», Bern 1922.
30. Этот план не осуществился.
31. Karl Jaspers, «Allgemeine Psychopathologie. Ein Leitfaden fur Studierende, Arzte und Psychologen», Berlin 1913. B 1920 г. вышло «второе, переработанное» издание. Ко времени этого письма Ясперс, вероятно, готовил «третье, расширенное и улучшенное» издание (1923).
32. См.: Jaspers K., Philosophische Autobiographie, a. a. O., S. 40 ff: «Около 1920 года я стоял на распутье. Моя «Психология мировоззрений» имела успех. Ее тогда много читали. За годы, когда я ее писал, накопились рукописи лекций по психологии религии, социальной психологии, психологии народов и морали. Было бы совсем нетрудно написать на их основе три новые книги. Обширная библиография могла быть использована для широкого панорамного изложения. Достигнутый мною уровень, возможно, содержательных, однако философски не укорененных воззрений мог быть развернут вширь. Искушение публиковать каждый год или каждые два года новую книгу, которая в тот момент, возможно, имела бы успех, было велико.
Но этому противостояло сознание, что то, что было живо в моем внутреннем восприятии, в моей оценке людей и событий, философски на этом пути не прояснилось. Подмена философии сколь угодно широким психологическим исследованием с привлечением сколь угодно интересного исторического материала была все же уклонением от серьезной задачи — необходимости понять себя самого в бытии. Это были бы ни к чему не обязывающие занятия. Задача, которую я поставил перед собой, требовала особого методического осмысления и проникновения в немногие первичные, великие философские труды. Мои занятия и впоследствии были посвящены истории и тем реальностям, которые становятся известны из всех наук — но лишь мимоходом, в наименее продуктивные часы. Главной задачей стало восхождение к высотам подлинной философии. Дело двигалось медленно. Внезапные озарения относительно того, во что все это выливается, обретали устойчивость и связность лишь в работе, которая носила теперь новый характер. Этого можно было добиться не обучением и приумножением знания, но лишь в тех формах мысли и методах, которые можно практиковать в общении с великими философами, но которым, собственно, нельзя научиться. Нужно было выйти на новый уровень мышления. Это означало решимость, равнозначную началу с азов».
33. Крепелин Эмиль (Kraepelin, Emil; 1856–1926) — один из крупнейших представителей клинической психиатрии. Его перу принадлежит учебник по психиатрии (1883,9-е изд. 1929), главный до появления «Общей психопатологии» («Allgemeine Psychopathologie»).
34. Наторп Пауль (Natorp, Paul; 1854–1924) — профессор в Марбурге, неокантианец, ученик Когена (Cohen). По его рекомендации Хай-
306 I
деггер получил назначение в Марбург. Хайдеггер высоко ценил работу Наторпа «Platos Ideenlehre», Leipzig 1903.
35. Миш Георг (Misch, Georg; 1878–1965) — профессор в Гётгингене, в 1939–1946 гг. — в Великобритании. Представитель философии жизни и издатель Собрания сочинений Дильтея.
36. Вероятно, относится к работе Кронера «Von Kant bis Hegel», Tubingen 1921–1924,2 Bde.
37. На семинарах для начинающих обсуждались «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии», т. 1.» Гуссерля (Hus-serl, «Ideen zu einer reinen Phanomenologie und phanomenologischen Philosophie», Bd. I), для старших студентов — Аристотелева «Физика», книги IV и V.
38. Гайгер Мориц (Geiger, Moritz; 1880–1937) — феноменолог мюнхенской школы, область специализации — эстетика; соиздатель «Ежегодника по философии и феноменологическим исследованиям» («Jahrbuch fur Philosophie und phanomenologische Forschung»).
39. Дети: Йорг (род. 1919) и Герман (род. 1920). Хижина в Тодтнауберге была построена и обжита в 1922 г.
40. Нельзя сказать с уверенностью, о какой работе Макса Шелера идет речь — вероятно, о «Немецкой философии современности» (M. Scheler, «Die deutsche Philosophie der Gegenwart»), которая вышла в 1922 г. в изданном Ф. Виткопом сборнике «Современная немецкая жизнь» (hrsg. Ph. Witkop, «Deutsches Leben der Gegenwart»).
