в феноменологическое исследование», которое курс получил в публикации 1994 г.: большая его часть посвящена Декарту. Однако в зимнем семестре 1923/24 г. Декарт интересовал Хайдеггера в контексте более общего вопроса: каковы особенности обращения феноменологической философии к проблеме субъективности, в частности, каким образом получилось, что «сознание» стало в феноменологии преимущественной областью анализа.
64. Работа Ясперса: «Die Idee der Universitat», Berlin 1923.
65. Силаши Вильгельм (Szilasi, Wilhelm; 1889–1966) — ученик Гуссерля, был дружен с Хайдеггером. После запрета Хайде1теру на преподавание он с 1947 г. замещал Хайдеггера на кафедре. Работы: «Macht und Ohnmacht des Geistes», Bern 1946; «Einfuhrung in die Phanomenologie Husserls», Tubingen 1959.
66. Хайдеггер Фридрих (Heidegger, Friedrich; 1851–1924) — ризничий и бондарь в Мескирхе.
67. В связи с «Идеей университета» у Ясперса было, по-видимому, первое временное омрачение дружбы с Хайдеггером. См.: «Philosophische Autobiographie», a. a. O., S. 97.
68. Доклад Ясперса о Канте на торжествах в Гейдельберге по случаю 200-летия со дня рождения Канта.
69. В архиве отсутствует.
70. Марсей Вальтер (Marseille, Walther) в 1926 г. защитил под руководством Хайдеггера докторскую диссертацию.
71. У Хайдеггера: «серд.».
72. Ледерер Эмиль (Lederer, Emil; 1882–1939) — экономист, в 1918—
1931 гг. — профессор национальной экономии в Гейдельберге, затем — профессор общественно-политических наук в Берлине; в 1933 г. эмигрировал в Нью-Йорк, где стал профессором в Новой школе социальных исследований (New School for Social Research).
73. Хайс Роберт (Heib, Robert; 1903–1974) — ученик Хайдеггера, позднее — профессор психологии во Фрайбурге-им-Брайсгау. Работы: «Logik des Widerspruchs», Berlin u. Leipzig 1932; «Der Gang des Geistes», Bern 1948; «Die gro?en Dialektiker des 19. Jahrhunderts: Hegel, Kierkegaard, Marx», Koln u. Berlin 1963.
74. Бультман Рудольф (Bultmann, Rudolf; 1884–1976) — профессор теологии в Марбурге; поборник демифологизации. Опубликовал в т. ч.: «Offenbarung und Heilsgeschehen», Munchen 1941; «Das Evangelium des Johannes», Gottingen 10.1941; «Glauben und Verstehen», Tubingen, Bd. I 1933; Bd. II1952; Bd. III1960; Bd. IV1965. — В Марбурге завязалась прочная дружба с Хайдеггером.
75. В архивах не найдено.
76. Речь идет о серии публикаций «Философские исследования» («Philosophische Forschungen») у Юлиуса Шпрингера в Берлине, которую Ясперс издавал как серию диссертаций своих учеников. В1925 г. вышли две первые книги из этой серии.
77. «Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegrifis», теперь в: GA Bd. 20, hrsg. von Petra Jaeger. Frankfurt a. M., 2. durchges. Aufl. 1988′.
78. Йенш Эрих Рудольф (Jaensch, Erich Rudolf; 1883–1940) — профессор в Марбурге. Основная область интересов: психология восприятия (эйдетика).
«Русск. перев.: Пролегомены к истории понятия времени/ Перев. Е.В. Борисова. Томск, 1998.
79. Николай Гартман принял в 1925 г. приглашение в Кёльн.
К плану предоставить Хайдеггеру место ординарного профессора, освобождаемое Гартманом, следующие детали. В протоколе от 24 июня 1925 г. 2-го заседания комиссии по определению кандидатов на освобождающуюся вакансию имеется следующая запись: «Ведекинд (Wedekind) спрашивает, какие труды Хайдеггера имеются в опубликованном виде. Гартман отвечает, что имеется новая, совершенно выдающаяся работа Хайдеггера, которая, правда, так же, как и его более ранний труд [по Аристотелю], еще не напечатана».
5 августа философский факультет Марбургского университета предлагает прусскому министру по делам культов первым в списке кандидатов на место Николая Гартмана Мартина Хайдеггера.
27 января 1926 г. министр К.-Г. Беккер (С. H. Becker) пишет в Мар-бурп «При всем признании преподавательских успехов профессора Хайдеггера мне все же представляется невозможным предоставить ему место полного профессора кафедры философии, имеющей столь большое историческое значение, пока выдающиеся литературные достижения не найдут особого признания коллег по специальности, которого требует такое назначение».