Шелер Макс (Scheler, Max; 1874–1928) — профессор в Кёльне и Франкфурте-на-M. Работы: «Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik», Halle a. d. S. 1913–1916; «Wesen und Formen der Sympathie», Bonn, 2.1923; «Die Wissensformen und die Gesellschaft», Leipzig 1926, и др. Хайдеггер посвятил Шелеру работу: «Kant und das Problem der Metaphysik», Bonn 1929. (Frankfurt a. M., 4.1973)*.
‘Русск. перев.: «Кант и проблема метафизики» / Перев. О. В. Никифорова. М., 1997.
41. Семинар по Аристотелю: «Никомахова этика».
42. УЯсперса: «М.Х. иК.ЯЛ
43. Вебер Макс (Weber, Max; 1864–1920) — историк, специалист в области политэкономии и социологии; оказал устойчивое влияние на Яс-перса, считавшего его наиболее значимой фигурой современной ему немецкой духовной жизни.
44. Ратенау Вальтер (Rathenau, Walther; 1867–1922) — еврейский предприниматель и политик, в 1922 г. — министр иностранных дел; застрелен 24.6.1922 на пути в министерство. Ратенау оставил многотомное литературное наследие, в центре внимания которого были поиски «новой» экономики и нового государственного и общественного строя, альтернативного капиталистической и социалистической моделям.
45. Вебер и Ратенау, вероятно, рассматриваются Ясперсом как гетерогенные духовные фигуры: национально ориентированный, но никогда не занимавший политических постов Макс Вебер — и Вальтер Ратенау, занимавший высокие посты, «политик у власти», проклинаемый в националистических и антисемитских кругах.
46. Венде Эрих (Wende, Erich; 1884–1966) — в 1913–1933 гг. занимался в прусском министерстве по делам культов главным образом университетскими делами и созданием педагогических академий; дослужился до министериальдиректора*.
47. Беккер Карл Генрих (Becker, Carl Heinrich; 1876–1933) — ориенталист и прусский политик, с 1916 г. — в прусском министерстве по делам культов, в 1921 г. и в 1925–1930 гг. — министр по делам культов. Он неизменно способствовал реформе высшей школы, был ос-
* Ранг высших чиновников в Германии.
нователем первых педагогических академий и Немецкой писательской академии.
48. В летнем семестре 1922 г. Ясперс читал курс лекций по истории новейшей философии.
49. Овербек Франц (Oveibeck, Franz; 1837–1905) — протестантский богослов; в 1870–1897 гг. — профессор по Новому Завету и древней истории церкви (Базель); дружил с Ницше. Речь идет об изданной Карлом Альбрехтом Бернулли книге «Christentum und Kultur. Gedanken und Anmerkungen zur modernen Theologie von Franz Oveibeck», Basel 1919.
50. «Allgemeine Psychopathologie», Berlin, 3, — 1923.
51. Вальтер Герда (Walther, Gerda; 1897–1977) — ученица Гуссерля и Пфендера (Pfander). Работы: «Zur Ontologie der sozialen Gemeinschaften» // Jahrb. fur Philosophie und phanomenologische Forschung, Bd. IV, Halle a. d. S. 1923. — Позднее пыталась применить феноменологию также и к области мистического.
52. Хух Рикарда (Huch, Ricarda; 1864–1947) — историк, романистка и поэтесса; в 1933 г. в знак протеста против национал-социализма вышла из Прусской академии искусств. Работы: «Der gro?e Krieg in Deutschland», Leipzig 1912–1914, 3 Bde; «Die Romantik», Leipzig 1899–1902,2 Bde.
53. Конрад-Мартиус Хедвиг (Conrad-Martius, Hedwig; 1888–1966) — представительница гёттингенской школы феноменологии; занималась исследованием законов бытия и сущности, проблемой реальности. Работы: «Realontologie» // Jahrb. ftir Philosophie und phanomenologische Forschung, Bd. VI, Halle a. d. S. 1923; «Farben» // Husserl-Festschrift, Halle a. d. S. 1929; «Der Selbstaufbau der Natur», Hamburg 1944; «Die Zeit», Munchen 1954.