18 июля философский факультет вновь пишет в берлинское министерство, выражая «просьбу к г-ну министру назначить профессора Хайдеггера, помещенного в списке от 5.8.1925 на первом месте. Факультет считает такую просьбу оправданной, поскольку за это время г-н Хайдеггер довел свою работу «Бытие и время» до печати. Оттиски этой работы в двух экземплярах прилагаются к данному ходатайству».
25 ноября министр вновь отклоняет предложение, отсылая обратно и оттиски.
После повторных усилий факультета Хайдеггер 19. X. 27 получает место ординарного профессора (см. письмо [49]). Эти детали любезно предоставил Тед Кизиль (Ted Kisiel), обнаруживший документы.
80. Кассирер Эрнст (Cassirer, Ernst; 1874–1945) — философ; в 1919— \ 1933 гг. — профессор в Гамбурге, затем — эмиграция в различных европейских странах, а в 1941 г. — в США. Опубликовал в т. ч.: «Philosophie der symbolischen Formen», Berlin 1923–1929, 3 Bde; «Substanzbegriff und FunktionsbegrifT, Berlin 1910*; «Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit», Berlin 1906–1920,3 Bde.
81. Вундг Макс (Wundt, Max; 1876–1963) — философ, профессор в Тюбингене с 1929 г. Работы по немецкому идеализму и немецкой философии.
82. Баух Бруно (Bauch, Bruno; 1877–1942) — философ, профессор в Йене. Главная область исследований: теория культуры.
83. Шольц Генрих (Scholz, Heinrich; 1884–1956) — теолог и философ; в 1918–1928 гг. — профессор философии в Киле, затем в Мюнстере. Представитель логистики. Работы: «Grundzuge der mathematischen Logik», Berlin, Gottingen, Heidelberg 1961 (совместно с Г. Хазенъйе-гером).
84. Гофман Эрнст (Hoffmann, Ernst; 1880–1952) — профессор античной философии в Гейдельберге.
85. Небель Герхард (Nebel, Gerhard; 1903–1974) — ученик Хайдеггера, эссеист. Опубликовал в т. ч.: «Griechischer Ursprung», Wuppertal 1948; «Die Not der Gotter», Hamburg 1957; «Orte und Feste», Hamburg 1962.
86. Франк Эрих (Frank, Erich; 1883–1949) — философ, первоначально изучал историю и классическую филологию, а затем, с 1907 г., в Гейдельберге, обратился к философии. Находился сначала под влиянием Генриха Риккерга и Вильгельма Виндельбанда, под руководством которого защитил работу о Канте, затем все больше испытывал вли-
‘Русск. перев.: Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции /Перев. Б. Столпнера и П. Юшкевича. СПб., 1912.
яние экзистенциальной философии; в 1923 г. защитился под руководством Ясперса (тема исследования: «Платон и так называемые пифагорейцы. Глава из истории немецкого духа» — «Plato und die sogenannten Pythagoreer. Ein Kapitel aus der Geschichte des griechischen Geistes», Halle a. d. S. 1923; в 1927 г. стал внештатным профессором в Гейдельберге, а в 1928 г. — ординарным профессором в Марбурге; в 1939 г. эмигрировал в США, где преподавал в различных университетах. О его оценке философии Ясперса см.: Frank E., «Wissen, Wollen, Glauben. Gesammelte Aufsatze zur Philosophiegeschichte und Existentialphilosophie», Zurich und Stuttgart 1955, S. 269–288.
87. Ebbinghaus /., «Kantinterpretation und Kantkritik» // Deutsche Vierteljahresschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, Bd. II, H. l, 1924, S. 80-115.
Эббингауз Юлиус (Ebbinghaus, Julius; 1885–1981) — философ; с 1921 г. — приват-доцент, а с 1926 г. — профессор во Фрайбурге; впоследствии профессор в Ростоке и Марбурге. Первоначально был гегельянцем, а затем — строгим кантианцем.
88. Вебер Марианна (Weber, Marianne; 1870–1954) — жена Макса Вебе-ра, «жизнеописание» которого она написала в 1920-е гг. («Мах Weber. Ein Lebensbild», Tubingen 1926). С1898 г. участвовала в женском движении, а в 1919–1923 гг. была первым председателем Союза немецких женских обществ; в рамках этой деятельности написала ряд трудов; «Ehefrau und Mutter in der Rechtsentwicklung. Eine Einfuhrung», Tubingen 1907, считается наиболее важным из них. Марианна Вебер близко дружила с семьей Ясперс.