54. См. письмо [7] Ясперса к Хайдегтеру от 1. 8. 1921.
55. Онкен Герман (Oncken, Hermann; 1869–1945) — историк; как и Яс-перс, родом из Ольденбурга. Профессор в Чикаго (1905–1906), Ги-сене (1906), Гейдельберге (1907–1923, по специальности новейшая история), Мюнхене (1923) и Берлине (1928–1935), где досрочно вышел на пенсию. Онкен стремился сделать политическую историю более фактологической, избегая метафизических интерпретаций.
56. По поводу приглашений в университеты Киля и Грайфсвальда в 1921 г.
57. Курциус Людвиг (Curtius, Ludwig; 1874–1954) — специалист по классической археологии, профессор в Эрлангене и Фрайбурге-им-Брай-сгау, в 1920–1928 гг. преподавал в Гейдельберге и затем был назначен первым директором Археологического института в Риме. Считается одним из крупнейших представителей герменевтического подхода в археологии. Об отношениях Курциуса с Ясперсом, с которым он был тесно дружен, см: Curtius L, «Deutsche und antike Welt. Lebenserinnerungen», Stuttgart 1950, S. 365 ff.
58. Рихтер Вернер (Richter, Werner; 1887–1960) — германист и политик, область интересов: проблемы культуры. В 1925–1932 гг. — министе-риальдиректор в прусском министерстве науки, искусства и народного образования.
59. Гартман Николай (Hartmann, Nicolai; 1882–1950) — профессор в Марбурге, Кёльне, Берлине, Гётгингене. Близок к марбургской школе; предложил новый вариант онтологии: «Grundzuge einer Metaphysik der Erkenntnis», Berlin/Leipzig, 2. erganzte Aufl. 1925; «Zur Grundlegung der Ontologie», Meisenheim 3.1948; «Moglichkeit und Wirklichkeit», Berlin 1938; «Der Aufbau der realen Welt», Meisenheim 2. 1949. В своей материальной этике ценностей находился под влиянием Шелера, см.: «Ethik», Berlin 3.1949.
60. Неясно, к чему относится это замечание*.
61. Под заглавием «Онтология» Хайдеггер читал об аристотелевской «Герменевтике фактичности» (Теперь в: G A Bd. 63, Hrsg. v. Kate Brocker-Oltmanns, Frankfurt a.M. 1988). На семинаре для начинающих рассматривались Гуссерлевы «Логические исследования», т. II (Husserl, «Logische Untersuchungen», Bd. II; вероятно, VI исследование), на коллоквиуме (совместно с Эббингаузом) речь шла об избранных местах работы Канта «Религия в пределах только разума» («Die Religion innerhalb der Grenzen der bloben Vernunft»).
62. 4 июля 1923 г. Гуссерль получил приглашение в Берлин на кафедру Эрнста Трёльча (Ernst Troeltsch)**.
63. «Der Beginn der neuzeitlichen Pliilosophie (Descartes-Interpretation)» — «Начало философии нового времени (интерпретация Декарта)». Лекция зимнего семестра 1923/24 г. в: GA Bd. 17, hrsg. von F.-W. v. Herrmann»*.
* Вероятно, речь идет о том, что занятия Аристотелем помогли Хайдеггеру в выработке основных положений, которые в 1926 г. обрели форму «Бытия и времени». Не случайно о курсе лекций, который Хайдеггер заканчивал читать ко времени написания этого письма Ясперсу, — «Онтология. Герменевтика фактичности» — часто говорят как о первом варианте «Бытия и времени». Следующим таким прообразом «Бытия и времени» стали лекции 1925 г. «Пролегомены к истории понятия времени», которые сходны с этим известным трудом Хайдеггера уже не только по проблематике, но и по композиции.
** Гуссерль отклонил это предложение.
***3анер указывает рабочее название лекционного курса. Кстати, оно, возможно, даже более точно передает тематику лекций, нежели «Введение