89. Гете. Фауст, ч. I, Пролог на небесах, 329. Перев. Н. Холодковского
90. Хайдеггер Фриц (Heidegger, Fritz; 1894–1980) — младший брат Хай-деггера, жил в Мескирхе (банковский служащий), расшифровал многие рукописи Хайдеггера и сам проявлял большой интерес к фило-
софии и теологии; веселый, остроумный человек (см.: Ein GeburtagsbrTef des Bruders // Martin Heidegger — zum 80. Geburtstag von seiner Heimatstadt Mebkirch», Frankfurt a. M. 1969, S. 58–63. 91. Судя по дневниковым записям хижины, он находился в Тодтнауберге до 6 октября.
92. Относится к сообщению Ясперса, которое в архивах Хайдеггера не обнаружено.
93. Афру Гайгер.
94. Классические филологи Марбурга: Эрнст Маас (Ernst Maab), Теодор Бирт (Theodor Birt), Эрнст Ломмач (Ernst Lommatzsch), Пауль Фридлендер (Paul Friedlander).
95. В архивах Хайдеггера не найдено (возможно, более раннее письмо).
96. В зимнем семестре 1925/26 г. Ясперс читал лекции «Философия религии (в т. ч. психология религии)».
97. Семинары для старших студентов были посвящены Гегелю («Логика»), для начинающих — «Критике чистого разума» Канта.
98. В архиве Хайдеггера отсутствует.
99. Фотографию.
100. В архиве Хайдеггера отсутствует.
101. Общество поддержки немецкой науки (Notgemeinschaft der deutschen Wissenschaft) было создано в 1920 г. по инициативе Фридриха Шмидт-Отга (Friedrich Schmidt-Ott), в то время министра по делам культов Пруссии, и лауреата Нобелевской премии Фрица Хабера (Fritz Haber) в целях поддержки наук, в особенности молодых научных кадров. Членами его были пять немецких академий и все университеты, входящие в Объединение высших учебных заведений. После Второй мировой войны Общество и ученый совет были преобразованы в Немецкое научно-исследовательское объединение (Deutsche Forschungsgemeinschaft), федеральное правительство и земли совместно занимались финансированием исследований.
102. Майер Генрих (Maier, Heinrich; 1867–1933) — философ, профессор Берлинского университета. Представитель критического реализма, исследователь Аристотеля.
103. Виндельбанд Вольфганг (Windelband, Wolfgang; 1886–1945) — историк, профессор; в ту пору в ранге министериальрата был референтом по университетским кадрам в министерстве науки, искусства и народного образования Пруссии.
104. «Бытие и время» («Sein und Zeit») было опубликовано в VIII т. ежегодника «Jahrbuch fur Philosophie und phanomenologische Forschung» (Halle a. d. S. 1927, S. l— 438) и посвящено Эдмунду Гуссерлю. Теперь в GA Bd. 2, вместе с пометками Хайдеггера из так называемого «экземпляра из хижины» (hrsg. von F.-W. v. Herrmann, Frankfurt a. M. 1977; Tubingen, 16.1986). На подаренном Гуссерлю экземпляре — цитата из Лессинга: «Величайшая ясность всегда была для меня наивысшей красотой».
105. Огто Вальтер Ф. (Otto, Walter F.; 1874–1958) — философ и филолог-
классик; профессор в Вене, Франкфурте-на-Майне и Тюбингене. Работы: «Die Gotter Griechenlands», Bonn 1929, и др.
106. Йегер Вернер (Jaeger, Werner, 1888–1961) — историк философии и филолог-классик; профессор в Берлине и Гарварде. Основные работы: «Aristoteles», Berlin 1923; «Paideia — Die Formung des griechischen Menschen», Berlin u. Leipzig 1934–1947,3 Bde*, и др.
107. На Шеффелышрассе жил Генрих Риккерт.
108. Речь идет о книге «Schellings Philosophie», изданной в Берлине.
109. Шеллинг Фр., «Философские исследования о сущности человеческой свободы».
110. В архиве Ясперса не сохранилось.
111. Вайс Елена (Wei?, Helene) — ученица Хайдеггера, работала над Аристотелем; с приходом к власти нацистов покинула Германию. Диссертация: «Причинность и случай в философии Аристотеля» — «Kausalitat und Zufall in der Philosophie des Aristoteles», Basel 1942. В предисловии благодарит Хайдеггера за предоставленную возможность знакомства с его неопубликованными работами.
112. Кристеллер Пауль Оскар (Kristeller, Paul Oskar; род. 1905) — ученик Хайдеггера и Ясперса, философ; хотел защититься под руководством Хайдеггера, в 1933 г., покинув Германию, переехал в Италию (там выпустил работу о Фичино), а в 1939 г. — в США; профессор Колумбийского университета. Основные интересы: античность, Возрождение и ранний период нового времени.
113. Ни рукописи, ни машинописного экземпляра прочитанной в 1926 г. лекции